Избрание и вступление в должность
Введение
Аннотация:
Дмитрий Медведев не успел проработать на посту президента первые сто дней, когда на Кавказе вспыхнула стремительная и ожесточенная пятидневная война, развязанная агрессорами из Тбилиси. Во всем мире продолжалось еще обсуждение событий на Кавказе, когда начался мировой финансовый и экономический кризис с эпицентром не в маленькой Южной Осетии, а в США. Этот кризис создает немало трудностей и угроз для российской экономики. Для России наступает время испытаний. Серьезные нагрузки ложатся на плечи президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина. Это эффективный тандем, но его работа в условиях мирового кризиса только начинается. Дмитрий Медведев – самый молодой из лидеров России в последние 90 лет. Он также и самый молодой из числа ведущих членов команды, которую привел во власть В. В. Путин. Для 43-летнего Д. А. Медведева путь к высшей власти в России не был особенно извилистым. Главные трудности и испытания для него лежат не в прошлом, а в будущем и, вполне возможно, в ближайшем будущем.
Аннотация к книге "Дмитрий Медведев - Президент Российской Федерации"
"Никто из чиновников и губернаторов не будет снимать со стены портрет В. В. Путина. Эти люди просто повесят рядом портрет Д. А. Медведева". Таков прогноз историка Роя Медведева, который всегда прекрасно информирован и очень редко ошибается в своих предсказаниях. Читателю предлагается первый набросок политической биографии нового президента России, избрание которого обеспечивает, по мнению Роя Медведева, "двойную прочность власти" в стране на ближайшие двенадцать, "а может быть, и на большее число лет". Жизненный путь, победы и пути их достижения, пристрастия ипривязанности, интересы и особенности характера нового президента - все это есть в небольшой, но очень емкой книге знаменитого историка - биографа многих первых лиц России.
Дмитрий Анатольевич Медведев 2 марта 2008 года был избран на пост Президента Российской Федерации.
Военный конфликт с Грузией
В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвали и прилегающих районов[17]; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты[18][19]. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков — ранено. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.[20] Согласно ряду сообщений в нескольких российских газетах[21][22][23], а также утверждениям грузинской разведки, обнародованным спустя месяц, в сентябре 2008 года[24][25], отдельные подразделения российской 58-й армии перебрасывались в Южную Осетию начиная с раннего утра 7 августа 2008 года. Однако согласно российским данным, а также сообщениям ряда западных СМИ и политиков, утверждения грузинской стороны о ранней переброске российских войск являются ложными[26][27][28][29][30]. Вечером того же дня грузинская и югоосетинская стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении условий перемирия[31][32] Утром 8 августа Президент Грузии Михаил Саакашвили в телеобращении заявил об «освобождении» силовыми структурами Грузии Цинагарского и Знаурского районов, сёл Дмениси, Громи и Хетагурово, а также большей части Цхинвали; он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это «классической международной агрессией»; в Грузии была объявлена всеобщая мобилизация[33]. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа[34].
8 августа 2008 года Президент Медведев заявил:
Позднее Медведев отмечал:
9 августа Президент Д. Медведев начал совещание с министром обороны А. Сердюковым и начальником Генерального штаба Вооружённых сил Н. Макаровым словами: «Наши миротворцы и приданные им части в настоящий момент осуществляют операцию по понуждению грузинской стороны к миру.»[37] Никакой информации о официальном документе (указе или приказе Верховного главнокомандующего), на основании которого начала действия 58-я армия и другие подразделения, обнародовано не было; в заявлениях официальных лиц отсутствовало также какое-либо упоминание о таком документе. Согласно заявлению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковника А. Ноговицына от 9 августа 2008 года, Россия не находилась в тот момент в состоянии войны с Грузией: «Все подразделения 58-й армии, прибывшие в Цхинвали, направлены сюда на оказание помощи российскому миротворческому батальону, понесшему большие потери в результате обстрелов его позиций частями грузинской армии.»[38]
12 августа Медведев объявил, что принял решение завершить операцию по «принуждению грузинских властей к миру»[39]. В тот же день на совместной пресс-конференции с Президентом Франции Николя Саркози вслед за Владимиром Путиным он назвал действия грузинской армии в зоне грузино-югоосетинского конфликта «геноцидом» и «этническими чистками»[40] и оскорбительно высказался о руководстве Грузии[40].
