С глобальной точки зрения коммунизм был попыткой реализации в истории идеи социальной справедливости и равных жизненных шансов для всех. В этом была привлекательность коммунистической идеологии.
Коммунисты и их идеи были очень популярны почти во всех странах в течение всего 20 века. Коммунисты находились у власти в 14 странах: СССР, Албании, Болгарии, Германской Демократической Республике, Венгрии, Монголии, Польше, Румынии, Чехословакии, Социалистической Федеративной Республике Югославии. По сей день коммунистические партии правят Республикой Вьетнам, Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой, Республикой Куба. Эти страны получили наименование социалистического лагеря или мировой системы социализма. В большинстве этих стран коммунистами была построена индустриальная экономика. Социалистические страны, занимая 26% территории и насчитывая 33% населения Земли, вырабатывали 40% мировой промышленной продукции. Коммунистами в России была создана система социальной поддержки, которая опередила время. Это система всеобщего доступного (в данном случае в основном бесплатного) образования, система доступного для всех базового уровня здравоохранения, программы массовой жилищной застройки — доступное жилье. Коммунисты составляли на протяжении нескольких десятилетий ведущую политическую силу во многих государствах Европы, входили в правительства Франции, Италии, Испании, Португалии, Греции, Австрии. Все это — благодаря идее справедливости. Но они реализовали ее в слишком радикальной форме, уравняв всех. В результате во всех странах социалистического лагеря после прихода коммунистов к власти, что обычно происходило при поддержке большинства народа, вскоре начинались политические репрессии. В мировой истории коммунизм — это строй, неотделимый не только от 8-часового рабочего дня, бесплатной медицины и других социальных достижений, но и от массовых репрессий, обрушившихся не только на политических противников, но и на ни в чем неповинных граждан.
С национальной точки зрения коммунистический проект был попыткой модернизации, основанной на неверных представлениях о природе человека. Коммунисты не понимали роли личной свободы в социальном развитии. Это стало, в конечном итоге, причиной трагедий ХХ века и завело Россию в экономический и политический тупик.
Модернизация— взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех сферах жизни общества, сопровождающие процессы индустриализации и урбанизации.
Различают два важнейших этапа модернизации.
Модернизация первого этапа — переход к индустриальному обществу — это совокупность изменений:
· в экономике— переход от аграрной экономики, основу которой составляет сельское хозяйство, к индустриальной — промышленности, к крупным заводам;
· в географии — урбанизация, то есть рост больших городов, перемещение большинства населения из деревни в города, создание системы транспортных коммуникаций, связывающих между собой все регионы страны и главные города — с городами мира;
· в социальной сфере — переход к всеобщему бесплатному среднему образованию и создание системы всеобщего медицинского обслуживания (оно может быть бесплатным или платным, но доступным для большинства);
· в общественно-политической сфере — переход от аристократической системы, когда в политике участвует малое меньшинство, к массовой политике, когда в политику включены почти все граждане;
· в духовной сфере — это переход от безусловного авторитета религии, главы семье, жестких ограничений личной жизни человека — к высокой степени личной свободы человека и личной его же ответственности, когда человек сам волен выбирать, кто для него является авторитетом;
· в сфере социально-классовой — переход от жизни в маленькой общине, которая контролирует всю жизнь индивида, к жизни в большом обществе, во всей стране. Это переход от предопределенности от рождения к жизни в каком-то сословии — к борьбе за то, к какому классу и социальной группе принадлежать.
· с поколенческой точки зрения — переход от полного господства старших поколений над молодежью, к тому, что каждое поколение имеет свой шанс сделать свою жизнь по своему, возможно — совершить революцию против старшего поколения.
