Раздел I. Восточные славяне в древности. Древнерусское государство (IX-XII вв.)

Институт гуманитарных наук

ОУК истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История

035700.62 «лингвистика»

(квалификация (степень «бакалавр»)

Институт иностранных языков

Курс 1, семестр1

Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании ОУК истории № 5 от 18.03.11., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

Составители:

к.и.н. проф. Кириллов В.В.

д.и.н. проф. Лысенко Л.М.

д.и.н. проф. Музафарова Н.И.

к.и.н. доц. Аверьянова Г.И.

к.и.н. доц. Боева Л.А.

к.и.н. доц. Огородникова О.А.

к.и.н. доц. Порхова Т.М.

к.и.н. доц. Щулепникова Е.И.

к.и.н. доц. Чернова М.Н.

ст. преп. Махоткин А.В.

к.и. н. доц. Фирсова О.Г.

Рецензент

Проф., д.и.н. Девятов С.В.

Зам. зав. кафедрой

Доц. к.и.н. Кириллов В.В.

Часть 1.

Пояснительная записка

Подготовка высококвалифицированного специалиста немыслима без широкой эрудиции. Истории в этом отношении принадлежит громадная роль. Изучение многовекового опыта народов нашей страны помогает правильно оценить прошлое, осмыслить настоящее, понять место и роль России в системе мировой цивилизации.

Предлагаемый учебно-методический комплекс по Отечественной истории подготовлен авторским коллективом преподавателей общеуниверситетской кафедры истории Московского городского педагогического университета. Авторы стремились показать основные стороны исторического развития России, помочь студентам систематизировать полученные на занятиях знания, ориентируя их внимание на узловых проблемах отечественной истории.

Курс «Отечественной истории» разработан для общегуманитарной подготовки студентов в соответствии с основными квалификационными требованиями к выпускнику высшего учебного заведения по разделу «История».

Цель курса - сформировать у студентов основы теоретического и методологического подхода к анализу явлений социальной действительности на позициях этических норм и требований, предъявляемых к современному специалисту.

Задачи изучения дисциплины

Программа курса охватывает период истории России с зарождения государственности у восточнославянских племен до современности. В ее основу положен цивилизационный метод освоения истории с учетом генерализирующего подхода (традиционности и новаций в решении исторических задач общества). Содержание курса строится в соответствии с теорией модернизации, т.к. европейской цивилизации принадлежит со времен античности особая роль в становлении современного мира и именно оттуда шли импульсы, оказавшие воздействие на развитие всего человечества.

Разделы огромного по объему и растянутого по времени материала составлены в соответствии с проблемно - тематическим принципом. В программе концентрируется внимание на основных тематических пластах и узловых проблемах, составляющих каркас изучаемого раздела.

Такой подход позволяет обеспечить научность в преподавании курса и вариативность в освоении богатого исторического материала.

В помощь изучающим курс в программе предусматривается использование исторических источников, отечественной и зарубежной литературы как монографической, так и мемуарной. Рекомендательный перечень источников и литературы составлен в сжатом виде. Составители при этом руководствовались возможностью их расширения по мере выхода новых печатных изданий.

Содержание программы ориентирует преподавателей и студентов на творческий подход к изучению исторического материала, историко-сравнительный метод освоения исторической действительности. Особое значение при этом придается самостоятельной работе студентов с источниками и литературой. Выработка практических навыков историографического анализа, умение проникать в суть исторических явлений, познание закономерностей общественного развития - составляют важнейшую задачу исторического образования.

По итогам изучения курса студенты сдают экзамен.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

- основные исторические подходы к изучению событий прошлого;

- основные принципы и методы исторического познания действительности;

- периодизацию отечественной истории и сущностные характеристики этапов её развития;

- основные источники и литературу по курсу «История Отечества»;

- динамику экономических процессов и развития, понимать сущность социально-экономических отношений, их своеобразие в России, причины сохранения многоукладности социально-экономических отношений к концу XIX в., особенности различных социальных общностей /сословных, религиозных, классовых/ и их ценностные ориентации;

- динамику становления и развития российской государственности: основные типы государственно-политических образований и формы осуществления политической власти в России;

- основные социальные движения в истории России и крупнейшие революции XX века;

- сущность проблемы модернизации России на различных этапах ее развития, содержание, механизм осуществления реформаторских процессов. (Знать их творцов);

- эволюцию основных политических /консервативных, либеральных, радикальных / и идеологических течений и их лидеров;

- сущность этнонациональных процессов и геополитических интересов России, основные направления внешней политики России и СССР.