Военные действия России на территории сопредельного государства вызвали негативную оценку и критику большинства западных государств. Возможное нарушение российского законодательства при применении Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны (102-я статья Конституцией России[41] и др.)[42] позволили бывшему помощнику Президента Российской Федерации Георгию Сатарову в конце августа высказать предположение:
В ходе российско-грузинского вооружённого конфликта Дмитрий Медведев дважды встречался в официальной обстановке с президентом непризнанной Абхазии и один раз — с президентом непризнанной Южной Осетии. 26 июня Медведев принял в Кремле президента Республики Абхазия Сергея Багапша[44], а 14 августа (по окончании активных боевых действий в Грузии) встретился в Кремле с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем и президентом Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты. В ходе встречи Кокойты и Багапш подписали шесть принципов урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, ранее разработанных Медведевым и Саркози; президентам непризнанных республик было сообщено, что Россия поддержит любое решение о статусе Южной Осетии и Абхазии, которое примут народы этих республик[45].
Как выяснилось в октябре 2008 года, на основании анализа спутниковых снимков окрестностей Цхинвали, дополнительные разрушения гражданских объектов происходили в период с 10 по 19 августа 2008 года, то есть после занятия города российскими войсками[46][47]: были сожжены сотни домов в этнически грузинских сёлах в Южной Осетии.[47]
Экономическая политика
Протекционистские меры
В нарушение международных обязательств (воздерживаться от применения протекционистских мер в течение 12 месяцев — пункт 13 Декларации саммита G20[121]), принятых 14 ноября 2008 года Президентом Медведевым на антикризисном саммите стран G20, 12 января 2009 года, в соответствии с постановлением правительства РФ «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанным 5 декабря 2008 года Председателем Правительства В. В. Путиным[122][123], вступили в силу новые, повышенные, таможенные пошлины на импортируемые в Россию грузовые и легковые автомобили иностранного производства[124]. Решение правительства вызвало массовые акции протеста в городах Дальнего Востока, Сибири и других регионов в декабре 2008 года[125], которые продолжились в начале января 2009 года, уже преимущественно под политическими лозунгами[126].
12 января 2009 года представитель Еврокомиссии заявил, что действия российского правительства противоречат двустороннему соглашению от 2004 года о вступлении во Всемирную торговую организацию: «Европейская комиссия серьезно сожалеет о такой позиции».[127].
28 января 2009 года в Давосе В. Путин в своём выступлении сказал, в частности: «Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму. На саммите „Большой двадцатки“ лидеры ведущих экономик мира договорились воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. Россия разделяет эти воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры.»[128][129].
Итоги правления Медведева
Недавно президентом России был вновь избран В. Путин, но на протяжении четырех лет страной по крайней мере формально руководил Д. Медведев. Поэтому стоит вспомнить, каким было его президентство.
Многие эксперты считают, что Д. Медведеву так и не удалось выбраться из тени В. Путина, который, вероятно, выбрал его как наиболее слабого (без своей команды) и верного кандидата во временные приемники. В то же время, с приходом Д. Медведева в Кремль в российской политике родилась новая форма двоевластия (правящий тандем), и нельзя сказать, что его правление было совсем уж серым.
Вначале Запад и местные демократы надеялись на то, что Д. Медведев является последовательным либералом, но вскоре стало ясно, что это не так. М. Ходорковский остался в тюрьме, а из правительства был выдворен А. Кудрин, позволивший себе критику чрезмерных государственных расходов на оборону.
Начал Д. Медведев с увеличения срока президентских полномочий до шести лет, а думских – до пяти. В конце же его каденции появился новый (менее жесткий в плане требований к регистрации) закон о политических партиях, и было принято решение вернуться к выборности губернаторов. Однако есть сомнения, что эти меры окажут значительное положительное влияние на российскую политическую жизнь.
Что россияне действительно запомнят, так это решение Д. Медведева о переименовании милиции в полицию. Целью конечно была глубокая реформа системы МВД, однако заметных перемен к лучшему в этой области не наблюдается: в полицейских участках от пыток гибнут люди, а президент переназначает А. Ткачева губернатором Краснодарского края, где в станице Кущевской было совершено жесточайшее массовое убийство, и в криминальную деятельность по-видимому была вовлечена районная прокуратура. Правда доверие главы государства наконец утратил мэр Москвы Ю. Лужков, но великое множество других коррупционеров почему-то продолжают оставаться на своих теплых местах.