Через период модернизации как переход от традиционного общества к современному прошли уже многие страны. У одних этот период занял больше времени, другие прошли его быстрее. Одни начали его раньше, — как правило, это страны Европы, другие — позже, такие страны часто называют странами догоняющего развития или запаздывающей модернизации. Те страны, которые в XIX — начале XX века не вошли в модернизацию, теряли свою независимость, а некоторые вообще исчезли. Например, великий Китай, запоздав с модернизацией, почти на столетие оказался во власти западных держав. Страны Африки так и не прошли период модернизации, и в результате их народы страдают сегодня от неисчислимых бедствий.
Первым в мировой истории опытом проведения политики модернизации считаются реформы Петра Великого в России.'Петр является ключевой фигурой для понимания отношений остального мира с Западом не только в отношении России, но и в мировом масштабе, ибо Петр — это архетип автократического реформатора в западном духе, и он на два с половиной столетия избавил мир от попадания в полную зависимость от Запада, научив его противостоять западной агрессии ее же собственным оружием' — утверждал английский историк А.Дж.Тойнби.
Перт Великий заимствовал передовые для его эпохи достижения науки и техники, но не те общественные отношения, которые на Западе обеспечивали нарастающий поток инноваций. Со временем Россия вновь отстала от Запада. Когда большевики взяли власть в России, она все еще была в основном аграрной страной. Существовавшая в стране промышленность не могла удовлетворить ее нужды — так, даже косы, серпы, пилы ввозились из Германии. Перед каждой страной стоит задача модернизации, за выполнение этой задачи и взялись коммунисты.
Большевики завершили модернизацию первого этапа и вывели Россию в великие промышленные державы, символом чего стало покорение космоса Гагариным. Однако эта модернизация прошла в режиме жесткой диктатуры, подавления свобод и поэтому потребовала огромных жертв со стороны населения. Символом таких жертв народа на алтарь модернизации страны стал подневольный тяжкий труд десятков миллионов людей в концентрационных советских лагерях ГУЛАГа (Главное управление лагерей), описанный в книге великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына 'Архипелаг ГУЛАГ'.
Сейчас перед Россией стоит следующая задача модернизации — прорыв в постиндустриальное общество.
Постиндустриальное общество — термин для обозначения новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным.
В зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают "первичная" сфера экономической деятельности — сельское хозяйство — это стадия аграрного, традиционного общества. Затем возникает и приобретает решающее значения " вторичная" сфера — промышленность — это стадия индустриального, современного общества. Ныне ведущую роль приобретает "третичная" сфера экономики — услуги, наука и образование.
Сфера услуг здесь понимается в широком смысле слова: финансовые услуги, транспорт, туризм, сфера развлечений, коммуникационные (мобильная связь, телевидение), информационные услуги. Последние особенно важны. Постиндустриальное общество часто определяется как информационное общество, где информация определяет, кому принадлежит власть. Те, кто создает, обрабатывает, использует и контролирует информацию, обладают властью.
Главный капитал человека в постиндустриальном обществе — не деньги, а профессиональные навыки, образование. Образование становится все более долгим, постепенно переходя в непрерывное.
Постиндустриальное общество — это общество высокой мобильности, высокого уровня жизни и стремительных инноваций.
П обеда России во Второй мировой войне создала основы миропорядка, который до последнего времени гарантировал защиту мира от глобальной гегемонии одной страны (будь это нацистская Германия или США) и повторения новой мировой войны.
После второй мировой войны, когда началась так называемая 'холодная война', мир оказался поделенным на два блока. Ты — либо лидер, либо ведомый, либо жертва. Вокруг двух полюсов — СССР и США, создалось мировое устройство, которое называют биполярным .
'Холодная война' — период противостояния между двумя гигантскими военно-политическими блоками в период с конца 1940-х до начала 1990-х годов.