Студент должен уметь:

- анализировать ситуацию исторического выбора на различных этапах истории России и СССР: выделять причины, оценивать роль объективных и субъективных факторов, диалектику реформ и революций, их роль в разрешении объективных противоречий и модернизации страны;

- аргументировано высказывать свое мнение о спорных и дискуссионных проблемах отечественной истории, опираясь на основные концептуальные подходы;

- уметь работать с источниками информации;

- давать характеристику основным этапам истории и выдающимся деятелям различных эпох;

- прослеживать основные тенденции в развитии социально-экономических, политических процессов российского общества, определять их доминанты;

- ориентироваться в общественных и политических теориях, аргументировано оценивать их;

- прослеживать диалектику отношений общества, государства и церкви, выявлять взаимосвязь, распространением идей свободы и прав человека, развитием человеческой личности;

- определять роль, место и особенности России в мировом историческом процессе.

Курс должен способствовать формированию следующих общекультурных компетенций (ОК):

- Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обощению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

Содержание курса

Раздел II. Удельный период

Феодальная раздробленность Руси. Предпосылки выделения земель и княжеств Руси в XII в. Факторы выбора путей развития. Владимирово - Суздальское / Ростово - Суздальское/ и Галицко - Волынское княжества, Новгородская феодальная республика.

Борьба русского народа с иноземными нашествиями в XIII веке. Монголо - татарское нашествие на Русь. Экономика, социально - политические отношения, культура Руси в период господства Золотой Орды, ее влияние на судьбы России.

Отпор агрессии немецких и шведских феодалов против русских земель. Оценка политики князя Александра Невского. Обособление юго-западных и северо-восточных земель на рубеже XIII- XIY вв., своеобразие их политического, экономического и этнического развития.

Возвышение Москвы и начало объединения русских земель. Геополитические и географические факторы объединительного процесса. Предпосылки возвышения Московского княжества. Иван Калита и его преемники. Политическое соперничество с Тверью. Роль церкви в возвышении Москвы. Митрополиты Петр и Алексий. Ослабление Золотой Орды. Становление Москвы как общерусского центра освободительной борьбы. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Победа на Куликовом Поле. Подъем национального самосознания.

Раздел III. Образование и развитие централизованного Российского государства (XV- XVII вв.)

Образование Московского государства. Основные этапы образования единого государства. Внутриполитическая борьба русских князей, феодальная война второй четверти XV в. и ее итоги. Взаимоотношения Руси с Великим княжеством Литовским. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы на рубеже XV- XVI вв. Распад Золотой Орды и его последствия для народов Восточной Европы, Урала, Сибири. Ликвидация зависимости Руси от монголо-татар.

Политический строй и социальная структура Московского государства.Изменение в структуре феодальной собственности на землю. Складывание поместной системы, начало формирования крепостного права. Формы феодальной зависимости крестьян по Судебнику 1497 г. Сословная система организации общества. Влияние византийских традиций и ордынского владычества на характер российской государственности. Усиление роли государства в сфере общественных отношений. Становление самодержавия как специфической формы организации политической власти в России. Роль боярской думы. Местное самоуправление. Остатки удельной системы. Основные тенденции развития русской культуры.

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Политическая обстановка в Московском государстве после смерти Василия III. Начало царствования Ивана Грозного. Реформы «Избранной рады». Судебник 1550 г. - основа системы и управления государством. Опричнина Ивана Грозного. Дискуссии о ее характере и месте в русской истории. Усиление крепостного гнета. Внешняя политика. Присоединение к России Поволжья. Борьба за выход к Балтийскому морю. Начало присоединения Сибири. Поход Ермака. Итоги внутренней или внешней политики Ивана IV, их оценка в трудах историков.

