Семья как объект социальной работы.
В понятие «семья» изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она же может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов. Так, внутрисемейные конфликты между родителями могут вызывать у детей болезненные психические реакции и провоцировать суицидальные попытки и даже самоубийство. Естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия. Как показывают зарубежные исследования, агрессия взрослых в отношении детей в современном обществе все более возрастает: число детей, убитых своими родителями в десять раз больше, чем число убитых сексуальными преступниками.
Что касается современной российской семьи, то ее возможности усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации.
В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных семей.
Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец — мать», «родители — дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т.п. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции родителей и детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций, изменяющихся на разных стадиях существования семейных отношений, осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем — это брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии как детей, так и брачных партнеров.
Семья в процессе своего развития переживает определенные стадии и завершение (естественным или неестественным путем). Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, которая является также и его семьей), брак (создание своей собственной семьи) и послебрачное состояние (развод, вдовство и т.д.) Этой схеме развития следует большинство семей, хотя она и не является нормой.
На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего когда семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву.
Первый кризис брака приходится на первые месяцы и годы брака. Причиной распада брака может быть неадаптация супругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся ожидания. Развод не осложнен, если в семье еще нет детей.
Следующий кризис развивается с рождением первого ребенка («беби-шок»), когда, собственно, и образуется настоящая полная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объем бытовых обязанностей резко возрастает, а их распределение еще не произошло. Для этого периода характерно и изменение сексуальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы.
Проблемы, возникающие в этот период, еще более усложняются, если рождается ребенок-инвалид.
Рождение последующих детей, как правило, не приводит к кризисной ситуации, так как уже сложились и действуют определенные механизмы в структуре семьи, а супруги решаются на рождение второго ребенка при условии разрешения кризиса, связанного с рождением первенца.
Однако появление новых детей в семье может вызвать целый комплекс трудностей у первого ребенка, прежде единственного.
Своеобразным является также этап цикла — семья с детьми-подростками, организм которых переживает изменения физиологического и морально-психологического плана. Но внимание необходимо обращать не только на проблемы детей, но и на проблемы родителей, которые должны адекватно реагировать на состояние и поведение детей.
Кризисным для семьи можно назвать период взросления детей. Даже если в этот период дети и остаются в доме, то они ведут себя более эмансипированно и постепенно освобождаются от влияния и власти родителей. Многие семьи сохраняются только с целью вырастить детей и поставить их на ноги, хотя между супругами уже нет близости. В это время, когда происходит активизация прежде скрытых отношений и возникновение новых, что провоцирует еще один пик разводимости, важно сохранять близкие отношения с детьми на основе укрепления духовных контактов, терпимости и компромиссов.
Стадия пожилой семьи характеризуется все большей зависимостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное материальное обеспечение снижают возможность самообеспечения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения.
Таким образом, жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет свои начало и конец. При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования род а, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и внуков. Социальный работник должен учитывать эти аспекты при работе с конкретной семьей.
На основе психологической теории личности Э.Эриксона и стадий развития семьи С.Роудз типичные конфликты могут быть поставлены в соответствие с жизненными и семейными кризисами (см. табл. 30).
Таблица 30
Типология семьи | Родительские функции | Потребности и задачи в период жизненного цикла | Типичные проблемы и кризисы |
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем | Подготовка к ролям отца и матери; адаптация к новому этапу жизни, связанному с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком | Основное —формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасное место, где есть забота и участие | Неадекватное поведение супругов в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителей, пренебрежение, инвалидность, умственное отставание |
Семья с ребенком дошкольного возраста | Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к возросшим, с появлением ребенка, материальным-затратам; поддержка сексуальных отношений между супругами; развитие отношений с родителями; формирование семейных традиций | Достижение автономии, развитие локомоторных навыков,исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам», формирование инициативы — чувства вины | Неадекватная социализация, Недостаточное внимание со стороны родителей, чрезмерная опека родителей; неправильное поведение |
Семья школьника | Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений | Интеллектуальная и социальная стимуляция,социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, компетентности, усердие — неполноценность | Неудачи в учебе, членство в девиантных группах |
Типология семьи | Родительские функции | Потребности и задачи в период жизненного цикла | Типичные проблемы и кризисы |
Семья с ребенком Старшего школьного возраста | Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, принятие индивидуальности ребенка | Достижения, частичное отдаление от родителей, эгоидентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов» | Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность |
Семья со взрослыми детьми, входящими в мир | Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки | Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность — изоляция, любовь как способность вверять себя другому человеку, уважение, ответственность | Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, конфликт в браке, преступность, неверное поведение на работе, в учебном заведении |
Семья среднего возраста,«пустое гнездо» | Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями | Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, производительность — стагнация, продуктивность — инертность | Разрыв в семье, развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, конфликт «отцов и детей»,провал карьеры, неорганизованность |
Постаревшая семья | Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей,воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии,осознание собственного отношения к смерти | Возможности для саморазвитии в роли пожилого человека, целостность —отчаяние | Вдовство, хроническая беспомощность, не понимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция |
Социальная работа с семьей
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии:
акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;
системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;
подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;
«активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.
Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых — психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечение семьи.
37. Особенности и содержание социальной работы с молодежью.
Молодежь выполняет особые социальные функции:
1. наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;
2. обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;
3. молодые люди составляют основную часть кадров силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.
Целостная и последовательная социальная работа с молодежью призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.
В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.
Российская молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных «групп риска» и их численности, все более заметны проявления молодежного экстремизма и радикализма.
Абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения уменьшается. При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, имеет ряд особенностей:
а) молодежи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, но при этом именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политической и экономической инициативы;
б) в силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений.
В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:
§ продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
§ медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;
§ обостряются проблемы молодой семьи;
§ ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;
§ растет криминализация молодежной среды;
§ снижается доступность качественного образования;
§ растет имущественное расслоение в молодежной среде;
§ происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;
§ минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.
С другой стороны в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:
§ развивается инновационный потенциал молодежи;
§ растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;
§ увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
§ возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
§ формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
§ растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;
§ современная российская молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.
Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.
Современные явления – рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур – свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис.
Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации – семьи, школы, вуза, предприятия.
В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Явно недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.
Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.
Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации молодежи.
Модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством.
Нормативная правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.
Существовавшим органам управления молодежной сферой не удалось обеспечить должный уровень и масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления.
Это привело к значительному снижению эффективности государственной политики в отношении молодежи и реального уровня воздействия государства на решение проблем молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами государственной политики, искусственной замкнутости молодежной проблематики.
Бессистемность и разнонаправленность практических действий, дублирование в деятельности ведомств снижает эффективность социальной работы с молодежью. Системная каждодневная социальная работа с молодежью подменяется фрагментарными имиджевыми мероприятиями.
Социальная работа с молодежью в большинстве субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне также не является системной. Следует отметить при этом, что в отдельных регионах она достаточно разнообразна, и по содержанию и по глубине решения проблем молодежи продуктивнее деятельности на федеральном уровне.
Большая часть молодежных и детских общественных объединений сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.
В то же время, все более заметное влияние на молодежь оказывают националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.
Нерешенные на федеральном уровне проблемы концептуального, стратегического характера, правового регулирования, финансового и научного обеспечения серьезно снижают эффективность социальной работы с молодежью на всех уровнях.
Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи.
При этом базовыми партнерами в реализации основных направлений социальной работы с молодежью являются государство и молодежные общественные объединения. Государство способствует расширению возможностей молодежных объединений, увеличению их многообразия, создавая тем самым условия для углубления процессов самоорганизации в молодежной среде. Молодежные объединения в процессе осуществления молодежной работы формулируют, представляют и отстаивают интересы молодежи, организуют самостоятельное решение проблем молодежи самой молодежью.
Могут быть смоделированы два основных подхода к постановке социальной работы с молодежью.
В первом акцентируются проблемы молодежи как социально-возрастной группы. Круг задач социальной работы в этом случае определяется тезаурусом выявленных проблем. Сами проблемы могут определяться как на основе апелляции к житейскому опыту (естественно, прежде всего, опыту законодателей и администраторов), либо посредством социологических исследований.
При втором подходе в центре внимания оказываются проблемы социализации. В этом случае мы рассматриваем не молодежь как специфическую группу, а молодость как этап жизненного пути, проходимый каждым человеком. Задачи социальной работы в этом случае будут определяться перспективами взросления; деятельность социальных служб ориентирована на поддержку оптимизации процессов социализации.
Лишь во втором случае мы получаем обоснованные критерии для расстановки приоритетов в деятельности социальных служб. Выявление (с использованием научных подходов или без него) текущих проблем провоцирует на определение их значимости на основании чисто количественных критериев (исходя из численности групп молодежи, которые данные проблемы затрагивают, или социальных последствий неадекватного решения проблем). В результате, во-первых, искажается действительная важность различных аспектов развития молодежи, во-вторых, социальная работа ориентируется на следствия, а не причины тех или иных явлений.
Классическим примером такой ситуации может служить положение дел в борьбе с наркоманией. Разумеется, поскольку определенная часть молодежи подвержена наркозависимости, программы коррекции необходимы. Но было бы неверно полагать их достаточными, поскольку помогать лицам, употребляющим наркотики, значит вычерпывать воду из бездонной бочки: в эту категорию будут попадать все новые юноши и девушки. Помощь наркозависимым должна сочетаться с главным: выявлением причин наркомании и их профилактикой. А это и означает социальную работу, ориентированную не на «проблемы молодежи», а на оптимизацию процессов социализации.
