Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.
Дальнейшее развитие теории социальной работы идет по четырем основным направлениям:
— теория индивидуальной работы;
— теория групповой работы;
— теория общинной работы;
— теория социального администрирования и планирования. Особенность теоретической парадигмы социальной работы данного периода состоит в том, что научные школы разных западных стран предпринимают попытки найти собственные методы поддержки нуждающихся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении особенно интересны подходы к теории социальной работы в Германии, Канаде и Скандинавских странах.
Германия. В 70-е гг. социальная работа в общине в основном определялась концепцией сопричастности. Эта деятельность начинает пониматься уже не только как оказание соответствующей помощи клиенту, но и как активизация в нем самопомощи, делающей возможной совместную с ним разработку проблемы с учётом ответственности самого клиента. Такое воздействие осмыслялось в группах самостоятельного опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах альтернативной супервизии с учетом конкретной ситуации. Все это способствовало появлению новой формы сотрудничества (кооперации) «социальный работник—клиент».
Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе предстала не как приспосабливание клиента к своим жизненным обстоятельствам, но как высвобождение (эмансипация) его индивидуальных и социальных наклонностей.
На этой основе развиваются «комплексный подход к решению проблемы», «концепция социально-педагогического воздействия», стратегия вмешательства и формируется теория действия, объединяющая в себе проблемный и технологический подходы. Каждое из этих направлений стало вехой на пути развития интегративных концепций.
Требование воспринимать клиента с учетом его повседневной жизни и конкретной жизненной ситуации, а также растехнологизировать основные методы работы пришло из социальной педагогики, ориентирующейся на повседневную жизнь клиентов52. Эти идеи становятся все более актуальными в практике современной социальной работы.
Во всех областях социальной работы наблюдаются тенденции более четкой ориентации социальных служб на активизацию клиента в его жизненной ситуации с учетом его образа жизни. Социальные работники и социальные педагоги оказывают поддержку людям, нуждающимся в ней, выявляя, используя и развивая при этом их собственные ресурсы, чтобы совместно с клиентом создать условия для развития их самоответственности и саморегулирования (самоуправления).
Ориентированная на жизненную ситуацию и жизненное поле (пространство) клиента социальная помощь должна быть доступна в любое время для каждого в ней нуждающегося. Социальная работа не должна быть дистанцирована от повседневности барьерами институционализации и профессионализации, она не должна зависеть от организационных и временных факторов, чтобы адресат мог легко получить предлагаемые ею услуги и ощущать ее непосредственное присутствие в своем жизненном пространстве.
Социальная работа как таковая нацелена на то, чтобы дать каждому человеку возможность осознать себя субъектом своей собственной жизни, с изначально присущим ему человеческим достоинством. Социальную работу характеризуют принципы сопричастности и партнерского сотрудничества с нуждающимися в помощи в самые ответственные моменты их жизни.
Такие цели, поставленные перед социальной работой и социальной педагогикой, выступают важнейшими критериями в дальнейшей разработке их теоретических аспектов. Последние, в свою очередь, используются для обоснования стратегий решения различных вариантов центральной теории, соответственно выбирая и используя те или иные научно опробированные теории, в том числе и теории других наук. Научные альтернативы позволяют довольно точно разделить различные концепции теоретического обоснования социальной работы по их содержанию.
Анализируя литературу по данной тематике, можно выделить концепции двух типов: социально интегративного типа (функция приспосабливания) и эмансипаторного типа (функция изменения).
Профессионально-ориентированный подход
Сторонники этого подхода утверждают, что до сих пор для социальной работы как практической деятельности не существовало соответствующей теоретической системы. В качестве основы они предлагают создать сеть однозначных устойчивых определений (понятий), чтобы язык социальной науки не был отдален от языка практиков, что приводит к проблемам в сферах понимания, перевода и образования. Эти понятия и определения должны использоваться в различных гипотезах, которые обусловят дедуктивно-эмпирический тип теории. Последователи этого подхода трактуют теорию социальной работы следующим образом: «Теория социальной работы — это субтеория науки о воспитании, которая, в свою очередь, выступает как субтеория социологии» (Rossner, 1973, S. 28). Это положение объясняется прагматически: процесс социальной работы является специфической формой управления процессами социализации. Связанный с соответствующими мероприятиями «конгломерат проблем и попыток их решения является областью объекта и исследования теории социальной работы». Теория социальной работы призвана конкретизировать альтернативы действий и реализовывать их в соответствии с целевыми установками. Таким образом, она становится основой социальной технологии, которая конституируется в зависимости от преследуемых целей и имеющихся средств. Теория социальной работы должна быть основой рекомендаций, необходимых для реализации поставленных задач.
Технологическая формулировка эмпирической науки не содержит требования использовать какие-то определенные средства, речь идет только об утверждении, что нельзя достичь определенных целей, не используя те или иные средства. Технология не лишает производителя действия права на решение и выбор необходимых средств, но она облегчает ему анализ возможностей.
Наука не должна быть нормативной, но носить информационный характер, т. е. описывать, объяснять и предполагать. Практике как области применения научных знаний необходимы более или менее точные указания относительно сферы действия практического работника. Основным пунктом практики социальной работы сторонники этого подхода считают контроль за социальным поведением, которое может оцениваться диагностическими инстанциями как нормальное или асоциальное. При этом социальная работа как практическая деятельность выполняет функцию предоставления услуг для общества, в котором она регистрирует и своевременно контролирует отклонения в поведении.