Противостояние называют войной, потому что оно было тотальным, происходило во всех сферах общества, включая соревнование в политике, экономике, технологиях, гонку вооружений, гонку в космосе, борьбу в культуре, спорте — особенно на Олимпиадах. Два блока вели борьбу на всем мировом пространстве: в любой африканской или азиатской стране было два главных политических блока, один ориентировался на СССР, другой — на США. 'Холодная война' из-за величайшего напряжения всех сил была дороже большинства настоящих войн, она много раз балансировала на грани прямого военного конфликта, но так и не переросла в 'горячую фазу'. Мир балансировал на грани мировой ядерной войны, но при этом многие региональные конфликты были заморожены, так как все дела решались между СССР и США, а внутри своей сферы влияния каждая из сверхдержав не колеблясь использовала силу, чтобы снять конфликты и стабилизировать ситуацию.
В мировом плане эта победа стала толчком к крушению колониальных империй и национальному освобождению десятков стран и народов. Идея права каждого народа на свободное развитие — результат российской Победы над фашизмом.
Россия была первой в мире страной, провозгласившей в качестве принципа своей политики самоопределение наций. Декларация прав народов России, принятая 2(15) ноября 1917, положила конец национальному гнёту и провозгласило равенство и суверенность всех народов страны, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Право наций на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином государстве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого государства), а также самостоятельное решение всех вопросов своего внутреннего устройства (общественный строй, форма правления и т.д.).
В международном праве равенство прав больших и малых наций было провозглашено в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом на конференции в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 года. Статья 1 Устава ООН провозглашает в качестве принципов международных отношений равноправие и самоопределение народов. Создание ООН было результатом победы во Второй Мировой войне.
На основе международного признания этих принципов в 1940-1960-е годы происходила ликвидация европейских колониальных владений в Азии, Африке, Океании и Латинской Америке и создание независимых государств. В 1945 году в мире существовало 45 независимых государств; в настоящее время — 191(без учета непризнанных государств). Если в 1918 году колонии западных держав составляли 42,9% территории Земли и 32,3% ее населения, в 1945 году — 28,6% территории и 29,8% населения, то в 1972 году — 3,3% территории и 0,93% населения.
В конце ХХ века Россия самостоятельно отказалась от коммунизма и добровольно ушла с контролируемых ею территорий. Это решение создало условия для формирования современного мирового порядка — такого, каким мы его знаем. Для России это решение обернулось десятилетним экономического спада, распадом СССР, ростом социального неравенства, этническими конфликтами. Вопрос: за что Россия заплатила такую цену? Был ли отказ от коммунизма оправданным? Коммунистический проект завел СССР в тупик, и это было понятно уже советскому руководству. Издержки переходного двадцатилетия — плата за возможность обретения личной свободы и возможность модернизации страны.
В.В.Путин в своей аналитической статье 'Россия на рубеже тысячелетий ' отмечает:
"Само наше будущее неразрывно связано с тем, какие уроки извлечем мы из нашего прошлого и настоящего. Это работа не на один год и для всего общества. Но некоторые уроки уже сейчас видятся достаточно отчетливо.
1. Почти три четверти уходящего столетия Россия жила под знаком реализации коммунистической доктрины. Было бы ошибкой не видеть, а тем более отрицать несомненные достижения того времени. Но было бы еще большей ошибкой не сознавать той огромной цены, которую заплатили общество, народ в ходе этого социального эксперимента. Главное же, пожалуй, в том, что власть Советов не сделала страну процветающей, общество — динамично развивающимся, человека — свободным. Более того, идеологизированный подход к экономике обрек нашу страну на неуклонное отставание от развитых государств. Как ни горько признаваться в этом, но почти семь десятилетий мы двигались по тупиковому маршруту движения, который проходил в стороне от столбовой дороги цивилизации.
2. Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к очередной революции. Под какими бы лозунгами — коммунистическими, национально-патриотическими или радикально-либеральными — ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет — экономически, политически, психологически и морально.
Ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Осуществлялась в условиях политической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Это непреложное требование, вытекающее из положения, в котором находится ныне страна.
3. Опыт 90-х годов красноречиво свидетельствует, что действительно успешное, не сопряженное с чрезмерными издержками обновление нашей Родины не может быть достигнуто простым переносом на российскую почву абстрактных моделей и схем, почерпнутых из зарубежных учебников. Не приведет к успеху и механическое копирование опыта других государств.