Дискутируя о применении терминов «эмпирическая» и «прикладная» социология, один социолог сказал, что прикладная социология — это, по сути, есть социальная работа и, добавим от себя, социальная политика. В дальнейшем, мы будем использовать термин «работа с молодежью», который шире понятия «социальная работа», так как ее проводят различные агенты, включая как государственные организации, проводящие официальную политику, так и негосударственные организации и различные группы, идеология которых может в той или иной степени отличаться от официальной или быть прямо противоположной.
«Работа с молодежью должна воодушевить молодых людей преодолеть свое зависимое положение, молодые люди должны знать, чувствовать и верить, что они могут в определенной степени контролировать свое положение в том смысле, что они способны влиять на то, что происходит с ними самим и с их окружением. Способность молодых людей видеть альтернативы и выбирать наиболее приемлемые из них в любой ситуации является самым главным для социального образования «.
Можно сказать, что работа с молодежью имеет конечной целью дать возможность молодым людям приобрести социальную компетентность.
Различные социокультурные условия или установки агентов работы с молодежью предъявляют разные требования к социальной компетентности, и в различных сообществах используются иногда диаметрально противоположные технологии социального образования, которые не всегда могут быть перенесены из одного социокультурного контекста в другой.
Все подходы к работе с молодежью объединяет то, что они могут быть проанализированы в терминах базовых социологических парадигм, каждая из которых лежит в основе определенной модели такой работы. Каждая модель характеризуется представлением о потребностях молодых людей, направленностью программ, ролью работника с молодежью, процессом, характером взаимоотношений и целью, которая выражается в желаемых последствиях работы как для индивидов, так и для общества в целом.
38. Особенности и содержание социальной работы с пожилыми.
Проблема старения представляет собой новый социальный феномен XX в., особенно последних его десятилетий. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макро-структурного уровня, концептуализирует основы социальной политики на рубеже веков.
Увеличивается экономическая нагрузка на трудоспособное население, вынужденное содержать все более возрастающее число нетрудоспособных граждан. Уже сейчас в России на одного пенсионера приходится 1,8 работающих. В развитых странах на одного жителя старше 65 лет приходится 4—5 работающих. Поэтому не случайно в 1991 г. ООН приняла Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, в 1992 г. — практическую стратегию на десятилетие, озаглавленную «Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 года», а 1999 г. ООН объявила Международным годом пожилых людей.
В развитии современной социальной науки о старости можно выделить три основных направления:
• изучение старения как процесса в его биологическом и пси-
хологическом измерениях;
• институциональный подход, акцентирующий проблемы со-
циоэкономического статуса и социальных ролей престарелых;
• историко-культурологический анализ различных представ-
лений о старости, характерных для разных народов.
В рамках этих направлений создаются различные модели социо-геронтологического знания, предметом которого являются процесс старения в его социоисторической динамике, а также социальное положение и психологический опыт пожилых как специфической социовозрастной группы.
Представление о старости как финальном этапе жизни не остается неизменным. Меняется возрастной порог старости. В 1962 г. симпозиум геронтологов утвердил возрастные градации: 40—60 — средний возраст; 60—75 пожилой; 75—90 старческий; свыше 90 — долгожители. Цивилизация обеспечила среднюю ожидаемую продолжительность жизни – 70 лет, просто немыслимую в доисторическое время, когда она составляла лишь 35 лет.
Проблемами старения общества занимается геронтология, рассматривающая старение с биологической, психологической и социальной точек зрения и представляющая собой, таким образом, междисциплинарную область исследований.
На биологическом уровне рассматривается физиологическая сторона старости, на психологическом — мыслительные и психические аспекты старения, на социальном — старость в социальном контексте.
Это измерение, в свою очередь, имеет три различных направления: индивидуальные переживания пожилых людей (здесь старость рассматривается в социальных рамках семьи, общества и культуры в целом); стремление определить место пожилых людей в обществе; изучение проблем старости и их разрешение на уровне социальной политики государства.
Социальные экспектации относительно старости, окрашены преимущественно в мрачные тона, старость ассоциируется с бедностью, плохим жильем, безобразным медицинским обслуживанием, слабым здоровьем и социальной изоляцией. Сложившиеся стереотипы, в свою очередь, влияют на мироощущение пожилых людей: активная старость начинает восприниматься как исключение, пассивная и болезненная — как норма.
Проводимые в ряде регионов исследования «социальных установок пожилых людей» выявили проблемы лиц старшего возраста:
• фрустрация сознания, преобладание пессимистических взгля
дов на жизненные перспективы;
• негативное отношение к нынешней власти («раньше жизнь
была лучше»);
• высокий уровень субъективного интереса к политике госу
дарства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;
• неудовлетворенность жизнью;
• наличие заниженных стандартов жизниг бедность, марги-
нальность воспринимаются как данность.