В памяти граждан России Д. Медведев останется и как президент из «Твиттера», чем по сути и закончилась провозглашенная им модернизация. Конечно есть еще его любимое детище под названием «Сколково», которое должно стать российским аналогом «Силиконовой долины». Однако перспективы развития данного проекта пока достаточно туманны.
При этом следует признать, что Д. Медведев принял Россию во времена мирового экономического кризиса, но с его последствиями в большей степени боролся премьер В. Путин, тратя накопленные во время своего правления средства. Фактически, Д. Медведев стал президентом конца эпохи стабилизации, который сам лично решил разве что больше не переводить часы.
Во внешней политике у него было несколько сравнительных успехов, граничащих с очевидными неудачами. Война с Грузией стала для Д. Медведева настоящим испытанием, которое он выдержал с честью, представ перед народом в образе «крутого» лидера (хотя злые языки болтают, что всем опять руководил В. Путин). Потом была Украины: ее президенту В. Ющенко Д. Медведев послал широко известное видео обращение, в котором обвинил первого во всех смертных грехах и таким образом «сжег мосты». С новым – якобы пророссийским – главой украинского государства В. Януковичем у Дмитрия Анатольевича поначалу сложились вроде бы хорошие отношения: были подписаны знаменитые Харьковские соглашения по газу и Черноморскому флоту. Но это была первая и последняя победа Д. Медведева на украинском направлении. Как Москва ни пыталась, заставить Украину присоединиться к Таможенному союзу ей пока так и не удалось. И опять начались проблемы с ценами на газ, что привело к очередному тупику в двухсторонних отношениях.
Большое возмущение в российских патриотических кругах вызвала позиция Д. Медведева по Ливии. Тогда Россия воздержалась в Совете Безопасности ООН, после чего даже обычно корректный в подобных случаях В. Путин позволил себе открыто не согласиться с таким шагом: ни сколько из-за потерянных военных и других контрактов, сколько из-за того, что Москва уступила Америке и Европе в принципиальном вопросе.
В случае с Сирией, Ираном и ПРО Д. Медведев (вероятно, под давлением того же В. Путина) уже исправился. Особенно ему понравилось пугать США размещением комплексов «Искандер» в Калининградской области. Сначала Вашингтон вроде бы принял во внимание обеспокоенность России и пересмотрел свои планы по дислокации элементов своей ПРО в Чехии и Польше. Но это, скорее всего, было лишь созданием благоприятного фона для подписания между странами нового договора по СНВ, а потом все началось сначала: американские амбиции и российские угрозы.
Обобщая, можно сказать, что для того, чтобы вспомнить, что же такого сделал Д. Медведев за время своего правления, нужно напрячься. Он старался быть настоящим президентом, но у него плохо получалось: или решения корректировал В. Путин, или он сам совершал ошибки. Однако было заметно, что Д. Медведев хотел остаться. Но В. Путин решил по-другому, а чтобы партнер по тандему не слишком расстраивался, предложил ему пост премьера.
Итоги президентства Дмитрия Медведева имеют скорее символический, трендовый характер, считают эксперты. Пожалуй, ни в одной из сфер ему не удалось достичь каких-то значимых, реальных и долговечных результатов. Тем не менее за время его правления страна и общество сильно изменились.
Обозначил тренды
«К достижениям Медведева на президентском посту можно отнести то, что он обозначил тренды во многих сферах жизни, главным образом в юридической сфере: уголовном законодательстве, правоохранительной системе. Он смог остановить всесилие силовых министерств, в частности МВД», – полагает Игорь Бунин, директор Центра политических технологий.
По мнению Леонтия Бызова, эффективность предпринятых Медведевым реформ довольно низкая – это касается в том числе и реформы МВД, поскольку все ее результаты свелись, в общем-то, к переименованию, сам же организм полиции мало чем отличается от того, который назывался милицией. Впрочем, полным провалом эту реформу тоже не назовешь, поскольку она должна была решить не только реформистские цели, но и политические. «Она проводилась в тот период, когда еще не было принято решения о возвращении Путина в президентское кресло и шла война аппаратов президента и правительства, – поясняет Леонтий Бызов. – Задачей реформы было ослабить влияние так называемых президентских силовиков на внутреннюю политику. В какой-то степени эта задача была решена. Удалось существенно сократить ряд высших командных структур».
Бизнес и экономика
«Медведев правильно диагностировал экономические проблемы, но это не повернуло экономику на инновационный лад. Рецепты легковесны и были даны в рамках либеральной парадигмы», – говоритВладимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ.
