Особенности развития России в постперестроечный период

Августовский политический кризис 1991 г. означал конец «перестройки». После подписания Беловежского соглашения об образовании СНГ произошел распад сверхдержавы. После распада СССР руководство бывших республик выбрало свои пути выхода из кризиса.

Осенью 1991 г. новое российское правительство под руководством Е.Т.Гайдара (15.06.1992-14.12.1992) приступило к осуществлению широкомасштабных реформ с целью создания в нашей стране основ рыночной экономики. Намечались:

1) Либерализация цен, т.е. отказ от их жесткого регулирования государством и предоставление производителям права самостоятельно устанавливать цены в зависимости от спроса и предложения;

2) Приватизация государственной собственности;

3) Частичная конвертация рубля внутри страны, т.е. возможность покупки за рубли иностранной валюты в банках России;

4) Полная свобода торговли внутри страны;

5) Сокращение государственных расходов с целью уменьшения дефицита бюджета;

6) Отказ от монополии государства на внешнюю торговлю;

7) Создание эффективного судопроизводства;

Методом осуществления реформ правительство Гайдара избрало так называемую шоковую терапию (по польскому варианту), т.е. резкий отпуск цен и рыночное регулирование доходов и расходов. Не произведя демонополизации экономики, не создав основ для конкуренции, правительство России со 2 января 1992 года «отпустило» цены на товары и услуги. Мгновенно произошло обесценивание денежных накоплений населения, резкое падение уровня жизни. Цены в России выросли в 1992 году в 26 раз, однако на многие продукты и товары в десятки и сотни раз. Снижение реальных доходов населения составило 41%, отток населения за рубеж –3,5 млн.человек. В то же время либерализация цен и свобода торговли в короткий срок ликвидировали проблему дефицита товаров, полки магазинов наполнились. Однако происходило это на фоне раскручивания инфляции, сокращения производства, роста безработицы, падения покупательной способности населения.

Реформы в России были неизбежны, выстраданы ею. Но очевидным стало и то, что проводятся они за счет народа, тогда как бюрократия осталась по-прежнему в выигрыше. Бывшие партийные чиновники после запрещения КПСС благополучно пересели в кресла руководителей коммерческих структур, многие из которых были созданы на деньги партии еще в период перестройки. Коррупция старого и нового аппарата приобрела фантастические масштабы. Общество разделилось на кучку богатых и сверхбогатых и огромное большинство обнищавших людей. С 1991 года начинается абсолютное сокращение численности населения России, в 1992 году оно составило 70 тыс.человек. Все распространеннее становились социальная апатия и неверие большинства россиян политикам.

Все это свидетельствовало о том, что правительству не удалось решить главную задачу - прекратить спад производства, достичь макроэкономической стабилизации. Против экономического и политического курса правительства выступали единым фронтом почти все оппозиционные силы страны - как сторонники коммунистической идеи, так и представители национально-патриотических партий и движений. В декабре 1992 года, на VII съезде народных депутатов России Гайдар был вынужден уступить место главы правительства В.С.Черномырдину (14.12.1992-23.03.1998), попытавшемуся «скорректировать» экономический курс в сторону большей его социальной ориентации.

Трудности в деле реформирования общества вели к усилению оппозиционных настроений. Одним из ярких проявлений стало противостояние в 1993 году двух ветвей власти: исполнительной (в лице президента и его аппарата), и законодательной (в лице руководства Верховного Совета России). В основе конфликта политических группировок лежало различие в подходах к реализации курса на социально-экономические реформы. Президент настойчиво защищал позиции радикальных демократов, видевших выход из кризиса в продолжении рецептов «шоковой терапии». Лидеры парламента Р.И. Хасбулатов и А.В. Руцкой считали возможным и необходимым плавный и сбалансированный переход к рынку при доминирующей роли государственного регулирования. В стране сложилась ситуация двоевластия.

Вслед за мартовским кризисом 1993 года, когда на VIII внеочередном съезде народных депутатов был поставлен вопрос об отстранении президента от власти, разразился новый, наиболее острый осенний политический кризис. 21 сентября 1993 года Б.Ельцин подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции России.

