Педагогические основы социальной работы
Педагогика– это наука, изучающая объективные законы развития человека в обществе, дающая рекомендации по прменению этих законов. Педагогика выступает в роли деятельностного компонента социальной работы, решая информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группах социализации, готовности личности к саморазвитию. Многие проблемы СР решаются педагогическими методами и средствами. Педагогике принадлежит важная роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов СР.
СР может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения. Важным педагогическим элементом СР является формированиеи гуманистических ценностей, определяющих мивозрение человека, готовность к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Необходимым педагогическим элементом СР является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.
Педагогическое содержание СР определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом СР (например, зарубежом на большинстве прдприятий, фирмах имеются социальные работники). Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех личности в различных видах деятельности. Педагогический компонент СР позволяет приводить в действие механизмы развития социальных инициатив, творческой активности, использовать возможности семьи в обесечении социальной заботы.
Возрождаются идеи социальной педагогики. Она включает знания о педагогической поддержке человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе творческой активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме. Социальная педагогика рассматривает педагогическое влияние на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов и различных сферах его микросреды.
В СР объективно применяется множество педагогических принципов (дидактические и воспитательные). В процессе социального научения опытные социальные работники соблюдают принципы систематичности и последовательности (например, формирование понятия о исполнительской дисциплине). Принцип индивидуализации и дифференциации учебно-трудовой деятельности (проводя инструктаж, добиваясь активности клиента и др.).
Из воспитательных принципов важное значение имеет принцип гуманизма (доверие к людям, педагогический такт). Специалисты стремяться опираться на положительное, следовать оптимистической гипотезе. Крупные социальные задачи решаются на основе принципа коллективной деятельности.
Применяются в СР и педагогические методы. Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания личности, индивидуального и группового в их взаимосвязи. Социальное сознание личности определяет мотивации учебно-трудовой деятельности, общественной деятельности. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудовых задач. Целесообразно раскрывать перспективы профессионального роста, повышения социального статуса в результате активности участия в деятельности. Хорошую помощь оказывают примеры созидательного отношения к труду, инициативы и творчества.
Успех любой деятельности определяется знанием содержания и способов деятельности. В связи с этим велика роль методов формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску.
Используется метод формирования социальной перспективы (раскрываются те приобретения, которые могут получить люди овладев новыми знанияи, логическими приемами.
Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность, в постеменно усложняющуюся деятельность (повышение квалификации, непрерывное образование и др.).
В любой деятельности человек соотносит процесс и результаты с идеалом. Этой цели служат методы одобрения и осуждения учения, труда, общения. Существенное влияние оказывает авторитетруководителя. Справедливая оценка помогает человеку наметить новые цели в его самосовершентствовании. Мсользуются методы закрепления положительного опыта, методы педагогической коррекции.
№ 27. Социальная работа как средство реализации
Социальной политики.
Существенным элементом социального развития и регулятором продоления противоречий выступает социальная политика как целенаправленная деятельность государства по гармонизации социальных отношений, гарантированному обеспечению и справедливому удовлетворению материальных и духовных потребностей каждого Человека и всего населения, эффективному управлению всей социальной сферой. Жуков В.И. считает, что «концепция современной социальной политики должна предусматривать не только создание минимальных условий выживания отдельных групп населения, но обеспечивать гарантированное воспроизводство повседневной жизни каждого и всего»
Гланым рабочим инструментом социальной политики служит социальная работа. Это взаимосвязь и взаимообусловленность предопределяются их объектами: общество, его структура, человек. Они интегрируются в процессе поиска адекватных моделей благосостояния и благополучия. Одна из таких моделей – качественно новая социальная политика – политика социального развития. Путин В.В. подчеркивает, что «речь идет о формировании современной социальной сферы вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышения конкурентноспособности и доходов, в конечном счете – на развитие российского народа».
Политика – это сфера деятельности, связанная с социальными отношениями в области завоевания, удержания и использования государственной власти.
Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Восприятие социальной политики населением и индивидом зависит от того насколько в социальной практике выражены такие её характеристики, как практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов различных групп населения; степень удовлетворения насущных потребностей; доступность накопленных обществом благ; границы богатства и бедности, роскоши и нищеты.
Социальная справедливость предполагает соответствие между действительной ролью личности в жизни общества и их социальным статусом, между трудом и вознаграждением, заслугами людей и их общественным признанием.
Единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения и тождества. Они взаимосвязаны. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. Социальная политика раскрывается в социальной работе. СР по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее. Социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении СР.
Модели социального обеспечения в зарубежной и отечественной практике социальной поддержки, по сути дела, отражали исторический путь государств, стремившихся найти механизмы, регулирующие общественные отношения и позволяющие избежать социальных катаклизмов. Социальное законодательство, регулирование и распределение ресурсов, качество жизни и благосостояние членов общества являлись теми основаниями, которые позволили западной и отечественной цивилизации сформировать основные модели социальной политики. В этой связи модели социальной политики выступали как система взаимосвязанных принципов и направлений деятельности, регулирующих общественное развитие, распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.
В зарубежной литературе принято говорить о трех моделях социальной политики. Однако необходимо иметь в виду, что модели социальной политики динамично развиваются и правящие политические партии используют для решения текущих задач различные элементы тех или иных моделей, поэтому применительно к конкретным государствам можно говорить либо об исторических традициях, либо об основных тенденциях, проявляющихся в социальных акциях.