Решения, предложенные Медведевым в сфере взаимоотношений бизнеса и государства, носят косметический характер, считает Леонтий Бызов. «Медведев пытался разделить бизнес и государство, в частности, вывел из руководства крупных государственно-частных корпораций представителей государства, которые занимали там, как правило, кресла председателей совета директоров, – из таких компаний, как „Роснефть”, „Норникель” и т.д. Но пока серьезных результатов эти меры не принесли. Это просто заявка о некоем векторе разделения государства и бизнеса, но на практике это достаточно легко обходимо, место одних людей заняли другие, но на реальную работу крупных госкорпораций это не повлияло, так что это можно назвать лишь первыми шагами в нужном направлении, до каких-то серьезных результатов в разделении государства и бизнеса еще очень и очень далеко. Проблема только обозначена, но всерьез решаться еще не начала».
Внешняя политика на «4-»
Деятельность президента в международной сфере Владимир Жарихин оценил на «4 с минусом». «Все начиналось хорошо. Вопрос ПРО был отработан нормально. И все было бы хорошо, если бы не тема Ливии. Можно было бы воздержаться при голосовании по ливийской резолюции, как это сделал Китай. Можно было бы жестче оценить действия коалиции в Ливии. Но это не было сделано. Второй внешнеполитический провал – президентские выборы в Южной Осетии и Приднестровье. Российские государственные интересы не были учтены. Учитывались, скорее, какие-то лоббистские интересы», – считает политолог.
Перспективы премьерства
На 8 мая намечено заседание Государственной Думы в связи с необходимостью создания нового правительства. На пост премьер-министра прочат Дмитрия Медведева.
Полторанин думает, что он недолго побудет премьером: «Это совершенно не его дело. Потом его «сольют» куда-то в другое место».
Чуфрин также считает, что Медведев будет «весьма неважным» главой правительства. «Поскольку он не имеет опыта и настоящего подхода к решению очень сложных проблем социально-экономического развития, которые, по общему мнению, в скором времени грядут», - пояснил ученый. Он выразил опасения, что Медведев не справится с вызовами и не исключил, что его назначение – «вполне сознательный шаг, потому что обществу нужно будет показать козла отпущения».
Плюсы, похожие на минусы
Положительным в правлении Медведева Полторанин видит следующее: «Теперь любой, кто будет приходить в президенты, будет знать, как не надо работать на примере Медведева. Налицо совершенно отрицательный пример. Это пустословие, никчемность и тому подобное».
По мнению Чуфрина, единственное, что уходящему президенту можно поставить ему в заслугу– это его поведение во время военного конфликта с Грузией. «И то я не уверен, что это именно его заслуга», - добавил он. - Все остальное оцениваю либо отрицательно, либо крайне критически».
Не записал Чуфрин в актив Дмитрия Медведева и уровень российско-американских отношений. По его убеждению, они развиваются по траектории, которая определяется очень сложным комплексом вопросов. «Конечно же, они связаны с президентством Обамы и Медведева. Но все-таки в их основе лежат гораздо более глубинные причины. Определенный прогресс во взаимоотношения двух стран вроде бы наметился, но сейчас, как мне кажется, эти отношения заходят в тупик. И мы в России с большим интересом и ожидаем, как они будут развиваться дальше», - обобщил он.
Вице-президент Русско-американского фонда Рина Кершнер, напротив, искренне благодарна президенту Дмитрию Медведеву. В частности, за то, что он совместно с президентом Обамой создал президентскую двустороннюю комиссию. «Комиссия плодотворно работает над улучшением отношений между нашими странами по множественным направлениям - от бизнеса до культуры, спорта, образования, науки и так далее», - заключила она. Рина Кершнер высказала уверенность, что с приходом к власти Владимира Путина это важная деятельность будет продолжаться и расти в объеме, а число проектов, людей и организацией, задействованных в этой сфере, только увеличится. «От такой совместной деятельности народы обеих стран получают важные преимущества сегодня, а заодно укрепляются надежды на лучшее будущее для наших детей, внуков и правнуков», - подытожила она.