Против президентского указа резко выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавших действия президента неконституционными. На созванном 23 сентября X съезде народных депутатов было объявлено о прекращении президентских полномочий Ельцина и о возложении обязанностей президента России на вице-президента А.В.Руцкого, начавшего формировать параллельное правительство. Депутаты решили оборонять здание «Белого дома» Верховного Совета РФ, который был блокирован силами МВД. Возглавивший оборону Белого дома Руцкой занял бескомпромиссную позицию, ответил отказом на предъявленный ультиматум -покинуть здание парламента. Апогеем кризиса стали агрессивные действия национал-коммунистической оппозиции, организовавшей вооруженные провокации в ночь с 3 на 4 октября 1993 года (прорыв к Белому дому, захват городской мэрии и гостиницы «Мир», попытка штурма «Останкино».). В ответ на эти действия президент Ельцин объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу танковые части войск Московского округа, которые с помощью спецподразделений штурмом 4 октября овладели Белым домом, руководители сопротивления были арестованы.

12 декабря 1993 года в России впервые были проведены свободные выборы, на всенародном референдуме была принята новая Конституция. В результате выборов был сформирован новый парламент (Федеральное собрание), состоящий из двух палат: нижняя -Государственная дума, верхняя -Совет Федерации. Выборы проводились при участии международных наблюдателей, впервые проходили они не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Результаты их оказались неожиданными: почти четверть голосов избирателей получила ЛДПР В.В.Жириновского. «Выбор России» Е.Т.Гайдара, оказавшийся на втором месте, завоевал около 15% мест. Укрепили свои позиции коммунисты. 11 января 1994 года новые органы власти приступили к работе.

Конечно, никакая Конституция, никакие выборы не могли сразу решить экономические проблемы, стоящие перед Россией. Поэтому и в 1994 году перед правительством во главе с В.Черномырдиным стояли, очень сложные проблемы: кризис неплатежей, сокращение производства, рост безработицы, рост инфляции, социальная напряженность, вызванная продолжающимся резким расслоением общества на бедных и богатых в результате приватизации государственной собственности (1992-1994), активный вывоз капитала за границу (ежегодно от 10 до 40 млрд. долларов), рост преступности, особенно организованной; снижение уровня высшей школы, науки, здравоохранения, культуры.

Несмотря на попытку правительства сократить бюджетный дефицит и снизить инфляцию, экономическая ситуация в стране вновь резко ухудшается начиная с осени 1994 года. Пассивность В. Черномырдина в экономической политике привела в конце концов к «черному» вторнику 11 октября 1994г., когда произошло резкое падение курса рубля по отношению к доллару США, в результате чего подскочили цены на товары и услуги. Начался новый виток инфляции, а за ним следующий -после «черного» четверга 25-26 августа 1995 года. Все это нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей. За период 1992-1995 года в России объем промышленного производства сократился на 81%, сельскохозяйственной продукции - на 53%, национального дохода - на 63%. Реальные доходы населения составили в 1995 году 40% к уровню 1991 года, а доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума - 24,7% к общей численности. Резко снизился ввод в действие жилых домов, естественный прирост населения, произошли снижение профессионального уровня и коммерциализация науки и культуры. За счет государственных средств (льготные кредиты, система разных курсов валют по отношению к рублю, залоговые аукционы, государственные казначейские обязательства) выросли российские миллионеры, будущие олигархи. Произошло колоссальное расслоение людей на очень бедных и очень богатых.

Сильно осложнила ситуацию в стране начавшаяся 11.12.1994 года чеченская война. Став в 1991 году президентом Чеченской республики, Дудаев создал хорошо оснащенную армию и заявил о выходе Чечни из России. Являясь неотъемлемой частью РФ и не имея конституционных прав на выход из состава РФ, Чечня стала самым криминальным районом страны, где значительная часть населения имела на руках огнестрельное оружие и где не соблюдались никакие законы РФ. Поэтому разоружение незаконных военных формирований и восстановление конституционного порядка в Чечне было необходимым делом. Однако начавшаяся в конце декабря 1994 года военная операция федеральных сил была недостаточно подготовлена, что привело к большим потерям среди российских военнослужащих и мирного населения.

И все же к концу марта 1995 года город Грозный и большинство крупных населенных пунктов Чечни были освобождены от дудаевских боевиков. Боевые действия продолжались до лета 1996 года, когда удалось достичь перемирия. Россия вывела свои войска с территории Чечни. Но до конца конфликт не был урегулирован.

17 декабря 1995 года состоялись выборы во вторую Государственную думу, в июне 1996 года - выборы Президента России. В результате острой предвыборной борьбы определились основные претенденты на этот пост. Реальную альтернативу действовавшему президенту составил лидер коммунистов Г.А.Зюганов. Во втором туре голосования победил Б.Ельцин, оставшись президентом на второй пятилетний срок.