Этой категории людей свойственны высокая приверженность общим и групповым нормам, традициям, высокая оценка чувства долга, самопожертвования и равнодушное отношение к материальным "ценностям.
Концептуальные взгляды мирового сообщества на место и роль пожилых людей в обществе нашли концентрированное выражение в документе ООН с красноречивым названием «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». Общий смысл этого документа соответствует контексту устойчивого социального развития, при котором люди старшего возраста воспринимаются как позитивный фактор, а не как бремя для общества.
Обеспечение более благоприятных условий для пожилых людей как одна из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям как одно из обязательств государств и правительств подтверждены заключительными документами Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 6—12 марта 1995 г.). В частности, подчеркивается необходимость информирования пожилых людей об их правах, в том числе путем предоставления бесплатной юридической помощи, физического доступа ко всем основным социальным услугам.
Прежде всего в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа способствует также выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.
Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России функционирует около 1500 центров социального обслуживания населения, которые включают в себя отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной социальной помощи.
Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги:
• доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, това
ров первой необходимости;
• содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг;
• сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, хим
чистку, ремонт;
• содействие в получении медицинской помощи, в том числе
сопровождение в лечебно-профилактические учреждения,
посещение в стационарах;
• содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
• помощь в получении путевок на санаторно-курортное лече
ние, в том числе льготных;
• оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и
предоставлении других социальных выплат;
• организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обра
ботка приусадебных участков, доставка воды;
• содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами,
в посещении концертов, киносеансов, выставок;
• помощь в.написании писем, оформлении документов, в том
числе при обмене и приватизации жилых помещений, и т.д.
Свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, некоторые услуги оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу.
Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения, где пожилые люди могут находиться от недели до 3 месяцев.
Отделения дневного пребывания призваны помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, бесплатное или льготное питание, освоить различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие и др.). Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д. Согласно исследованиям, проведенным Министерством труда и социального развития, главным мотивом пребывания в этих отделениях 74% опрошенных назвали желание общаться; 26% — возможность получить бесплатный обед; 29% — возможность избавиться от процесса приготовления пищи.
Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.
Главная задача службы срочной социальной помощи — оказание неотложной поддержки всем нуждающимся.
Основные направления этой деятельности:
• обеспечение бесплатным горячим питанием или продукта
ми питания;
• оказание денежной и вещевой помощи;
• направление в медико-социальные отделения;
• оказание бытовой, юридической и психологической помощи;
• содействие в прописке и трудоустройстве;
• организация проката бытовой техники и хозяйственного
инвентаря;
• создание кассы взаимопомощи и др.
Для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах-интернатах, в ряде регионов на базе центра социального обслуживания населения или учреждений здравоохранения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одинокие пенсионеры, частично или совсем утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.
Различными услугами служб срочной социальной помощи ежегодно пользуются 6—7 млн. человек.
В то же время социологические исследования, проведенные груп
пой А.И. Тащевой, свидетельствуют, что престарелые люди нужда
ются в 31 виде услуг — от доставки продуктов до парикмахерских
услуг и сопровождения в баню. –
Фактически же вся помощь ограничивается 2—4 видами услуг. Но и эти услуги оказываются далеко не всем желающим и нуждающимся.
Так, в доставке горячей пищи нуждаются 24% пожилых людей, а пользуются этой услугой около 2,5%, во влажной уборке помещения нуждаются 88%, а оказывается эта услуга лишь 28%.
Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения адекватных мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.
Поэтому широкое развитие получают психолого-педагогическое, социокультурное, реабилитационное, консультационное и другие направления в инфраструктуре нестационарных учреждений социального обслуживания. Совершенствуется практика адресной социальной помощи.
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты.
В последние годы в системе социального обеспечения начали функционировать платные мини-пансионаты для престарелых граждан, имеющих возможность оплачивать свое содержание или имеющих детей (или других лиц, обязанных по закону их содержать), которые не могут обеспечить надлежащий уход за престарелыми в домашних условиях, но в силах вносить плату за содержание их в пансионатах.
Обеспеченность пожилого населения местами в домах-интернатах неодинаково в разных регионах России. Это объясняется многими причинами, в частности демографической ситуацией и исторически сложившимися традициями в расселении семей, особенностями образа жизни населения.
В последнее время существенно меняются требования к органи-зации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:
• резким «постарением» контингента этих учреждений, в первую
очередь за счет поступающих, находящихся в более стар
шем возрасте;
• увеличение среди них числа тяжелобольных;
• изменением социального состава поступающих, большин
ство из которых получает пенсию;
• повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим
видам обслуживания.
Значит<