Типология государства: теоретические основы и значение типологии. Основные исторические типы государства.
Типология государств (можно рассматривать как разновидность классификации) – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы).В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств.
Типология гос-в – это рез-т процесса познания, представленный системой типов гос-в.
Считается, что классификация оперирует эмпирическими (реальными) объектами, а типология оперирует идеальными объектами, т.е. абстрактными признаками.
Значение типологии - в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств.
Включение государства в ту или иную группу означает распространение на него свойств соответствующего типа, таким образом информация идет не от специального опытного изучения, а от типологии. Она в сжатом, концентрированном виде содержит большие объемы информации, позволяет предсказать существование нового элемента, дать характеристику его важнейших свойств, показать направление развития во времени и дать характеристику предстоящего этапа. Использование типоло-гии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д.
Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Это важнейшая категория государствоведения. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы. Эти признаки могут объяснить максимальное число других признаков (содержательных, структурных, формальных и др.). Следу-ет помнить, что любая классификация и типология как ее разновидность, является относительной, она упрощает, огрубляет, сглаживает особенности.
Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов. Известны также десятки иных подходов, которые позволяют конкретизировать знания о государствах. Так, М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека (См.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. М. Проспект. 1999. С.104). Другие авторы приводят многочисленные типологии, называя их нетрадиционными (несмотря на то, что некоторые из них известны со времен античности).
Различают типологии структурные (синхронические) и генетические (диахронические). Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют уст-ть структуру, строение, элементы, связи м/у элементами. Генетические типологии позволяют исследовать гос-во в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития, они связаны с фактором времени и поэтому их можно назвать периодизациям.
Одной из первых синхронических типологий является типология государств Аристотеля, который разделил все гос-ва на основе признаков: 1) по кол-ву властвующих – правление одного, немногих и больш-ва; 2) по осущ-мым гос. целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. Совместив первый и второй признаки, возникает типология, в которой все государства делятся на правильные неправильные. Правильные: монархия, аристократия и полития; неправильные: тирания, олигархия, демократия (в данном случае власть черни).
Продолжить ряд синхронических типологий можно, взяв за типологический признак отношение государства к религии. По этому признаку все го-сударства делятся на атеистические, светские, клерикальные и теократиче-ские. В атеистических государствах религиозные организации запрещены и преследуются государством при его тотальном контроле и репрессиях в этой сфере жизни общества (социалистическая Албания, СССР) Светские государства не вправе контролировать сферу религиозной жизни граждан, рели-гия отделена от государства и образование от церкви, государство не вмеши-вается в дела церкви, но и церковь не выполняет никаких функций государства, кроме удовлетворения религиозных потребностей населения (Германия, Франция, Россия). В клерикальных государствах какая-либо религия имеет статус государственной, сотрудничество государства и церкви выражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрация рождений, браков, смерти; представительство в государственных органах, контроль сферы образования, воспитания, религиозная цензура средств массовой ин-формации; церковь получает налоговые льготы, субсидии от государства, а священники получают заработную плату (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и другие). Теократические гос-ва: гос. власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии, глава государства и церкви представлены в одном лице, религиозные нормы являются основным источником права (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и другие).
По уровню развития права в обществе С.С. Алексеев разделяет все гос-ва на развитые и неразвитые. В неразвитых государствах право остается придатком гос. власти, целиком зависит от его усмотрения. К таким гос-вам относятся рабовладельческие, феодальные, буржуазные. В развитых государствах право выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять произволу гос. власти. К таким относятся гос-ва демократические, правовые, социальные.
К генетическим можно отнести типологию американского ученого Белла, который положил в основу деления производство и виды используемых знаний: прединдустриальные общество (и государство), индустриальное, где у власти стоят предприниматели, бизнесмены и менеджеры, постиндустриальное, где у власти стоят экономисты, социологи, математики, информатики. К генетическим типологиям относится и типология У. Ростоу, предло-жившего пять стадий экономического, социального и политического роста общества (см.: Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В., Матузова Н.И. М. Юрист. 1997. С.59).
К генетическим типологиям относится формационный подход к типологии государств. Данный подход рассматривает историю развития общества как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к более прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ. Общественно экономических формаций пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм). ОЭФ состоит из экономического базиса и надстройки, важнейшими частями которой являются государство и право. Все надстроечные явления детерминируются типом экономического базиса (способом производства материальных благ). Пяти известным ОЭФ соотв-т 4 исторических типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право. Они выражают классовую сущность и социальную направленность государственной власти, показывают, какой класс является экономически и политически господствующим, в чьих интересах осуществляется государственная власть. Смена исторических типов государства происходит в результате социальных революций. Марксистское учение об ОЭФ было дополнено в ХХ веке представлением об «азиатском способе производства» и базирующемся на нем государстве восточного типа (восточных деспотиях), типологические особенности которого заключаются в доклассовой структуре общества, сохранении общинной собственности на землю и личной свободы крестьян. (Справедливости ради заметим, что первоначально проблему азиатского способа произв-ва, не вписывающегося в общую систему общ-но-экономич-х формаций и классовой стр-ры об-ва, поставил сам К. Маркс).
С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дискретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивилизация, согласно А. Тойнби, есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. История всего общества представлена в виде развития многих цивилизаций, которые, подобно живому организму, рождаются, расцветают, увядают и умирают. Поэтому различаются мертвые, ушедшие в историю и живые цивилизации. Государства в цивилизациях детерминируются в первую очередь религией, системой ценностей, традициями, характером взаимоотношений с природой, особенностями психологической самоидентификации, т.е. культурно-духовным комплексом. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Соответственно им, первичные государства являлись частью не только надстройки, но и экономического базиса, обеспечивали функционирование хозяйственно-экономической и социальной сфер общества, выступали административно-командной системой по отношению к ним. К таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим.
Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных. Они являются частью политической надстройки, не регулируют культурно-религиозный комплекс. Они не столь могущественны, долго сохраняют архаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонгольскую Русь. Гос-ва Нового и Новейшего времени Зап., Вост. Европы, Сев. и Юж.Америки и др. совр. гос-ва относятся к этому же типу.
Наряду с типами государства различают виды государств: полицейское государство, мусульманское государство, сильное и слабое государство, имитационное государство. В науке обосн-ся разные критерии для типологий гос-ва: уровень развития гос-ных институтов, уровень развития права, степень свободы личности, источник государственной власти, отношение к религии, тип политического режима и др. Все типологии имеют свои достоинства и недостатки. Применение различных типологий позволяет познать сущность гос-ва глубоко и всесторонне.