Естественными и техническими науками
Одной из наук, сочетающих в себе содержание естественных и общественных наук, является геронтология. Это наука изучает старение живых организмов, в том числе человека. Её содержание определяется биологической природой организмов и биопсихосоциальными свойствами человек.
Одной из основополагающих есественно-научных дисциплин, имеющих прямую связь с СР, с геронтологией является медицина. Это область науки и практики направлена на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Гериатрия – раздел клинической медицины, изучающий особенности заболеваний у людей пожилого возраста, методы их лечения и профилактики.
Биология – совокупность наук о живой природе. Данные биологии являются основой познания природы и места человека в ней.
Реабитология– наука о реабилитации. Реабилитация (от лат. – восстановление) означает: 1) восстановление доброго имени, прежней репутации; восстановление в прежних правах, в т.ч. в административном и судебном порядке (например, реприсированных); 2) применение к подсудимым (прежде всего несовершеннолетним) мер воспитательного характера или наказаний, в целях исправления; 3) комплекс медицинских, юридических и других мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Виды реабилитации: медицинская, педагогическая, психологическая, правовая (юридическая) и социальная в собственном (узком) смысле этого слова. Социальная реабилитация имеет важное значение в жизнедеятельности людей (восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли). Социальная реабилитация в широком смысле включает все виды жизнедеятельности людей. Выделяют профессиональную реабилитацию или социально-трудовую.
Социальная работа способствует решению вопросов, являющихся сутью, содержанием реабитилогии. Например, разрабатывает технологии разрешения социальных проблем индивидов, семей, групп ит.д.
С техническими науками СР связана благодаря процессу информатизации. С помощью компьютерной техники осуществляется сбор, обобщение и анализ информации в области СР. Информатизация создает условия для мониторинга качества жизни населения, выработки реальной политики социальной защиты. Особенно важна информатизация государственного органа управления, который отвечает за координацию, сбор, накопление, хранение, обработку и предоставление пользователям сведений о состочянии и динамике изменений социального пространства страны или региона.
Технические науки способсвуют разработке приборов, приспособлений, специальной одежды и обуви и т.д., призванных облегчить самообслуживание, передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства и т.д. определенным категориям населения – пенсионерам, инвалидам и др.
Взаимоотношения между академическими научными дисциплинами и социальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определенных уровней существования реальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения или как группу утверждений для объяснения феноменов мира человека и общества при построении концепций социальных изменений. На схеме 2 отражены основные межпредметные связи с академическими дисциплинами, играющими важную роль при формировании знания социальной работы.
Схема 2
Каждая из представленных дисциплин дает возможность осмысления определенного уровня социальных проблем и проблем клиента:
психология изучает психические процессы и процессы поведения;
социология — организации, институты и развитие человеческого общества;
политические науки — процессы, закономерности, структуру государственного управления и институты власти;
экономические науки — общественное производство, потребление, распределение;
культурная антропология — культуру, этнографию, язык, занимается социальными исследованиями;
психиатрия — психические расстройства, их диагностику и лечение.
Таким образом, социология, психология, право, социальная политика, социальная философия, социальная антропология и социальная педагогика в ходе становления теории и практики социальной работы входили составной частью в ее теоретические концепты и практические модели, тем самым определив ее как интегративную область познания.