Избрание заведомо больного Ельцина на второй срок определило последующее развитие страны. Имела место правительственная «чехарда» (частая смена правительств 1998-1999), неудовлетворительные итоги за 1998 год и финансово-банковский кризис 17 августа 1998 года, когда произошел обвал финансовой системы (дефолт), страна оказалась отброшенной к 1991 году. Восстановлением экономической ситуации занималось правительство во главе с Е.М.Примаковым (11.09.1998-12.05.1999). Без всяких на то причин правительство Примакова сменило, по личному распоряжению президента, правительство С.В.Степашина, проработавшее всего три месяца (19.05.1999-9.08.1999), а затем новым председателем правительства стал В.В.Путин с 16 августа 1999 года.

31 декабря 1999 года Б.Ельцин принял решение о досрочном уходе с поста президента РФ. Обязанности президента стал выполнять В.Путин. В декабре 1999 года состоялись выборы в третью Государственную думу, число мест в которой в процентном отношении распределилось следующим образом: КПРФ - 24,22%, «Единство» - 23,37%, «Отечество» - 12,64%, СПС - 8,72%, «Яблоко» - 6,13%, ЛДПР - 6,08%. 26 марта 2000 года состоялись досрочные выборы президента России, в первом туре был избран В.В.Путин (52,7%).

3 Россия на современном этапе развития

Положение в стране в начале 2000 года оставалось сложным. Проведение экономических и социальных реформ сопровождалось серьезными просчетами, которые привели к тяжелым последствиям. Усугубил положение кризис 1998 года, в результате которого была практически парализована кредитная система, большинство крупных банков обанкротилось. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны.

Массовым явлением стали длительные задержки с выплатой заработной платы, пенсий, пособий, что не давало населению возможности нормально жить и работать. Продолжался рост безработицы и преступности, расслоение по уровню жизни. Соотношение доходов 20% населения, относящихся к наиболее обеспеченным слоям, и 20% - наименее обеспеченных достигло к концу 90-х годов 14,5 раза, что было гораздо выше показателей индустриально-развитых стран. Велика была опасность новых социально-экономических потрясений.

В результате неэффективных займов страна попала в унизительную зависимость от международных финансовых организаций. Внешний долг России на конец 1999 года составлял почти 90% в пересчете к ВВП (см. «АиФ» №7, 2004). В сложившейся ситуации Россия все более теряла свои самостоятельные позиции на мировой арене, ей все труднее приходилось отстаивать свои национальные интересы.

Деструктивные процессы разложения государственности при развале СССР перекинулись на саму Российскую Федерацию. Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах страны свою высшую юридическую силу. Федеральные законодательные акты применялись избирательно, региональные парламенты действовали по своему усмотрению. Шел постоянный торг регионов с федеральным центром за финансово-экономические уступки, отдельные регионы даже перестали отчислять налоги в федеральный бюджет. Неизбежным следствием этого явилось разрушение единого рынка товаров и услуг, экономическое неравенство регионов и граждан.

Сепаратизм резко проявил себя в продолжающейся гражданской войне на Северном Кавказе. После первой «чеченской войны» и Хасавюртовских соглашений (1994-1996) чеченский народ был брошен на произвол судьбы. Слабость центральной власти, а также поддержка международных экстремистских организаций привели к эскалации терроризма. Летом 1999 года террористы совершили открытое нападение на Дагестан с целью отторжения от России и вовлечения в зону конфликта новых территорий. Это событие поставило на повестку дня вопрос о способности государства обеспечить безопасность своих граждан и сохранить территориальную целостность страны.

Таким образом, на рубеже тысячелетий России предстояло решение многих серьезных задач, при этом было важно отстоять демократические завоевания народа. Усилиями избранного президента страны был восстановлен конституционный порядок в стране, единое правовое пространство, выстроена вертикаль исполнительной власти. Началась реформа всей системы правосудия, армии.

В целях совершенствования механизма управления страной были созданы в 2000 г. семь федеральных округов, во главе которых стояли полномочные представители президента. Им предстояла задача согласовать работу местных органов власти на основе российской Конституции. В 2004 г. был осуществлен переход от общенародного избрания губернаторов к их утверждению федеральными парламентами по представлению президента России. Приводилось в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти.

