Тарифные преференцииТаможенного союза
При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер (т.е. выборочно, на какой-то конкретный товар и только для какой-то конкретной страны).
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией ТС.
Единая система тарифных преференций Таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.
Перечни стран-пользователей Единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией ТС.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран (в соответствии с утвержденным Перечнем в 2011 году в нем числится 103 страны) - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств Сторон применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа (базовых пошлин).
В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран (по Перечню 49 государств) - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Таким образом, можно утверждать, что в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС действует сложный таможенный тариф, состоящий из трех колонок – 1-я в которой применяются базовые ставки таможенных пошлин, 2-я – где применятся нулевая ставка и 3-я – в которой ставка таможенной пошлины равняется 75 процентов от базовой.
5.3.5. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза
Единый таможенный тариф формируется на основе Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельностиТаможенного союза (ЕТН ВЭД ТС).
Единая ТН ВЭД ТС - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, основанная на гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ.
Классификация и кодирование товаров являются важными составными элементами тарифного регулирования внешней торговли. Каждый товар обозначается цифровым десятизначным кодом, который является единственной основой для таможенных органов при установлении ставки таможенной пошлины, формирования национального таможенного тарифа, повышения достоверности внешнеторговой статистики. Именно код, а не описание товара, есть основа для таможенной идентификации этого товара.
Страна происхождения товара
В соответствии с законодательством Таможенного союза для предоставления тарифных преференций требуется подтверждение страны происхождения товара. Таможенный кодекс ТС (статьи 58-62) определяет, что «Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров». Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам. Однако основным документом, удостоверяющим происхождение товара, является сертификат происхождения товара. Он выдается уполномоченным органом (как правило, торговой палатой или ассоциацией промышленников, предпринимателей) и удостоверяет, происхождение товара из конкретной страны. В некоторых случаях требуется, чтобы сертификат был заверен консулом. Данная операция называется «консульская легализация сертификата».
Сертификат происхождения товара должен содержать:
· письменное заявление отправителя об удовлетворении товара критерию его происхождения;
· письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшегo сертификат о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
При импорте товара на территорию стран-членов Таможенного союза применяются две основные формы сертификатов: форма А и форма СТ-1.
Сертификат формы А подтверждает происхождение товара из развивающихся и наименее развитых государств, пользующихся национальной системой преференций. Срок действия сертификата - не более 12 месяцев с даты выдачи. Он имеет защитную сетку, содержит 12 граф.
Сертификат формы СТ-1 удостоверяет происхождение товара с таможенной территории одного из государств СНГ, которые обмениваются образцами печатей органов и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на данные товары не распространяются преференции, предусмотренные соглашениями о свободной торговле в рамках СНГ. Предоставление сертификата происхождения осуществляется в рамках процедуры таможенного декларирования. Орган таможенного контроля вправе подвергнуть сомнению безупречность сертификата или содержащихся в нем сведений. В данных условиях он может обратиться с запросом к организации, выдавшей сертификат, за получением дополнительных сведений. Данное взаимодействие происходит в рамках соответствующих международно-правовых договоренностей.
При экспорте товаров из России предоставление сертификатов не обязательно. Сертификаты происхождения российских товаров выдаются Торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации лишь по просьбе российских экспортеров в случае, если это требуется международными договорами.