Смутное время. Политический кризис и гражданская война в Московском государстве на рубеже XVI-XVII вв.Предпосылки политического кризиса. Причины, сущность и этапы Смуты. Правление Бориса Годунова. Голод 1601 – 1603 гг. Нарастание социальных противоречий. Династический кризис. Феномен самозванства в России. Борьба за власть в Русском государстве и польско - шведская интервенция. Поход Ивана Болотникова на Москву. Проблема альтернатив исторического развития России в начале века. Народно - патриотическое движение в защиту Отечества и церкви. К.Минин и Д.Пожарский . Восстановление государственности. Земский собор 1613 г. и утверждение династии Романовых. Последствия Смуты для дальнейшей истории России.

Россия в XVII в. Территория России. Основные тенденции социально - экономического и политического развития. Появление мануфактуры. Начало складывания всероссийского рынка. Дискуссия о новых явлениях в хозяйственной жизни страны. Феодальное землевладение. Соборное Уложение 1649 г.: оформление государственной системы крепостного права. «Бунташный век». Обострение социальных отношений в стране. Крестьянская война под предводительством С. Разина. Развитие государственного строя от сословно - представительной монархии к абсолютизму. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви как проявление социального и духовного кризиса. Внешняя политика России. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири. Начало формирования русской нации - новый этап развития русского народа.

Внешняя политика СССР: основные тенденции. От политики «разрядки» международной напряженности к усилению гонки вооружений. Осложнение внешнеполитических условий развития СССР. Усиление гонки вооружений. Афганская война и ее последствия.

Перестройка в СССР 1985 – 1991 года. Провал курса на ускорение социально-экономического развития страны. Цели и предпосылки перестройки. Концепция перестройки и ее реализация. Новое политическое мышление в сфере международных отношений. Трансформация геополитического пространства. Нарастание социально-политической конфронтации в обществе и обострение межнациональных противоречий в стране. «Парад суверенитетов». Августовские события 1991 г. распад СССР и его последствия.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Рекомендованная литература

Основная:

Андреев И.Л., Павленко Н.И., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко – М.: Высшая школа, 2007.

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004. – М.: аспект-Пресс, 2007.

Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2007.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древних времен до наших дней. - М.,2007.

Острогорский М. Хронология всеобщей и русской истории.- М.,1995.

Отечественная история. – 4-е изд., исправл. И доп. – М.: Дашков и К, 2007.

Отечественная история / под ред. В.В. Рябова – М.: Московский учебник, 2008.

Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины XIX века – М.: Омега-Л, 2007.

Дополнительная:

1. Административные реформы в России XVIII-XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. Сост. А.Н.Модушевский.-М.,1990.

2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. -М.,1992.

3. Араловец Н.А. Потери населения советского общества в 1930-е годы…//Отечественная история. 1995. № 1.

4. Арон Р. Этапы развития человеческой мысли.-М.,1993.

5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч.1,2.-М.,1991.

6. Бердяев Н.А. Судьба России.-М.,1990.

7. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей.-М.,1993.

8. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х т.-М.,1990,1994.Бровкин В.Н. Культура новой элиты. 1921-1925 гг.. //Вопросы истории. 2004. № 8.

9. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн.вторая. XVII-XVIII вв.-М., 1994.

10. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. первая. IX-XVI вв.-М., 1991.

11. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XX веков. В. 2ч.-М., 1994. Ч.1,2.

12. Вдовин А.И. «Российская нация». Национально политические проблемы XX века и общенациональная российская идея.-М.,1995.

13. Великие реформы в России.1856-1874 гг.-М., 1992.

14. Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст.1909-1910 /Сост., комент. Н.Казаковой.-М.,2006.

15. Вторая мировая война. Актуальные проблемы./Отв. ред. О.А.Ржешевский.-М.,1995.

16. Вторая мировая война. Указатель литературы.1990-1994 гг.-М.,1995.

17. Гедлер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 до наших дней. В 3-х кн.-М.,1995.

18. Герасименко Г.А. Зеленое самоуправление в России.-М.,1990.

19. Гордон И.А.,Клопов Э.В. Что это было?: Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы.-М.,1989.

20. Городецкий Г. Миф «Ледокола». Накануне войны.-М.,1995.

21. Государственная Дума в России /1906-1917 гг./. Научно-аналитический обзор.-М.,1995.

22. Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Незапланированная дискуссия. Сб. материалов.-М.,1995.

23. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в военных боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование.-М.,1993.

24. Гумилев Л Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.,2005.