Каждая страна, в том числе и Россия, обязана искать свой путь обновления. Мы пока не очень преуспели в этом. Свою дорогу, свою модель преобразований мы начали нащупывать только в последние год-два. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее, только если сумеем универсальные принципы рыночной экономики и демократии органически соединить с реальностями России'.
Россия в современном мире
П роцессы глобализации делают Россию географическим центром мировой экономической системы. Мы располагаемся между четырьмя полюсами экономической силы: странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америкой, объединенной Европой и Южной Азией. В XXI веке Россия станет мостом, объединяющим в единое целое экономику и культуру нашей планеты.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) включает страны материковой части Азии и Америки и зоны Тихого океана. На д лю 40 государств Азии, расположенных в АТР, приходится более 3/5 населения Земли.
Северная Америка — в экономическом смысле это США, Канада и Мексика, объединенные в Северо-Американскую зону свободной торговли (НАФТА) с населением в 400 млн человек
Объединенная Европа (Европейский Союз) — продолжающий расширяться союз 25 европейских стран с общим населением в 450 млн человек.
Южная Азия — Индия, Пакистан, Шри Ланка — с населением свыше миллиарда человек.
Для этого Россия должна быть не только открытой, но и сильной страной. Изоляционизм в глобальном мире также опасен, как и слабость. Изоляционизм обрекает страну на отставание. С лабость превращает страну в жертву более сильных конкурентов.
Изоляционизм— политика, ориентированная на развитие той или иной страны в условиях минимальной связи с другими странами. Изоляционизм боится, что страна или правящая в ней элита потеряет свою власть в конкуренции с сильными странами.
Примером изоляционизма может служить политика Японии в XVII — первой половине XIX вв. В 1633, 1636 и 1639 последовали три указа о "закрытии страны". Под страхом смерти запрещены въезд в Японию иностранцев, выезд японцев за границу и строительство больших судов. Изоляция привела к технической отсталости Японии.
8 июля 1853 г. в залив Эдо вошла эскадра из четырех военных кораблей США, в том числе двух паровых. Увидев клубы дыма над их палубами, японцы назвали американскую эскадру "черными кораблями". Нацелив пушки на берег, американский адмирал потребовал от японцев немедленно начать переговоры на основе требований, изложенных в письме президента США на имя императора Японии. Для пущей убедительности на берег высадился десант морской пехоты. Японцам пришлось принять послание президента США.. 13 февраля 1854 г. на рейде порта Урага вновь появились американские корабли — теперь уже девять судов с 250 пушками и вновь высадили десант. 31 марта был подписан японо-американский договор "о мире и дружбе". Залогом "дружбы" послужила палубная артиллерия "черных кораблей".
Затем аналогичные договоры Японии пришлось заключить с Англией, Россией, Францией, другими европейскими странами. В этих неравноправных договорах были сформулированы требования открытия портов Японии, экстерриториальности для иностранцев, низких таможенных пошлинах, которые Японии запрещалось изменять, об одностороннем предоставлении права наибольшего благоприятствования в торговле и т.д.. Лишь революция 1868 г. и ускоренное капиталистическое развитие Японии позволили заменить их на равноправные договора.
Использовать уникальные конкурентные преимущества России для достижения ее глобального лидерства — задача нашего поколения. Россия — центр объединения мировых цивилизаций. Восточное и Западное Христианство, Иудаизм, Ислам и Буддизм — все сошлось в России.
Западное христианство — католицизм (откололся от общего христианства в середине 11 века) и протестантизм (откололся от католицизма в 16 веке).
Восточное христианство — это Православие, которое было принято Россией из Византии. Православие является так же основной религией Сербии, Черногории, Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, Кипра, Армении, Грузии, Молдавии, Украины, Белоруссии. Православие исповедуется большинством российских граждан.
Ислам исповедуют около 10% российских граждан, он распространен в республиках Поволжья и Северного Кавказа.
