Европейская цивилизация в эпоху классического и позднего Средневековья
В X – XIII века в Западной Европе окончательно сложился новый общественный и политический уклад, произошло образование основных европейских государств, большинство из которых существует и сегодня. Во всех этих странах господствовал феодализм.. Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной собственностью, иерархическое соподчинение членов господствующего класса (система вассалитета).
Каждый член общества принадлежал к определенному сословию. Каждое сословие должно было заниматься своим делом. Основные сословия составляли: феодалы, духовенство, крестьяне. Феодал–рыцарь сражался и защищал страну и свои владения. Служители церкви молились за всех, представляя мирян перед Богом. Крестьяне трудились, обеспечивали существование как свое, так и других сословий, были поставлены в поземельную или личную зависимость от феодалов.
В политическом плане государства характеризуются феодальной раздробленностью, основа которой таится в экономических причинах: хозяйство феодальных государств носило натуральный характер, когда отдельные районы страны могли жить самостоятельно, не нуждаясь друг в друге. Отсутствие экономических связей привело к ослаблению связей политических. Запутанность династических и наследственных отношений нередко приводила к тому, что феодал мог, имея несколько владений, оказаться вассалом двух сюзеренов, что давало ему свободу действий в случае войны между ними. В то же время условно пожалованные феодалам земли стали рассматриваться ими как полная и безраздельная собственность, которая не связывала их никакими обязательствами. Сил у королевской власти изменить положение вещей и ограничить власть феодалов не было. Король рассматривался ими как первый среди равных. Поэтому период феодальной раздробленности характеризуется непрерывной войной всех против всех, иногда вассалы вели войну против собственного короля.
Однако в этот период проявляются и другие тенденции: начинается бурное развитие городов, в них зарождается новое сословие – горожан, бюргеров или буржуа. Они объединены в ремесленные цехи или купеческие гильдии. Города сосредоточивают у себя значительные средства и стремятся освободиться от власти феодалов. Нуждаясь в постоянном притоке дополнительной рабочей силы, города явочным порядком устанавливают правило, по которому крестьяне, прожившие год в городе, становились свободными. Эти тенденции оживили экономические связи между различными регионами, втягивали крестьянские хозяйства в рыночные отношения.
В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому способствовало также этническое сплочение населения - образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология – гуманизм, началось движение за реформу католической церкви, усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания.
Завершение централизации феодальных государств и переход к абсолютизму происходит в поздний период средневековья. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.
Абсолютная монархия сыграла в европейских странах положительную роль в развитии национальной промышленности и торговли, а также в завершении политической централизации. Но осуществить подобные задачи она смогла только при наличии необходимых предпосылок – определенного уровня экономического развития и территориального сплочения. Именно такие предпосылки существовали в Англии и Франции, ставших уже в XVI веке централизованными национальными государствами. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами (маврами). Но зарождавшийся здесь капиталистический уклад был слаб и политическое объединение Испании не было завершено, абсолютизм не смог решить подобных задач в области хозяйственного развития и национально–территориального сплочения. В условиях таких территориально раздробленных стран, как Германия и Италия, абсолютизм мог утвердиться только в пределах отдельных территориальных образований. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшая в 962 году, доставалась не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. В Италии сохранению раздробленности способствовала политика римских пап, также не заинтересованных в создании сильного единого государства.
В странах Востока становление средневекового общества характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, утверждался феодализм. В отличие от Европы в странах Востока и при развитом феодализме сохранялась государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления. Различные итоги развития Запада и Востока обусловливались меньшей формой динамизма последнего. На Востоке феодальный уклад сочетался с первобытно-общинными и рабовладельческими отношениями, устойчивы были общинные формы общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
Противостояние Востока и Запада в эпоху средневековья все более принимало религиозную окраску, возрастала непримиримость представителей мусульманства и христианства друг к другу. Это нашло выражение в крестовых походах XI – XIII веков в Палестину – Святую землю.
В 1206 году создалось объединенное Монгольское государство, которое возглавил Темучин, провозглашенный великим ханом монголов с титулом Чингисхан, что означает правитель, имеющий всю полноту власти. Объединив монгольские племена, Чингисхан начал завоевывать соседние страны. Завоевав Северный Китай, монголы двинулись в Среднюю Азию. Покорив Среднюю Азию, монголы захватили Грузию, Азербайджан, затем вторглись на Северный Кавказ, потом в южно-русские степи. В 1223 г. на реке Калке произошло сражение, в котором русские и половецкие войска потерпели поражение.
Зимой 1237 года монгольские войска под предводительством хана Батыя (внука Чингисхана) начали завоевание русских княжеств. На долгие 240 лет Русь попала под монголо-татарское иго.
Монголы оказали большое влияние на судьбу многих народов и государств средневековья. Однако единое государство после смерти основателя (1227) было разделено на три Орды – Белую, Синюю, Золотую (Большую)
С конца VI века в Малую Азию стали проникать кочевые тюркские племена, к XI веку в результате смешения пришлых племен с местным населением сформировался новый народ – турки. Их религией стал ислам. Турки создали на территории Малой Азии несколько княжеств, которые признавали свою зависимость от Великих Сельджукидов, обосновавшихся в Багдаде. В XIII веке государство Сельджукидов после поражения от монголов распалось на несколько мелких владений. Одним из них стал править бей Осман. В конце XIII века Осман провозгласил независимость Османского государства, впоследствии принявшем название султаната.
Турки – османы стали последним могущественным соперником Византии. А вначале Византия оборонялась от натиска норманнов с севера, сельджуков с востока, латинских рыцарей в период четвертого крестового похода (1204 г.). С начала XIV в. все силы Византии уходили на борьбу за выживание. Не приводит к успеху и борьба южных славянских народов против турок. В 1389 году кровавая битва на Косовом поле заканчивается победой турок. В мае 1453 года пал Константинополь. Турки подвергли его страшному разграблению, обратив в рабство десятки тысяч людей. Константинополь был переименован в Истанбул и стал столицей Османской империи. Во второй половине XV в. Турция занимала большую территорию, включая Малую Азию и почти весь Балканский полуостров. В 1475 г. Турция захватила Крым и стала полным хозяином Черного моря, что нанесло ущерб торговле европейских государств с Востоком.
По политическому устройству Османская империя представляла собой феодальную деспотию. Султан обладал неограниченной государственной и духовной властью над подданными. С установлением турецкой власти покоренные народы (греки, армяне, болгары, сербы и др.) оказываются в крайне угнетенном состоянии, турецкое завоевание отрицательно сказалось на развитии экономики и культуры покоренных народов, вызвав застой и упадок. В нищету и варварство были ввергнуты прекрасные земли. Завоевателей и подчиненных разделяли не только этническое происхождение, но и религия. Христианское господство на Востоке было разрушено.