25. Гумилев Л Н. От Руси к России: очерки этнической истории.-М.,2007.

26. Гумилев Л Н. Ритмы Евразии: Эпохи и Цивилизации.-М.,1993.

27. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-М.,1990.

28. Дякин В.С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг.-М.,1991.

29. Зайончковский Н.М. Российское самодержавие в конце XIX столетия.-М.,1970.

30. Зайцева Л.И. Аграрная реформа П.А. Столыпина в документах и публикациях конца XIX-началаXX века.-М.,1995.

31. Заорская И.Ю., Зотова М.В. Становление и подъем российской державы XV-XVIII веков / Позиции, комментарии, документы/.-М.,1994.

32. Записки императрицы Екатерины II.-М.,1989.

33. Земское самоуправление в пореформенной России /1864-1919 гг./: Документы и материалы. Учебное пособие.-М.,1995.

34. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы.1945-1964 гг.-М.,1993.

35. Зуев М.Н. Хроника истории России. (IX-XX вв.) -М.,1995.

36. Ивницкий Н.А. Судьба раскулаченных в СССР. - М.,2004.

37. Ильин В.В. Панарин А.С.. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. - М.,1996.

38. История государства Российского: Жизнеописания. ХVIII век. - М.,1996.

39. История России в контексте мировых цивилизаций: Курс лекций. /Под ред. В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. - М.,2000.

40. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1-12.-М.,1988-1991.

41. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т.1-12.-М.,1988-1991.

42. Карр Э. История Советской России. В 14 т.-М.,1989.

43. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929.-М.,1990.

44. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В2-х т.-М.,1991.

45. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 4-х ч. /Сочинения: в 9-ти т. т.1-4./Под ред. В.Л. Янина.-М.,1987-1989.

46. Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века.-М.,!993.

47. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 2-х кн.-М.,1995. В 3-х т.-Калуга, 1995.

48. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914.-М.,1995.

49. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива.- М.,1991.

50. Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах: синхронистические таблицы, правители мира, генеалогические таблицы, словарь. - Спб.,1995.

51. Малилин В.А. История русского утопического социализма. Вторая половина XIX - начало XX вв.-М.,1989.

52. Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XIX. М., 1989.

53. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в.-М.,1994.

54. Непролетарские партии в трех революциях. - М.,1989.

55. Никольский М.Н. История русской церкви. 4-е изд.-М.,1989.

56. Общественная мысль в России XIX века. - М.,1986.

57. Общественное движение в России в XIX веке. - М.,1986.

58. Октябрь 1917 года: величайшее событие века или социальная катастрофа? -М., 2001.

59. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.,1994.

60. Павленко П.И. Птицы гнезда петрова. 2-е изд. - М.,1994.

61. Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.,1993.

62. Пайпс Р. Русская революция. - М.,1994.

63. Пантин И., Плимак Е., Хорос В. Революционная традиция в России:1788-1883 гг. - 1986.

64. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Спб. - 2003.

65. Политические партии в России. История и современность. /Под ред. А.И. Зевелева. - М,2000.

66. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Киевское право Древней Руси. - М, 1993.

67. Революции и реформы в XX веке: их роль в истории общества. – М, 1992.

68. Революционеры и либералы России. – М, 1990.

69. Режим личной власти Сталина. К истории формирования.-М.,1989.

70. Реформы и реформаторы в истории России.: Сб. ст. - М., 1996.

71. Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 г. В 2-х тт. /Под ред. Г.В. Осипова. - М,2001.

72. Россия в XX веке: историки мира спорят.-М.,1996.

73. Россия в XX веке: судьбы исторической науки.-М.,1996.

74. Россия и мир. В 2 ч. /Под ред. А.А. Данилова.-М.,1994.

75. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. – М,1991.

76. Русские мемуары: Избранные страницы. 1800-1825.-Л.,1889.

77. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М, 1982.

78. Самоуправление и политические партии России.1904-1917. Сб. Документов.-М.,1994.

79. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М,2007.

80. Сиротин В.Г. Великие реформаторы в России. – М.,1991.

81. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVII вв. - М,1997.

82. Скрынников Р.Г. Опричный террор.- Л.,1969.

83. Скрынников Р.Г. Россия на кануне «Смутного времени».-М.,1985.

84. Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти кн. – М, 1988 – 1995.