Буддизм , одна из мировых религий, которая особенно широко распространена в Индии, Китае, Японии, Монголии, в других странах Юго-восточной Азии, а также и в России. Буддистскими регионами России являются Калмыкия, Бурятия и Тува
Россия представляет из себя уникальный регион, где христианство и ислам успешно, без войн и терроризма сотрудничают на протяжении многих веков. Современный терроризм со стороны радикальных исламистов в России является во многом организованным из-за границы. Исламские террористы в России практически всегда связаны не с традиционным исламом, а с радикальными сектами, импортированными из-за границы в период хаоса и анархии 90-х годов. Традиционный ислам российского происхождения все эти годы ведет ожесточенную борьбу с импортированными радикальными течениями, ориентированными не на мирное сотрудничество ислама и других религий, а на насильственное подавление исламом всех, как они говорят, 'неверных', то есть не радикальных мусульман, не всех, кто не хочет жить по 'шариату' — своду правил, созданных в 7 веке создателями ислама. Эти радикальные исламские секты ведут постоянную войну со всеми, кто с ними не согласен, они называют ее 'джихад' — 'священная война', в ней они используют тех мусульман, кто воспитан с духе слепой веры, они ими жертвуют, после чего называют 'шахид' — мученик за веру. Именно так они называют 'живые бомбы' — камикадзе, которые цинично используются во время терактов. Радикальный ислам породил идеологию исламизма— то есть идею, согласно которой ислам не должен оставаться в сфере религии, а должен активно идти в политику, захватывать власть. В России, в отличие от Европы, никогда не было религиозных войн, несмотря на то, что здесь много веков уживаются христианство в виде православия и ислам, а также католицизм и протестантство.
Особый многонациональный уклад России учитывался и оберегался на государственном уровне со времен Российской Империи. Даже ритуал присяги в Русской Императорской армии имел специальные различия для представителей разных конфессий. Молодые солдаты приводились к присяге духовным лицом того исповедания, к которому они принадлежали, в случае отсутствия такового — командиром части.
Народы России отнюдь не воспринимали Империю 'тюрьмой народов', они так же как русские самоотверженно боролись за ее интересы и сохраняли верность военной присяге. Известно, что в немецком плену в время Первой Мировой для мусульман был создан специальный лагерь, где велась антирусская пропаганда. Когда кайзер Вильгельм посетил этот лагерь и попросил пленных мусульман спеть что-нибудь национальное, те встали на колени и запели 'Боже, Царя храни'.
Участник Войны 1812 года С.Н. Глинка писал: 'Не токмо стародавние сыны России, но и народы кочующие, и те наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Киргизы двинули из степей свои много численные конные отряды. Одетые в национальные боевые костюмы, вооруженные пиками, луками, саблями, фитильными ружьями, они пришли на помощь русской армии, внеся свой посильный вклад в изгнание из России наполеоновских войск. Народы Поволжья и Приуралья дали армии 25 тысяч бойцов'. В газете 'Северная почта' от 4 декабря 1812 года сообщалось: 'Якуты, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными сынами отечества, как и прочие сограждане во всем пространстве Российской империи'.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Русская православная церковь и мусульмане России развернули патриотическую агитацию и активную общественную деятельность. В мае 1942 г. в Уфе состоялся съезд представителей мусульманского духовенства и верующих страны. Выступившие на нем председатель Центрального Духовного управления мусульман ((ЦДУМ)) муфтий Габдрахман Расулев и другие призывали всемерно способствовать разгрому врага. Московской патриархией и ЦДУМ был организован сбор средств среди верующих на строительство танков для Красной Армии. В феврале 1943 Красной Армии были переданы две танковые колонны, построенные на средства православных и мусульман.
В марте 1943 года Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И.В.Сталин направил телеграммы местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Алексию и муфтию Габдурахману Расулову с просьбой передать благодарность верующим, участвовавшим в сборе средств на постройку танковых колонн. Телеграммы И.В.Сталина были опубликованы в печати.