Лекция 14. Управление нововведениями и развитием теории управления

Жизненный цикл инновации. Инновационный проект. Инвестиционный проект. Показатели эффективности инвестиционных проектов. Виды неопределенности и рисков.

Нововведение как объект инновационного менеджмента.

Буквальный перевод понятия «инновация» означает “введение новшеств”. Под “новшеством” понимается новый порядок ,новый обычай, метод, изобретение. С момента принятия к распространению новшество становится инновацией. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период между появлением новшества и преобразованием его в инновацию называют инновационным лагом.

Процесс коммерциализации требует затрат ресурсов , основными из которых являются инвестиции и время.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, новых видов продукции, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ, жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Сфера инновационной деятельности.

Три основных компонента составляют сферу инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок инноваций и рынок инвестиций (рис. 25).

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, отечественные и зарубежные новаторы. Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат– продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права.

 
  Лекция 14. Управление нововведениями и развитием теории управления - student2.ru

Рис. 25.- Сфера инновационной деятельности.

Рынок инноваций выступает в процессе коммерциализации с двойственных позиций. С одной стороны, коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства, улучшать качество продукции. С другой стороны, рынок отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций

Конкуренция заставляет организации участвовать в формировании рынка инноваций, которое может осуществляться в следующих основных формах:

развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы;

проведения исследований совместно с другими организациями;

оформление заказов на проведение исследований другим организациям;

приобретение лицензий на право производить товары и услуги;

покупка готового изделия, технологии и другой интеллектуальной собственности.

Рынок инвестиций. Инвестиции – это вложение средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более.

По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования ценных бумаг различных эмитентов.

Приобретая ценные бумаги, инвестор преследует три главные цели:

1) безопасность вложений– отсутствие риска потерь капитала;

2) доходность вложений – получение дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процента;

3) рост вложений – увеличение капитала (рост рыночной цены бумаг).

Так как государственные источники инвестирования ограничены, а кредитные ресурсы дороги, то основными источниками инвестирования являются собственные средства и финансовые инвестиции через рынок ценных бумаг.

Наши рекомендации