85. Сословно-представительные учреждения России /XVIII-начало XX в./ Сборник обзоров.-М.,1993.

86. Станиславский А.Л. Гражданская война в России в XVII веке. Качество на переломе историии.-М.,1990.

87. Степанов С.А. Загадки убийства Столыпина.-М.,1995.

88. Тепцов Н.В. В дни великого перелома: История коллективизации, раскулачивания и крестьянской ссылки в России (СССР) по письмам и воспоминаниям, 1929-1933 годы. - М.,2002.

89. Троицкий С.М. Александр I и Наполеон.- М.,1994.

90. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. - М.,1991.

91. Улюкаев А. Россия на пути реформ: реформирование экономики в период становления институтов национальной государственности Россиию.(1991-1995).-М.,1996.

92. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIIIв.-Спб.,1995.

93. Хрестоматия по истории России. В 4-х ч. Т.1. с древнейших времен до XVII века.-М.,1994. Т.2. В 2 кн. Кн.1. XVII-начало XVIIIвв.-М.,1995.

94. Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945. Уч. пособие для пед.институтов.-М.,1990.

95. Цимбаев Н.И. Из истории Славянофильства. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.-М.,1986.

96. Цимбаев Н.И., Воронкова С.В. история России. 1801-1917 – М,,2007.

97. Черепин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв.-М.,1978.

98. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв.-М.,1960.

99. Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. 1907-1917 гг.-М.,1991.

100. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России.-М.,1989.

101. Эйдельман Н.Я. Грань веков: политическая борьба в России. Конец XVIII-началоXIX столетия.- М.,1986.

102. Яковлев А.Н. Россия нэповская. - М.,2002.

103. Ясперс К. Смысл и назначение истории. 4-е изд.-М., 2007.

Часть 2.

Методические рекомендации и план освоения дисциплины

Виды учебной работы

Вид работы Трудоемкость Вид итогового контроля Компетенции
Часы Кредиты (1 кредит=36 ч.)
1Лекция «Восточные славяне и образование Древнерусского государства (IХ-XII вв.)»     1-й кредит Проверка конспекта ОК-1, ОК-2, ОК-9
Практические занятия по теме «Восточные славяне и образование Древнерусского государства (IХ-XII вв.)» Устный ответ ОК-1, ОК-2, ОК-9
Самостоятельная подготовка студента по теме «Восточные славяне и образование Древнерусского государства» Проверка письменной работы ОК-1, ОК-2, ОК-9
2Лекция «Удельный период» Проверка конспекта ОК-1, ОК-2
Практические занятия по теме «Удельный период» Устный ответ ОК-1, ОК-2
Самостоятельная подготовка студента по теме «Удельный период» Проверка письменной работы ОК-1, ОК-2
3Лекция«Образование и развитие централизованного Российского государства (XV- XVII вв.)»   Проверка конспекта ОК-1, ОК-2, ОК-9
Практические занятия по теме «Образование и развитие централизованного Российского государства (XV- XVII вв.)» Выступление на практическом занятии ОК-1, ОК-2, ОК-9
Самостоятельная подготовка студента по теме «Образование и развитие централизованного Российского государства (XV- XVII вв.)» Проверка письменной работы ОК-1, ОК-2, ОК-9
4Лекция «Российская империя в ХVIII – I пол. ХIX вв.» Проверка конспекта ОК-1, ОК-2
  Практические занятия по теме «Российская империя в ХVIII – I пол. ХIX вв.» Тестирование, выступление на практическом занятии ОК-1, ОК-2
Самостоятельная подготовка студента по теме «Российская империя в ХVIII – I пол. ХIX вв.» Проверка тестирования, проверка письменной работы ОК-1, ОК-2
5.Лекция «Российская империя во II пол. ХIX - нач. ХХ вв.» Проверка конспекта ОК-1, ОК-2
Практические занятия по теме «Российская империя во II пол. ХIX - нач. ХХ вв.» Выступление на практическом занятии, демонстрация компьютерной презентации ОК-1, ОК-2
Самостоятельная подготовка студента по теме «Российская империя во II пол. ХIX - нач. ХХ вв.»   2-й кредит Проверка письменной работы ОК-1, ОК-2
6.Лекция «Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.)» Проверка конспекта ОК-1, ОК-2, ОК-9
Практические занятия по теме «Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.)» Выступление на практическом занятии, демонстрация компьютерной презентации ОК-1, ОК-2, ОК-9
Самостоятельная подготовка студента по теме «Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.)» Проверка письменной работы ОК-1, ОК-2, ОК-9
7.Лекция«СССР в 1922-1953 гг.» Проверка конспекта   ОК-1, ОК-2
Практические занятия по теме «СССР в 1922-1953 гг.» Выступление на практическом занятии, демонстрация компьютерной презентации ОК-1, ОК-2
Самостоятельная подготовка студента по теме «СССР в 1922-1953 гг.» Проверка письменной работы ОК-1, ОК-2
8.Лекция «CCCР в 1953-1991 гг.»     Проверка конспекта ОК-1, ОК-2, ОК-9
Практические занятия по теме «CCCР в 1953-1991 гг.»   Выступление на практическом занятии, демонстрация компьютерной презентации ОК-1, ОК-2, ОК-9
Самостоятельная подготовка студента по теме «CCCР в 1953-1991 гг.» Проверка письменной работы ОК-1, ОК-2, ОК-9,
9.Лекция«Российская федерация в конце ХХ - нач. ХХI вв.» Проверка конспекта ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-6
Практические занятия по теме «Российская федерация в конце ХХ - нач. ХХI вв.»   Тестирование, выступление на практическом занятии ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-6
Самостоятельная подготовка студента по теме «Российская федерация в конце ХХ - нач. ХХI вв.» Проверка тестирования, проверка письменной работы ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-6
Подготовка к экзамену, экзамен 3-й кредит   ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-6
Итого:
сам. работа      
лекции      
практические      
Подготовка к экзамену, экзамен      
Всего: 108 ч. 3 кредита    

