Ввозные и вывозные таможенные пошлины
Итак, именно ввозные (импортные) пошлины систематизированы в Таможенный тариф. При этом на переходный период предусмотрена возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, а между Казахстаном и этими государствами – только на 38%, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям.
Сторонами определено, что все поступления от взимания ввозных (импортных) пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне зависимости от страны назначения товара. Механизм сбора и распределения поступлений будет реализовываться посредством ведения соответствующих счетов в казначействах государств-участников Таможенного союза, с ежедневной взаимной выверкой поступающих и перечисляемых средств. 25 марта в Москве на заседании Комиссии таможенного союза было принято решение о механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Согласно принятому решению суммы ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны ТС распределяются следующим образом:
Республика Беларусь – 4,70%;
Республика Казахстан – 7,33%;
Российская Федерация – 87,97%.
Стороны Таможенного союза, как правило, не изменяют в одностороннем порядке ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные базовым перечнем Единого таможенного тарифа.
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением. Однако для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов (Сторон) ТС при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.
Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Как известно, экспортные пошлины не характерны для развитых стран с рыночной экономикой. Однако в России вывозные (экспортные) пошлины использовались достаточно широко в 1992-1996 годах. Затем они были отменены и вновь введены после валютно-финансового кризиса августа 1998 года. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции.
Вывозные пошлины в России связаны со следующими экономическими обстоятельствами: во-первых, это пополнение доходной части бюджета, во-вторых, защита внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.
В начале 90-х годов на внутреннем рынке ощущалась острая нехватка всех товаров, а цены на многие товары еще дотировались государством. Поэтому в 1992-1993 годах вывозные пошлины охватывали до 3/4 российского экспорта. Ими облагались не только сырье и топливо, но и продовольствие, алкоголь, промышленные полуфабрикаты, авиационная техника. Размеры пошлин были очень высокими: специфические достигали 80 тысяч ЭКЮ за тонну (серебряная руда), адвалорные — 70 % (растительное масло, сахар).
В связи с изменением ситуации на внутреннем рынке (насыщение товарами, либерализация цен) в 1994-1996 годах наблюдался процесс, с одной стороны, снижения ставок вывозных пошлин и, с другой стороны, сокращения списка облагаемых пошлинами товаров. Последними были отменены (в середине 1996 г.) вывозные пошлины на основные товары российского экспорта — нефть и нефтепродукты.
С начала 1999 года в связи с кризисной экономической ситуацией вновь были установлены вывозные пошлины исключительно на сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть и нефтепродукты, другие виды топлива; цветные металлы, алюминий, лом черных металлов; ценные породы древесины; необработанные шкуры домашнего скота; некоторые химические удобрения.
Размеры вывозных пошлин на нефть зависят от уровня цен на мировом рынке. То же самое относится и к пошлинам на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут).
Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговле, за исключением членов ЕврАзЭС – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Значение вывозных пошлин для экономики подтверждается фактом, что в условиях высоких мировых цен на энергоносители доходы федерального бюджета 2010 года от вывозных пошлин в разы превысили доходы от ввозных пошлин.
Вывозные пошлины выполняют фискальную функцию и применяются в России временно и лишь к наиболее валютоёмким товарам. Надо признать, что применение вывозных таможенных пошлин не соответствуют нормам и правилам Всемирной торговой организации. Отсюда предстоящее присоединение России к ВТО должно сопровождаться отменой взимания экспортных пошлин.