Введение
Аннотация:
Дмитрий Медведев не успел проработать на посту президента первые сто дней, когда на Кавказе вспыхнула стремительная и ожесточенная пятидневная война, развязанная агрессорами из Тбилиси. Во всем мире продолжалось еще обсуждение событий на Кавказе, когда начался мировой финансовый и экономический кризис с эпицентром не в маленькой Южной Осетии, а в США. Этот кризис создает немало трудностей и угроз для российской экономики. Для России наступает время испытаний. Серьезные нагрузки ложатся на плечи президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина. Это эффективный тандем, но его работа в условиях мирового кризиса только начинается. Дмитрий Медведев – самый молодой из лидеров России в последние 90 лет. Он также и самый молодой из числа ведущих членов команды, которую привел во власть В. В. Путин. Для 43-летнего Д. А. Медведева путь к высшей власти в России не был особенно извилистым. Главные трудности и испытания для него лежат не в прошлом, а в будущем и, вполне возможно, в ближайшем будущем.
Аннотация к книге "Дмитрий Медведев - Президент Российской Федерации"
"Никто из чиновников и губернаторов не будет снимать со стены портрет В. В. Путина. Эти люди просто повесят рядом портрет Д. А. Медведева". Таков прогноз историка Роя Медведева, который всегда прекрасно информирован и очень редко ошибается в своих предсказаниях. Читателю предлагается первый набросок политической биографии нового президента России, избрание которого обеспечивает, по мнению Роя Медведева, "двойную прочность власти" в стране на ближайшие двенадцать, "а может быть, и на большее число лет". Жизненный путь, победы и пути их достижения, пристрастия ипривязанности, интересы и особенности характера нового президента - все это есть в небольшой, но очень емкой книге знаменитого историка - биографа многих первых лиц России.
Дмитрий Анатольевич Медведев 2 марта 2008 года был избран на пост Президента Российской Федерации.
Избрание и вступление в должность
10 декабря 2007 года выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации от партии «Единая Россия». Кандидатуру Медведева в этот же день поддержали партии «Справедливая Россия», Аграрная партия России и партия «Гражданская сила». Такое решение было принято на встрече в Кремле Президента Владимира Путина, самого Медведева, а также председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, председателя Совета Федерации Сергея Миронова и глав Аграрной партии Владимира Плотникова и партии «Гражданская сила» Михаила Барщевского. В. В. Путин одобрил кандидатуру Медведева, его официальное выдвижение как кандидата состоялось 17 декабря 2007 года.
20 декабря 2007 года во время подачи документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сообщил, что покинет пост председателя Совета директоров ОАО «Газпром», если будет избран Президентом России, в соответствии с законодательством[1].
Избирательный штаб Дмитрия Медведева возглавил руководитель Администрации Президента Сергей Собянин, ушедший в отпуск на время работы в нём. Основными темами и лозунгами кампании стали:
- повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами;
- закладывание в основу государственной политики принципа «свобода лучше, чем несвобода»…(выступление на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом» 15 февраля 2008)[2];
- «…главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии, — десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы» (выступление на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008);
- следование идеям Концепции-2020 — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, а также сотрудничество и помощь бизнесу;
- возвращение России статуса мировой державы и её дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам, повсеместное отстаивание российских интересов.
2 марта 2008 года избран на пост Президента Российской Федерации. Оставаясь членом Правительства, являлся избранным Президентом Российской Федерации вплоть до официального вступления в должность Президента Российской Федерации.
3 марта 2008 года Президент Владимир Путин подписал указ № 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации» [3] В соответствии с Конституцией вступление Медведева в должность Президента Российской Федерации произошло через 2 месяца после официального подведения итогов выборов 2008 года и через 4 года после официального вступления в должность Владимира Путина в 2004 году — 7 мая 2008 года (в 12 часов 09 минут по московскому времени)[4][5][6].
В честь этого события, в этот же день в продажу поступил ряд филателиcтических материалов под общим названием «2 марта 2008 года Президентом Российской Федерации избран Д. А. Медведев», выпущенный издательско-торговым центром «Марка»[7][8].
В своей инаугурационной речи заявил, что приоритетной задачей на новой должности считает «дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей»[9]. Подтвердил этот курс подписанием своих первых указов, которые напрямую касаются социальной сферы. В частности, первым документом стал федеральный закон, предусматривающий обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны до мая 2010 года[10][11]. Следующим указом «О мерах по развитию жилищного строительства» в рамках модернизации соответствующей инфраструктуры предусмотрено создание Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Его основной целью будет содействие развитию преимущественно индивидуальному жилому строительству: оно рассматривается как переходное звено в процессе формирования рынка доступного жилья и будущего использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в качестве площадей для последующей застройки объектами частной собственности[12][13]. Кроме того, в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики Указом «О федеральных университетах» планируется продолжить формирование сети федеральных вузов, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. В рамках указа Президент поручил Правительству рассмотреть вопрос о создании Дальневосточного федерального университета, наряду с уже созданными Сибирским и Южным федеральными университетами[14][15].
Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведённого вскоре после инаугурации Медведева, о том, что он уже является Президентом, знали 86 % россиян; 10 % считали Президентом В. В. Путина; 1 % опрошенных считал Медведева Председателем Правительства[16]
Военный конфликт с Грузией
В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвали и прилегающих районов[17]; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты[18][19]. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков — ранено. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.[20] Согласно ряду сообщений в нескольких российских газетах[21][22][23], а также утверждениям грузинской разведки, обнародованным спустя месяц, в сентябре 2008 года[24][25], отдельные подразделения российской 58-й армии перебрасывались в Южную Осетию начиная с раннего утра 7 августа 2008 года. Однако согласно российским данным, а также сообщениям ряда западных СМИ и политиков, утверждения грузинской стороны о ранней переброске российских войск являются ложными[26][27][28][29][30]. Вечером того же дня грузинская и югоосетинская стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении условий перемирия[31][32] Утром 8 августа Президент Грузии Михаил Саакашвили в телеобращении заявил об «освобождении» силовыми структурами Грузии Цинагарского и Знаурского районов, сёл Дмениси, Громи и Хетагурово, а также большей части Цхинвали; он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это «классической международной агрессией»; в Грузии была объявлена всеобщая мобилизация[33]. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа[34].
8 августа 2008 года Президент Медведев заявил:
Позднее Медведев отмечал:
9 августа Президент Д. Медведев начал совещание с министром обороны А. Сердюковым и начальником Генерального штаба Вооружённых сил Н. Макаровым словами: «Наши миротворцы и приданные им части в настоящий момент осуществляют операцию по понуждению грузинской стороны к миру.»[37] Никакой информации о официальном документе (указе или приказе Верховного главнокомандующего), на основании которого начала действия 58-я армия и другие подразделения, обнародовано не было; в заявлениях официальных лиц отсутствовало также какое-либо упоминание о таком документе. Согласно заявлению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковника А. Ноговицына от 9 августа 2008 года, Россия не находилась в тот момент в состоянии войны с Грузией: «Все подразделения 58-й армии, прибывшие в Цхинвали, направлены сюда на оказание помощи российскому миротворческому батальону, понесшему большие потери в результате обстрелов его позиций частями грузинской армии.»[38]
12 августа Медведев объявил, что принял решение завершить операцию по «принуждению грузинских властей к миру»[39]. В тот же день на совместной пресс-конференции с Президентом Франции Николя Саркози вслед за Владимиром Путиным он назвал действия грузинской армии в зоне грузино-югоосетинского конфликта «геноцидом» и «этническими чистками»[40] и оскорбительно высказался о руководстве Грузии[40].
Военные действия России на территории сопредельного государства вызвали негативную оценку и критику большинства западных государств. Возможное нарушение российского законодательства при применении Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны (102-я статья Конституцией России[41] и др.)[42] позволили бывшему помощнику Президента Российской Федерации Георгию Сатарову в конце августа высказать предположение:
В ходе российско-грузинского вооружённого конфликта Дмитрий Медведев дважды встречался в официальной обстановке с президентом непризнанной Абхазии и один раз — с президентом непризнанной Южной Осетии. 26 июня Медведев принял в Кремле президента Республики Абхазия Сергея Багапша[44], а 14 августа (по окончании активных боевых действий в Грузии) встретился в Кремле с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем и президентом Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты. В ходе встречи Кокойты и Багапш подписали шесть принципов урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, ранее разработанных Медведевым и Саркози; президентам непризнанных республик было сообщено, что Россия поддержит любое решение о статусе Южной Осетии и Абхазии, которое примут народы этих республик[45].
Как выяснилось в октябре 2008 года, на основании анализа спутниковых снимков окрестностей Цхинвали, дополнительные разрушения гражданских объектов происходили в период с 10 по 19 августа 2008 года, то есть после занятия города российскими войсками[46][47]: были сожжены сотни домов в этнически грузинских сёлах в Южной Осетии.[47]