В 2001 г. был принят Закон о политических партиях России, предусматривающий превращение последних в общефедеральные организации. В ходе перерегистрации некоторые из них прекратили свое существование. В то же время создавались новые политические объединения, в частности, «Единая Россия», ставшая опорой власти в проводимой ею политике.

Было положено начало структурным преобразованиям в области экономики. Рост ВВП с 1999 по 2004 год составил почти 30%, в три раза упал уровень инфляции, была достигнута стабильность рубля. Решалась проблема выплаты внешнего долга, что обеспечивало финансовую независимость – страны.

Положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем. Стали вовремя выплачиваться пенсии и пособия, неоднократно повышался минимальный размер оплаты труда. Реальные доходы населения выросли с 1999 по 2004 год в полтора раза, почти удвоилась реальная заработная плата, средний размер пенсий в реальном выражении вырос за этот период почти на 90%. На одну треть сократилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума. Конечно, это были лишь небольшие перемены. Многое удалось сделать за счет высоких цен на мировом рынке на энергоносители, и наша экономика продолжала сохранять сырьевую направленность.

Для продвижения российской экономики вперед предстояло задействовать весь научный, интеллектуальный потенциал страны, сбалансировать структуру экономики, модернизировать производство, быстрее и эффективнее проводить начатые реформы в области пенсионной системы, ЖКХ, здравоохранения, образования, судебной и правоохранительной системы, жилищного строительства, налоговой и иных сферах.

В декабре 2003 г. состоялись выборы в четвертую государственную думу. Подавляющее большинство мест получила партия власти «Единая Россия» (Б. Грызлов), второе место по численности имела КПРФ (Г. Зюганов), далее шли ЛДПР (В. Жириновский) и блок «Родина» (Д. Рогозин, С. Глазьев). Правые партии (СПС и «Яблоко») не сумели набрать 5% голосов, необходимые для вхождения в состав Думы. В результате значительно уменьшились левые и правые силы оппозиции в Госдуме.14 марта 2004 года состоялись выборы президента России. Был избран В.В. Путин на второй срок президентства в первом туре голосования.

Главный итог начала первого десятилетия XXI в. состоял в том, что Россия как суверенное государство встала на демократический путь развития и получила возможность работать над созданием условий для перехода к принципиально лучшему качеству жизни людей, стать свободной, цивилизованной страной, занимающей прочные позиции на мировой арене.

Было продолжено укрепление российской государственности. В 2005 г. была создана Общественная палата РФ с целью расширения сотрудничества между государственными структурами и общественными организациями, получившая право проведения экспертизы законодательных проектов, обсуждаемых в Думе. Принципиальные изменения были внесены в законодательство о выборах в Госдуму. Отменялись выборы по одномандатным округам и вводилось избрание депутатов по партийным спискам. Запрещалось создание предвыборных объединений блоков для прохождения в Думу, повышался также порог проходимости для партий с 5 до 7 %.

С учетом этих изменений прошли выборы в пятую Госдуму в декабре 2007 г. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющее большинство в нем составили члены партии «Единая Россия»-315, КПРФ-57, ЛДПР-40, «Справедливая Россия»-38. Итоги выборов и депутатский состав Думы свидетельствовал о негативных последствиях изменений законодательства о выборах. Обнаружилось устойчивое доминирование одной партии; почти четверть российского населения не имела своего представительства в парламенте страны, не могло быть и речи о какой-либо оппозиции власти.

В марте 2008 г. состоялись выборы нового президента РФ в связи с истечением полномочий В.В. Путина. Новым президентом страны был избран Д.А. Медведев (2008-2012 гг.), исполнявший ранее обязанности первого заместителя председателя правительства. В мае 2008 г. новым председателем правительства стал В. Путин. Состав сформированного им правительства не претерпел существенных изменений, хотя время показало слабость кадровой политики. В плане социально-экономического развития была продолжена разработка программ в области сельского хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения, осуществлялись меры по совершенствованию налоговой системы. В частности, были введены налоги на недвижимость, за пользование природными ресурсами, уделялось внимание защите прав мелких предпринимателей. В декабре 2008 г. был принят закон «О противодействии коррупции», заложивший правовую основу в борьбе со взяточничеством, коррупцией, злоупотреблениями служебным положением. Однако механизмы по выявлению данных преступлений не были достаточно прописаны, как и нормы по обязательному общественному контролю. Основными проблемами российской экономики наряду с коррупцией, оставались монополизация ряда секторов экономики, бюрократия, высокий уровень инфляции.

