Типы цивилизаций. Россия в мировом сообществе цивилизаций

Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации истории. Существует множество различных вариантов периодизации общественного развития. Наиболее известными и общеупотребительными являются два подхода: формационный и цивилизационный.

Основоположником формационного подходаявляются К.Маркс и Ф.Энгельс. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как «производительные силы» и «производственные отношения», в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же используют понятие «общественно-экономическая формация», которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.

Формационному подходу к изучению мировой истории противостоит цивилизационный подход, видными представителями которого являются О.Шпенглер и А.Тойнби. Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не изменяет суть той или иной цивилизации. Итогом развития человечества должно быть создание единой мировой цивилизации, с единой мировой религией.

Оба подхода имеют полное право на существование. Не утратило своей актуальности понятие «формация», а в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизаций одновременно, а некоторые цивилизации проходят за свою историю несколько формационных стадий.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса учитывает различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяют три основных типа цивилизации:

1 Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, в настоящее время он представлен отдельными племенами – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

2 Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, сильно централизованная власть. Прогресс идет циклами, замедленно.

3 Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Для него характерны рационализм, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

По вопросу особенностей русской истории существуют три точки зрения.

1 Все страны и народы проходят в своей эволюции общие стадии развития. Особенности России трактуются как «отсталость» России (западники, С.М.Соловьев).

2 Каждая из цивилизаций эволюционизирует по своему собственному пути. Существует особая русская, славянская цивилизация (Н.Я. Данилевский).

3 Примиряет оба подхода. Существуют внутренние тенденции, присущие всякому обществу в его развитии. Но есть и особенности материальной среды, обстановки, в которой данному обществу суждено развиваться (П.Н. Милюков).

Все три подхода признают наличие мощных факторов, которые создают значительные отличия истории России от истории западных обществ:

1 Природно-климатический фактор.

2 Геополитический: «История России есть история страны, которая колонизуется» (В.О.Ключевский), «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великой войны двадцатого века» (И.А.Ильин).

3 Конфессиональный (религиозный) фактор. На Запад и в Россию христианство пришло из разных источников.

4 Фактор социальной организации, когда под влиянием указанных выше факторов сложилась специфическая социальная организация (государство – демиург (творец) гражданского общества, обладает сакральным характером, государство, общество, личность целостны, соборны, взаимопроникаемы и т.п.).

Лекция вторая. Основные тенденции формирования средневеково- го общества. Древняя Русь (V – XII вв)

Наши рекомендации