Классификация методов социальной работы.
Содержание любой науки характеризуют её методы. В общем смысле метод – это комплекс интеллектуальных действий, при помощи которых данная наука предполагает установить истины, к которым она стремится, доказывает их и проверяет.
Большинство методов можно рассматривать как упорядоченный комплекс операций, применяемых для достижения одной или нескольких целей, как свод принципов, которыми руководствуются при любом организационном исследовании.
Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов:
– методы сбора информации и её обработки;
– методы эмпирического исследования и теоретического моделирования;
– общенаучные методы и специфические методы конкретных наук и тд.
Проблема классификации методов СР также является пока во многом дискуссионной.
К основным методам сбора информации относятся анкетирование, интервью, опрос, наблюдение, тестирование. К ним также относят диалог – взаимодействие клиента и специалиста.
В настоящее время многие методы, используемые в социальных науках, являются междисциплинарными. Например, социометрия, групповая дискуссия, включенное наблюдение рассматривают как социально-психологические методы исследования. Как характерные для социологии обычно рассматривают анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ текстов и др.
Один из методов преимущественно СР – метод написания «социальных биографий» или биографический метод (изучение личных документов). В России этот метод оценивается сдержанно. Недостатки этого метода – отсутствие репрезентативности, субъективная окрашенность воспоминаний и др. Этот метод позволяет более отчетливо зафиксировать социальную включенность субъекта в происходящие события, увидеть «разрывы» в индивидуальной траектории развития. Эти разрывы могут быть как деструктивными, так и инновационно-творческими.
Французские исследователи предлагают в виде нового инструментария использовать биографический метод – метод «история семей». Изучение истории семей позволяет выявлять становление и реализацию жизненных сил человека. Семья обладает спектром жизненных ресурсов, которые затем обусловливают различия в образе жизни и реализации субъектности человека. Существую различные формы биографического метода: свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиография и т.д.
Среди методов, используемых в теории СР особая роль принадлежит такому методу, как «комплексное психосоциальное моделирование». Моделирование – символическая схема какой-либо реальности.
Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).Освоение человеком окружающей действительности, накопление опыта, знаний привели к появлению системы знаний, новых способов, методов изучения в различных сферах общественной жизни.
Метод стал применяться как способ рационального исследования и преобразования действительности, как средство кратчайшего пути достижения цели. Существует множество методов, но в области социальной работы классификация методов осуществляется по степени общности, которая обуславливается теорией и практикой социальной работы.
Выделяют следующие методы:
1) всеобщие (философские);
2) общенаучные;
3) частные специальные.
1. Всеобщий или философский метод – единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.
2. Общенаучные методы применяются в различных областях знаний и социальной практики. В отличие от всеобщего метода они определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование и т.д.
3. Специфические методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущий конкретной системе знаний, составляют специальные методы.
Основой для классификации методов социальной работы служит мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности.
Поведение человека, группы обусловлено разнообразием мотивов. Для достижения целей в социальной работе необходимо использование различных по своей направленности способов воздействия социального работника на клиента.
Выделяют три основных группы методов социальной работы:
1) социально-экономические;
2) организационно-распорядительные;
3) психолого-педагогические.
I группа. Группа социально-экономических методов объединяет все способы, с помощью которых социальные работники оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.
II группа. Организационно-распорядительные методы ориентированы на осознанную необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и находятся в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб. Организационно-распорядительные методы имеют прямой характер воздействия, так как опираются на регламентирующие и нормально-правовые акты.
Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определяемых положениями и инструкциями.
Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач с целью своевременного устранения недочетов.
Данные методы связаны с организационными методами, придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.
В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование, инструктирование.
Регламентирование – жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции и т.д.). Такие методы используются органами управления социальных служб.
Нормирование – менее жесткий способ организационного воздействия в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания). Важно определить, где, для каких видов социальной помощи, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.
Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия. Заключается в объяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента и т.д. В социальной работе инструктирование имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.
III группа. Психолого-педагогические методы – характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов, норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.
Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Этот метод в практике социальной работы используется в различных формах: разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.
С помощью убеждения достигается осмысленное освоение научных знаний, этических и эстетических эталонов.
В практике социальной работы педагогический инструментарий используется в единстве с социально-психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием условий жизнедеятельности и собственного жизненного опыта.
От социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления в жизни человека. Это достигается социально-психологическими методами воздействия, изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся следующие методы: социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда, быта, расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности.
Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Многие методы взаимосвязаны между собой, применение одного из них требует одновременного применения других, подтверждая необходимость комплексного подхода как принципа использования методов социальной работы. Методы в социальной работе подвижны, могут варьироваться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах.
Связь методов социальной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от целей и задач социальной работы. Если цель предопределяет совокупность способов ее достижения, то принципы социальной работы позволяют выбрать для достижения пели из всей совокупности методов наиболее эффективные в данных условиях