Ведущую роль в экономике продолжал играть нефтегазовый комплекс. В 2008 г. экспорт из России достиг огромной суммы в 460 млд. долл., увеличившись почти в пять раз с 2000 г. Более 90 % всего экспорта составляли углеводороды, руда, медь, алюминий. Однако даже в условиях высоких мировых цен на сырье не была проведена столь необходимая для экономики страны диверсификация производства, не был обеспечен рост производительности труда, не произошла технологическая модернизация. Созданная реформаторами в 90-е экономическая модель была направлена на извлечение и распределение сырьевой ренты, а не на развитие народного хозяйства и технический прогресс. Правда, благодаря заблаговременно созданным резервным фондам, стране удалось относительно спокойно выдержать натиск первой волны мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. От руководства страны потребовались чрезвычайные антикризисные меры. Была обеспечена занятость населения, поддержка граждан с фиксированными доходами, в первую очередь, пенсионеров, сохранность сбережений граждан, а также предотвращен паралич расчетов между предприятиями, оказана поддержка агропромышленному комплексу.

Руководство страны в борьбе с терроризмом обеспечило территориальную целостность страны, её эволюционное развитие без всяких разрушительных «цветных революций», обеспечило безопасность страны, укрепляя её обороноспособность.

Однако все настоятельнее обнаруживается необходимость обновления всех сторон жизни общества. Предпринимаемые меры в этом направлении решаются слишком медленно и не в полном объеме претворяются в жизнь. Это приводит к накоплению недовольства в стране, нашедшее отражение в массовых демонстрациях и митингах в Москве и других российских городах после выборов в шестую Госдуму 4 декабря 2012 г. Уличный протест населения был направлен против действий по манипулированию выборами, общественным сознанием в целом. Он отразил настроенность общества на демократизацию политической системы, сложившейся в стране.

В марте 2012 г. состоялись выборы президента России. В первом туре победил В.В. Путин. Перед вновь избранным президентом и новым правительством стоит задача наполнить конкретным содержанием назревшие меры по обновлению всех сторон жизни: победить системную коррупцию, провести модернизацию экономики, преодолеть еще имеющуюся бедность, создать политическую систему, отвечающую ожиданиям российского общества.

Дальнейшее развитие страны во многом будет зависеть от профессионализма и ответственности руководителей страны, а также от степени интегрирования России в мировую экономику и гармонизацию её политического курса с политикой ведущих держав мира.

Литература

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: Питер,2009

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. //О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья.// – М.,1990

3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XI – XVI вв. Кн. 1. – М., 1991

4. Бушуев С.В., История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XI – XVI вв. Кн. 2. – М., 1994

5. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки: В 4-х кн. – М.,1998-1999

6. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1999

7. Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышления о предпосылках того, что случилось с нами в 30-40-е годы. – М., 1989

8. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 2008

9. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии, февраль-сентябрь 1917 г. – М., 1991

10. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы //Общественные науки и современность. – 2004. - №5.

11. История России: В 2т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2005

12. История России. Т.2 С начала XIX века до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.,2005

13. История России с древнейших времен до конца XVII века. Под ред. Л.В. Милова. – М., 2010

14. История России: Учебник А.С. Орлов и др. – 4 изд. перераб. и доп. – М., 2011

15. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М., 1997

16. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1989

17. Ключевский В.О. Сочинения: В 9т. Курс русской истории. – 1987-1989

18. Корнилов А.А. Курс истории XIX века. – М., 1993

19. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. – М.,1995

20. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. – М.,1990

21. Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича. – М., 2005

22. Мунгаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. И доп. – М., 2004

23. Новейшая история Отечества XX век. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – И., 1998

24. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1998

25. Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993

26. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993

27. Левандовский А.А. Время Грановского : У истоков формирования русской интеллигенции. – И., 1990

28. Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). – М., 2003

29. Согрин в.В. Российская история конца XX столетия в контексте всеобщей истории: Теоретические осмысление // Новая и новейшая история. – 1999. № 1

30. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 т. – М., 1988-1993

31. Случ С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 года и вопрос о вступлении СССР во вторую мировую войну //Отечественная история. – 2000. - №5,№6

32. Хрестоматия по истории России: В 4 т. /Сост. И.В. Батрич и др. – М., 1994

Наши рекомендации