План семинарских занятий

Раздел I.Восточные славяне и образование Древнерусского государства (IX-XII вв.)

Вопросы для обсуждения

1. Образование Древнерусского государства. Норманская теория и антинорманизм.

2. Деятельность первых киевских князей.

3. Принятие христианства и его значение в истории Руси.

4. Политический распад Древней Руси: предпосылки, причины и последствия.

Темы докладов и рефератов

1. Норманнская теория происхождения Русского государства: реальность и вымысел.

2. Международное положение Древнерусского государства.

3. «Русская правда» как памятник древнерусского права.

Литература

Основная

1. Андреев И.Л., Павленко Н.И., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко – М.: Высшая школа, 2007.

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2007.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древних времен до наших дней. - М.,2007.

4. Острогорский М. Хронология всеобщей и русской истории.- М.,1995.

5. Отечественная история. – 4-е изд., исправл. И доп. – М.: Дашков и К, 2007.

6. Отечественная история / под ред. В.В. Рябова – М.: Московский учебник, 2008.

7. Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины XIX века – М.: Омега-Л, 2007.

Дополнительная

1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XI – XIII вв. – М., 1993.

2. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории – Любое издание.

3. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI – первая треть XIII в. – СПб., 2003.

4. Торговля средневекового Новгорода. – Новгород, 2001.

5. Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. – СПб., 1995.

Раздел II. Удельный период

1. Предпосылки политического обособления русских земель. Раздробленность как форма государственности.

2. Варианты развития русских земель в период раздробленности.

3. Особенности российского типа феодализма.

4. Русь в XIII веке: между Востоком и Западом.

Темы докладов и рефератов

1.Проблема ордынского ига на Руси в отечественной и зарубежной историографии.

2.Русская церковь и ордынское иго.

3. Две Руси: Великое княжество Литовское и Русское и Москва в XIII – XVI вв. Характер взаимоотношений.

Литература

Основная

8. Андреев И.Л., Павленко Н.И., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко – М.: Высшая школа, 2007.

9. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2007.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древних времен до наших дней. - М.,2007.

11. Острогорский М. Хронология всеобщей и русской истории.- М.,1995.

12. Отечественная история. – 4-е изд., исправл. И доп. – М.: Дашков и К, 2007.

13. Отечественная история / под ред. В.В. Рябова – М.: Московский учебник, 2008.

14. Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины XIX века – М.: Омега-Л, 2007.

Дополнительная

6. Вернадский Г.В. Россия в средние века. - Тверь – М., 1997.

7. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1. Ч.1. – М., 1997.

8. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

9. Думин С.В. Другая Русь. /История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала ХХ в. – М., 1991.

10. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в удельной Руси. – СПб., 1910.

11. Торговля средневекового Новгорода. – Новгород, 2001.

12. Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. – СПб., 1995.

13. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. – М., 1997.

Раздел III. Образование и развитие централизованного Российского государства (XV- XVII вв.)

Вопросы для обсуждения

1. Причины и основные этапы объединения русских земель

2. Политическая деятель Ивана III

3. Правление Ивана IV

4. Основные этапы становления крепостного права в России.

5. Испытание государственности в период Смуты. Значение, последствия и осмысление современниками и потомками

6. Внутренняя и внешняя политика Романовых в XVII в.

7. Церковный раскол как религиозный и социокультурный феномен.

Темы докладов и рефератов

1. Формирование концепции «Москва – третий Рим»

2. Самозванцы в истории России XVII в. Феномен самозванства.

3. Два кризиса русской государственности: опричнина и Смута.

4. Альтернативы политического развития России при Иване Грозном.

5. Старообрядчество в истории России.

6. «Бунташный век»

7. Историко-психологический портрет Ивана Грозного.

8. Личность патриарха Никона

9. Личность царя Алексее Михайловича

Литература

Основная

1.Андреев И.Л., Павленко Н.И., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года /под ред. Н.И. Павленко – М.: Высшая школа, 2007.

2.Кириллов В.В. История России – М.: Юрайт, 2007.

3.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: 2007.

4.Острогорский М. Хронология всеобщей и русской истории.- М.,1995.

5.Отечественная история. – 4-е изд., исправл. И доп. – М.: Дашков и К, 2007.

6.Отечественная история / под ред. В.В. Рябова – М.: Московский учебник, 2008.

7.Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины XIX века – М.: Омега-Л, 2007.

Дополнительная

1.Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. – М., 1988.

2.Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн.1. – М.: 1989.

3.Богданов А.П., Буганов В.И. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. – М., 1991.

4.Демидова Н.Ф. Первые Романовы на российском престоле. – М., 1996.

5. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964.

6.Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1989-1993. – Т.6.

7.Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. Любое издание.

8.Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М.,1989.

9.Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности //История Отечества: люди, идеи, решения.- М., 1991.

10.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – Любое издание.

11.Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в XVI – XVII вв. – М., 1988.

Вопросы для обсуждения

1. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки петровских реформ.

2. Реформы Петра I: истоки и последствия.

3. Оценка петровских реформ в отечественной историографии.

4. Кризис власти в послепетровский период. Причины и последствия.

5. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

6. Самодержавие и реформы в начале XIX в.: замыслы и результаты.

7. Война 1812 г.: предпосылки, ход военных действий, внешнеполитические и внутренние последствия.

8. Восстание декабристов: предпосылки, история восстания, последствия.

9. Николаевская Россия – «апогей самодержавия».

Темы докладов и рефератов

1. Историко-психологический портрет Петра I.

2. Политика Петра I и Ивана Грозного: сравнительная характеристика.

3. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. О государстве и обществе.

4. Царский двор времен Екатерины II: обычаи, нравы, культурные ориентации.

5. История Пугачевского бунта

6. Внешняя политика Екатерины II.

7. Участия России в наполеоновских войнах в Европе.

8. Тайные организации в России I пол. XIX в.

9. Судьбы декабристов.

10. Различные оценки восстания декабристов в историографии.

11. Крымская война 1853 – 1856 гг. и ее исторические последствия.

Литература

Основная

1.Андреев И.Л., Павленко Н.И., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года /под ред. Н.И. Павленко – М.: Высшая школа, 2007.

2.Кириллов В.В. История России– М.: Юрайт, 2007.

3.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: 2007.

4.Отечественная история. – 4-е изд., исправл. И доп. – М.: Дашков и К, 2007.

5.Отечественная история / под ред. В.В. Рябова – М.: Московский учебник, 2008.

6.Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины XIX века – М.: Омега-Л, 2007.

Дополнительная

1.Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – М., 1986.

2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле – СПб., 1997.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989.

4. Екатерина Великая. – М., 1999.

5. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М., 1997.

6. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. –

Наши рекомендации