История возникновения и развития науки ТГП.

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии. Она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Постепенно процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы.

Юр. наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук. Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению. Впоследствии римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах (рецепция римского права), в т.ч. и в современной правовой системе России.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н.М. Коркунов подчеркивал, что выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и даны ека почти всецело поглощалась богословием. Не ранее XVII в. образуется особая наука - философия права.

На философию права оказало сильное влияние историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права. При этом, философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права.

Юриспруденции осмыслить собственные аспекты данных наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества.

Процесс развития и усложнения характера общественных отношений повлек за собой необходимость совершенствования правовых предписаний, направленных на упорядочивание данных отношений в различных ситуациях и по различному поводу между всеми субъектами права - населением, государством и обществом.

Петр I активно стремился распространить в русском обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые люди за границу для изучения науки права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной Академии наук "положено было место для законоведения". Но все данные стремления остались без результата. Молодые люди успешно выучились за границей многому, но только не науке, переводные ученые сочинения не находили себе читателей, кресло члена по законоведению оставалось всегда вакантным в Академии. Только университетской науке, и то не сразу, удалось создать русское правоведение.

Юридический факультет был открыт в 1756 г. с момента приезда в Москву из Германии Филиппа Генриха Дильтея, который довольно долго представлял в своем лице весь юридический факультет. По его мнению, общий состав юридических наук на факультете должен был быть в следующем виде: естественное право; римское; уголовное и вексельное, русское, государственное с изложением отношений между государями. Кроме этого, он читал и морское право.

Из школы Дильтея вышли первые русские ученые юристы Десницкий и Третьяков. Отправленные в Англию для продолжения образования. Оба они были назначены читать римское право, т.е. то, что на Западе понималось под именем юриспруденции.

Десницкий, почувствовал вскоре недостаточность римской юриспруденции для русской жизни. Он стремился проникнуть в ход постепенного развития таких важнейших институтов гражданского права, как брак и собственность, на почве истории и сравнения различных законодательств.

Кроме римского права, читавшемся в конце XIX столетия на юридическом факультете Московского университета студентам преаодавались: энциклопедия права и история права, теория законов по Монтескье, право естественное и народное. Преподавание носило философский характер.

В СССР юридическая наука идентифицировалась с правоведением и юриспруденцией. Она понималась как «общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом».

В рос. юр. мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в т.ч. многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются по-своему на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с "прародительницей".

И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.

Политология права. Утверждение В.И. Ленина о том, что «закон есть мера политическая, есть политика», в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть. Такой вывод базируется на том, что современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм. В политике концентрируются все осн. стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.

Гос. политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.

В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика исключительно тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития. Стоит сказать - политология права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.

Основной задачей политологов права будет отбор, систематизация, отражение точных данных о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций. Это нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику.

Разобщенность между общегосударственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отраслевыми юридическими, наносит ущерб практике правового регулирования общественных отношений. Политология права должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития. Подобное возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.

Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Коркунова, Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Глюка, Майера, Шеллинга, Канта и др. - создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Н.М. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. При этом теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует "разложить" на его отдельные "органы" и "элементы", определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей".

Общая теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, т.е. наиболее общих родовых признаков, присущих всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.

Главную задачу общей теории права Сорокин формулирует следующим образом:

· определить правовое явление;

· описать его основные признаки;

· классифицировать виды права;

· закономерности происхождения и развития права;

· исследовать основные законы;

· изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Стоит заметить, что они едины в основном: и государство, и право - это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения. Обязательным условием действия права в современных должны быть: предметные параметры, временной и пространственный факторы, возможность принудительно-волевого характера воздействия на определенный вид общественных отношений.

5. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений (система подходов и методов научного познания государства и права).

Цель, объект и предмет науки ТГП определяют собой особенности ее методологии. Методология показывает какизучаются государство и право.

Методология (греч. метод – путь, логос – учение, наука) – учение о путях получения истинного познания. Другое значение термина методология – совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета.

Наши рекомендации