Сущность и цели туристско-экскурсионной пропаганды
PUBLIC REIATOINS в деятельности ТЭП
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
Сущность и цели туристско-экскурсионной пропаганды
Направления пропаганды туристско-экскурсионных услуг
Краткое содержание лекционного материала:
Сущность и цели туристско-экскурсионной пропаганды
В условиях рыночных отношений определяющим фактором экономического благополучия туристско-экскурсионного предприятия (ТЭП) становится рынок. Подвижность внешних условий, в которых действует ТЭП, проявляется во многих аспектах. Здесь следует отметить изменения в политической и социальной обстановке, скачки валютных курсов, колебания ставок по кредитам и многое другое. В конечном итоге все разнообразие внешних воздействий находит свое концентрированное выражение в позиции общества в целом и покупателей как членов этого общества по отношению к ТЭП. Речь идет о том, что для ТЭП жизненно важно не только учитывать внешние условия, но и иметь вполне определенную ориентацию на формирование благоприятного «внешнего климата», проводить целенаправленную работу с общественностью, действительными и потенциальными клиентами.
Решение этой задачи обеспечивается путем осуществления пропагандистских мероприятий, под которыми чаще всего понимают работу по связи с общественностью - «паблик рилейшнз» (англ. public relations).
Public relations (связи с общественностью) - один из элементов системы маркетинговых коммуникаций, в которую входят также реклама, sales promoutions (стимулирование сбыта) и direct marketing (прямой маркетинг).
Существует около 500 определений public relations (далее PR). Определение С. Блэка по праву можно считать самым удачным: «Паблик рилейшинз - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью».
Итак, рабата по связям с общественностью направлена на изучение складывающегося общественного мнения и формирования доброжелательного отношения к ТЭП и его деятельности со стороны целевых аудиторий и широких масс населения.
Главной причиной быстрого и широкого распространения паблик рилейшнз в последние годы является то обстоятельство, что взаимное непонимание ТЭП и его целевой аудитории дорого, в прямом смысле этого слова, обходится предприятию.
Это обусловлено:
- расширяющейся свободой выбора для потребителя в условиях формирования рынка покупателя;
- развитием консьюмеризма (общественное движение в защиту прав потребителей);
- усилением роли государства в регулировании рыночных отношений в целом и сферы туристско-экскурсионной деятельности в частности;
- активизацией местных контактных аудиторий (общинные организации, общественные объединения местных жителей и т. п.).
Общественностью могут быть самые различные многочисленные слои населения или группы людей. Применительно к индустрии туризма это, прежде всего, клиенты и потенциальные клиенты, партнёры (ТА или ТО, страховые компании, авиакомпании и др.), работники властных структур, собственный коллектив ТЭП.
Указанные лица и организации являются основными адресатами коммуникаций в рамках пропаганды. Общая цель пропаганды - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов, а также достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
В качестве частных целей туристско-экскурсионной пропаганды можно выделить следующие:
1. установление взаимопонимания и доверительных отношений между туристским предприятием и общественностью;
2. обеспечение фирме известности;
3. создание и подтверждение имиджа предприятия;
4. популяризация туристско-экскурсионного обслуживания в целом;
5. опровержение искаженной и (или) неблагоприятной информации;
6. обеспечение поддержки со стороны различных целевых аудиторий.
Основные принципы PR — достоверность информации, полнота информации, доступная форма изложения.
PR - некоммерческое обращение к публике, поэтому в нём не должно содержаться прямых призывов купить тот или иной товар, воспользоваться той или иной услугой.
Не следует путать PR с рекламой. За рекламу прессе платят, за редакционные статьи и другие материалы - нет.
Но, следует отметить, что никакой «китайской стены» между пропагандой и прямой рекламой не существует, хотя между ними имеются определенные отличия (табл. 1).
Таблица 1
Отличие пропаганды от традиционной прямой рекламы
№ п/п | Сравниваемые параметры | Пропаганда | Традиционная прямая реклама |
1. | Цель | Формирование ситуации успеха ТЭП. Управляемый имидж. Решение нестандартных задач и устранение противоречий | Сбыт услуг |
2. | Наиболее типовые средства | Средства массовой информации + набор мероприятий пропаганды | Средства массовой информации |
3. | Постановка задачи | Руководство фирмы | Подразделения фирмы |
4. | Объект | Идеология, мировоззрение, мода, стиль и др. | Услуга |
5. | Характер мероприятия | Познавательный, ознакомительный, некоммерческий | Коммерческий |
Подготовка и проведение пропагандистских мероприятий состоят из четырех взаимосвязанных этапов:
1. Анализ, исследование и постановка целей.
2. Разработка программы и бюджета мероприятий.
3. Осуществление программы.
4. Анализ и оценка результатов.
Указанные этапы часто называют системой RACE: Research (исследование), Action (действие),
Communication (общение), Evaluation (оценка).
Для организации пропагандистской деятельности ТЭП может создать специальный отдел пропаганды и организации общественного мнения (или поручить эту работу конкретному сотруднику). В то же время фирма может обратиться за услугами в специализированные компании и институты по организации пропаганды.