Договорная (естественно-правовая)

*Гуго Гроций *Джон Локк *Томас Гоббс *Шарль – Луи Монтескье *Дени Дидро *Жан-Жак Руссо Договорная (естественно-правовая) - student2.ru }     XVII-XVIIIв.в.  

Государству предшествовало естественное состояние человека.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись ими по-разному:

Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущий к "войне всех против всех".

Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы.

Локк писал, что естественное состояние человека – в его неограниченной свободе.

Государство является результатом юридического акта – общественного договора, обусловленного порождением разумной воли народа, человеческим учреждением и даже изобретением.

Главной причиной возникновения государства является общественный договор как результат соглашения народа.

Сущность договора: Народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.

Содержание договора:

· воля народа является источником любой политической власти в обществе;

· верховенство закона;

· взаимная ответственность государства и личности;

· обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.

"за":

а) отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции договора между людьми, входящими в их состав);

б) теоретические положения многих представителей теории легли в основу понятия правового государства.

Органическая.

· Герберт Спенсер (XIX в.)

Зачатки теории – еще у Платона и Аристотеля.

Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.

Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм.

Спенсер считал:

1. Общество и государство есть организм, поэтому их сущность можно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и функциях общества и государства может быть объяснено по аналогии с функциями анатомии и физиологии.

2. Государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

Таким образом, суть органической теории такова:

1) указывает на связь естественных и общественных законов. Законы социальной жизни предопределяются законами естественными.

Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладая сознанием и волей. Первично он является творением природы, затем – членом общества, а затем - гражданином государства. Исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества и государства. В общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития;

2) вводит системный признак в понятие общества и государства. Общество и его государственная организация – это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

Обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни.

Разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы. Это является свойством всякого экономически развитого общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы;

3) разность самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении.

Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими;

4) государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями живого организма.

5. Теория насилия.Ее основоположниками являются:Шан Ян (IVв. до н.э), Евгений Дюринг (1833 – 1921), Людвиг Гумплович (1838-1909), Карл Каутский (1854-1938).

Государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.

Внешнее насилие – завоевание одного народа другим (Гумплович, Каутский).

Внутреннее насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими (Дюринг).

Таким образом,

1) элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства;

2) монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор являются определяющим атрибутом государства.

Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества.

Психологическая.

Леон Петражицкий (1867-1931). Общество и государство есть сумма психических взаимодействий людей и их объединений.

Основная причина, порождающая государство, - психологическая потребность человека жить в рамках организованного общества, чувство необходимости коллективного взаимодействия.

Человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей. Организованное общество, безусловно, является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности.

Человек практически лишен возможности нормально, полноценно развиваться вне общества. Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.

7. Материалистическая(= классовая=экономическая).

· Карл Маркс (1818-1883)

· Фридрих Энгельс (1820-1895)

· Владимир Ленин (1870 – 1924)

Государство возникло в результате действия общественных процессов экономического развития общества:

1) общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами;

2) государство, возникая, использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса.

3) государство есть исторически преходящее, временное явление: оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Положительным в этой теории является следующее:

Общественно-историческая практика показывает, что развитие государства и экономики неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов, и, соответственно, общественных классов.

Вместе с тем главный недостаток теории – недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.

Вывод: опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека.

Главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

Признаки государства

1. Территориальная организация населения и политической власти.

На смену кровнородственным связям приходит расселение по территории. Территориальный признак обусловливает характер формирования и аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Территория – не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и сущности государства. Не может быть государства без территории и не может быть государства без населения.

2. Наличие особой публичной власти.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через систему государственных органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом.

Важнейшими государственными органами являются:

· законодательные

· исполнительные

· судебные.

Особое место в механизме функционирования государства занимают органы, осуществляющие принудительные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительные учреждения

3. Наличие права.

Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить безусловную реализацию принимаемых им решений.

Только государство в лице своих компетентных органов издает веления, обязательные для всего населения страны.

Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администраций и др.).

4. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым другим властям внутри страны и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

1) внутренняя сторона – исключительно монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, в пределах всей государственной территории;

2) внешняя сторона – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

- в универсальности. Только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

- в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти.

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагают другие общественные органы.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного и национального суверенитета.

Народный суверенитет – это верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственных органов.

Национальный суверенитет – это право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

При определенных условиях государственный суверенитет может совпадать с народным и национальным суверенитетом.

5. Сбор налогов и займов для содержания публичной власти.

Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, т.к. в нем не существовало особого аппарата управления, а каждый участвовал и в управлении, и в производстве.

В современных государствах часть налогов используется на социальные программы.

Наши рекомендации