Особые меры защиты внутреннего рынка стран-членов
Таможенного союза ЕврАзЭС ……………………………………………………………………...120
5.5.1. Правовые основы защиты внутреннего рынка Таможенного союза …………………...120
5.5.2. Понятийный аппарат базового Соглашения ……………………………………………...122
5.5.3. Специальные защитные меры ……………………………………………………………....125
5.5.4. Антидемпинговые меры ………………………………………………………………….…..126
5.5.5. Компенсационные меры ……………………………………………………………………...129
5.6. Налоговое регулирование внешнеторговых операций ……………………………………135
5.6.1. Правовые основы взимания косвенных налогов в Таможенном союзе…...……………...135
5.6.2. Порядок взимания и возмещения НДС при экспорте товаров ……………………….…137
5.6.3. Налоговое регулирование в рамках Таможенного союза …………………………………138
5.6.4. Таможенные платежи в России …………………………………………………………....139
5.6.5. Налог на добавленную стоимость …………………………………………………….…....140
5.6.6. Акцизный налог ………………………………………………………………………………..141
5.7 Технические барьеры в торговле ……………………………………………………………...142
Законодательная база технического регулирования торговли в Таможенном союзе ..142
5.7.2. Общие положения технического регулирования в Таможенном союзе……….. ……...143
Понятийный аппарат Соглашения о техническом регулировании
в Таможенном союзе ………………………………………………………………………………...145
5.7.4. Технические регламенты Таможенного союза - общие требования…………………....146
5.7.5. Техническое регулирование в Российской Федерации …………………………………….147
5.8. Валютное регулирование и валютный контроль …………………………………………..149
5.8.1. Российское законодательство и основные принципы валютного регулирования ….....149
5.8.2. Важнейшие положения Закона №173-ФЗ от 10 декабря 2003 года ………………….....150
5.8.3. Валютное регулирование, осуществляемое Правительством России …………………153
5.8.4. Валютное регулирование, осуществляемое Центробанком России ……………………154
5.8.5. Расчеты по внешнеэкономическим операциям …………………………………………....156
5.8.6. Валютный контроль за осуществлением экспортно-импортных операций ……….....157
5.8.7. Органы и агенты валютного контроля …………………………………………………….159
5.9. Экспортный контроль ……………………………………………………………………….....161
5.10. Регулирование бартерных операций …………………………………………………..…....163
5.11. Регулирование иностранных инвестиций в России ……………………………………....164
Международные организации и правовые документы, регулирующие приток
иностранных инвестиций в Россию ………………………………………………………………..164
Нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных
инвестиций в России ……………………………………………………………………………..…..166
5.11.3. Основные положения Федерального Закона №160-ФЗ от 9 июля 1999 года ……….....167
5.11.4. Федеральный Закон "О соглашениях о разделе продукции" ……………………………169
5.11.5. Регулирование прямых иностранных инвестиций в СЭЗ ……………………………….173
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………….…178
Заключение …………………………………………………………………………………………....180
Список литературы…………………………………………………………………………..182
Введение
Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики.
Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и международной унификацией таможенных правил, процедур и режимов.
Известно, что либерализация мировых внешнеэкономических связей (ВЭС) усилилась на переломе 80-90-х годов в результате создания Всемирной торговой организации (ВТО). Что касается России, то либерализация внешнеэкономической сферы в эти годы была призвана нормализовать внутренний потребительский рынок, запустить рыночные механизмы, ускорить структурные преобразования в хозяйстве, преодолеть из-за высокой инфляции паралич внутренних экономических связей. Надо также иметь в виду, что либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках реформы экономики России является необходимым, но не достаточным условием для интеграции в мировую экономику. При этом находясь вне правового поля международного сотрудничества, Россия подвергается и будет подвергаться разного рода торговым ограничениям и дискриминациям, что сопряжено с ощутимыми экономическими потерями. Велико влияние этих ограничений и на структурные особенности участия страны в международном разделении труда.
Подлинная интеграция предполагает подключение к международным соглашениям и организациям, регулирующим внешнеэкономические отношения между членами мирового сообщества, правила и нормы взаимной либерализации торговли и экономики в целом. Открытие экономики России в начале 90-х годов означало резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и функционирование российского рынка. Однако отсталость существовавшей в тот период системы внешнеэкономической политики России с особой остротой проявилась с началом переговоров о присоединении нашей страны к ВТО. Проявившиеся в ходе практической реализации новой внешнеэкономической политики проблемы потребовали кардинального изменения законодательной базы государственного регулирования ВЭС. В конце 1990-х — начале 2000-х годов был принят ряд законодательных актов, максимально сблизивших российскую систему регулирования внешнеэкономических отношений с правилами ГАТТ/ВТО, определивших приоритетные направления внешнеэкономической политики, меры защиты экономических интересов страны, в том числе и путем стимулирования производителей и экспортеров.
С установлением либерального режима внешнеэкономической деятельности в России возникла прямая связь между функциями государства в мировой экономике и ее эффективного социально-экономического развития.
Практически во всех странах мира регулирование внешнеэкономической деятельности является прерогативой центральной власти, поскольку эта деятельность, будучи составной частью международных связей, относится к сфере внешнеэкономической политики, проводимой от лица государства. В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно стройная система управления и регулирования внешнеэкономической деятельности, отвечающая требованиям международного права, нормам и правилам ВТО. Причем эта система постоянно совершенствуется, исходя из международных реалий. В формировании торгово-экономического курса страны в последние годы существенную роль играли следующие составляющие, в частности, стремление России присоединиться к ВТО, расширение сотрудничества с ЕС, СНГ и другими экономическими группировками. Особое место в реформировании системы управления и регулирования ВЭД сегодня отведено разработке единых норм и правил регулирования в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС (Беларуси, Казахстана и России).
Учебные задачи курса «Современный механизм и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности» — изучить основные аспекты управления и регулирования внешнеэкономической деятельности в международной практике и нашей страны. Научить студентов анализировать становление механизма регулирования внешнеэкономической деятельности и действенность его инструментов на федеральном, региональном уровнях и в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, уяснить влияние этого механизма на процесс «открытия» российской экономики.
Раздел I