Россия после Смуты. Церковный раскол
В феврале 1613 года в Москве состоялся Земский Собор, который избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645), было положено начало новой династии. Новый царь вступил на престол в крайне тяжелых условиях, страна находилась в состоянии глубокого кризиса. Продолжалась иностранная интервенция со стороны Польши и Швеции, которые выдвигали своих претендентов на московский престол. В 1615 году шведы осадили Псков, но взять его не смогли. В 1617 году в Россию двинулись польские войска во главе с Владиславом, в октябре 1618 года они подошли к Москве, но были отброшены. В результате в 1617 году был заключен мирный договор со Швецией в Столбово (близ Тихвина). По этому миру Россия вернула себе Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю (р. Неву, Ижору, города Корелу, Орешек и др.). В 1618 году было заключено перемирие с Польшей (село Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря), за которой были оставлены Смоленск и Северские земли. Чтобы вернуть Смоленск, Россия воевала с Польшей в 1632 – 1634 гг., однако эти земли были возвращены лишь после новой войны с Польшей в 1654 – 1667 гг. Земли, отошедшие к Швеции, в XVII веке вернуть не удалось.
Внутри государства многие города были сожжены, сама Москва находилась в развалинах, внутренние области обезлюдели, повсюду были голод, мор. Государственные чиновники думали только о себе: всюду было воровство государственной казны, чинились беззаконие, нажива за счет бедствий народа. Разруха, финансовые затруднения обусловили всю внутреннюю политику последующих монархов, вызвали окончательное прикрепление городского и сельского населения, усиление крепостного права, укрепление феодально-крепостнических отношений.
В годы царствования сына Михаила Федоровича – Алексея Михайловича (1645 – 1676) произошел ряд важных перемен в жизни Российского государства. Во-первых, наметилась смена сословно-представительной монархии абсолютной. Если при первом Романове – Михаиле - Земский собор собирался постоянно, то уже при его сыне – Алексее Михайловиче – собор собирается реже, пока совсем не прекращает своей деятельности. Во-вторых, юридически оформляется крепостное право. Было принято в 1649 году «Соборное Уложение», по которому запрещался переход крестьян от одного помещика к другому, сыск беглых крестьян стал бессрочным, устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян от помещиков. Посадское население было прикреплено к соответствующим общинам, и им было запрещено покидать свои города. Таким образом, увеличивалось налоговое бремя на население, росла эксплуатация. Это приводит к усилению протеста народных масс, к бунтам, беспорядкам. В 1648 и 1662 годах состоялись медный и соляной бунты в Москве, цепь городских восстаний 1650 – 1652 годов, крестьянская война под руководством Степана Разина (1667 – 1671 гг.). Восстания были вызваны как отдельными действиями администрации (налог на соль, злоупотребления при введении медных денег), так и общим ухудшением жизни.
Усиление эксплуатации было связано также с большими военными расходами. Правительство Алексея Михайловича успешно решает задачу воссоединения Украины с Россией (1654). В 1654 – 1667 годах шла упорная борьба с Польшей, в результате которой Польша возвращала России Смоленские и Черниговские земли, признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины.
Одновременно с Речью Посполитой Россия вела войну со Швецией в 1656 – 1658 гг. за выход к Балтийскому морю, однако его не получила. В XVII веке продолжалось освоение Сибири, русские землепроходцы достигают Чукотки, Камчатки, Курильских островов и Амура.
XVII век принес серьезные потрясения русской церкви, которые проявились в церковном расколе. Патриарх Никон (1605 – 1681) начал проводить реформу, суть которой состояла в исправлении церковных книг и обрядов, имевших отклонения от греческих образцов. Исправлению подверглись незначительные детали православного богослужения, не затрагивающие сути самого вероучения. Но неожиданно эта реформа вызвала большое сопротивление. Спор развернулся по поводу образцов, по которым надлежало производить изменения. Для одних церковников это были древнерусские книги, для других – греческие. Никон выбрал греческие книги. Главным оппонентом патриарха выступил протопоп Аввакум (1620 – 1682), который стал духовным лидером старообрядцев. Последние оказали сопротивление, вплоть до вооруженной борьбы. Раскол церкви стал формой социального протеста народных масс. Имели место социально-религиозные движения: Соловецкий бунт (1668 - 1676); самосожжения, боярская и посадская фронда (оппозиция в Москве (1682); восстание на Дону (1686 - 1688)). Однако все положения реформы были одобрены земскими соборами 1654 –1656 гг.; раскольников осудили, отлучили от церкви, с ними жестоко расправлялись, преследовали.
В ходе самой реформы имел место конфликт между царем Алексеем и Никоном. Никон, человек умный, властолюбивый, требовал невмешательства светской власти в духовные дела, подчеркивал первичность духовной власти. Став соправителем царя, он оттеснил Боярскую думу, оставляя порою за собой последнее слово в решении политических дел. Начались трения между царем и патриархом, которые привели к отставке властного патриарха (1666 г.). Этот конфликт завершил длительный процесс борьбы между двумя ветвями власти.
Церковная реформа и раскол имели далекие последствия, они породили сомнения в легитимности (законности) существующего порядка, породили раскол между светской и духовной властью, властью и обществом, нарушили некоторые традиционные устои духовной жизни.
Результатом XVII века было изменение психологии российского человека. Видя гибель и страдания земли, быструю смену политических порядков, привыкая к самостоятельности, россиянин усвоил себе новые чувства и понятия: в обществе крепло чувство национального единства, складывалось более отчетливое представление о государстве.