Подходы к правопониманию и проблемы
Обеспечения правового развития
Рефераты по отдельным теориям права:
- нормативизм;
- социологические школы права;
- психологические теории права;
- теории естественного права;
- синтетические, интегративные теории права; и др.
Задания и рекомендации для самостоятельной работы
Студентов под руководством преподавателя (СРСП)
(см. таблицу календарного плана занятий по неделям семестра)[2]
Цель этого вида занятий по изучаемой дисциплине: самостоятельно изучить тему, а затем в игровой форме в составе подгруппы представить студентам академической группы основное содержание изучаемых политических и правовых учений. При этом важно, сохраняя содержательную и историческую точность изложения изучаемых идей, учений, сделать это изложение более интересным и запоминающимся для студентов группы.
Примерные роли участников презентации по итогам выполнения самостоятельного задания: «ведущий», «современник-аналитик того времени», два-три «мыслителя», «историк последующего периода» и т.д. Могут быть подготовлены уместные и объединенные в единый замысел презентации реферативные сообщения, «дискуссия» или историческая сценка, использованы тексты первоисточников, конспекты и заметки участников презентации.
Проект презентации готовится студентами под руководством преподавателя. «Ведущий» – руководитель студенческой подгруппы совместно с другими студентами и преподавателем продумывает и обсуждает сценарий презентации.
Преподаватель проводит две консультации подгруппы – предварительную, установочную и позже более специальную и детальную – с обсуждением проекта плана, сценария презентации, распределения ролей, предварительно подготовленных материалов, конкретных задач каждого участника презентации по освещению темы занятия и форме подачи материала. В случае необходимости проводятся дополнительные консультации в часы дежурства преподавателя на кафедре. В ходе самой студенческой презентации, преподаватель не является активным участником, но может в заключении подвести краткие итоги.
Студенты изучают тему в целом, а также углубленно – порученный им раздел, фрагмент темы, произведения, готовят выступления, обсуждения, дискуссию, могут использовать подготовленную ими компьютерную, мультимедийную презентацию и т.д.
«Ведущий», «аналитик», «историк» подводят итоги, показывая особенности восприятия и понимания изучаемых учений в тот период различными группами населения, разными мыслителями и позднее. При этом основное внимание уделяется содержанию политических и правовых учений изучаемого периода, основных их положений, трактовок права и государства, сравнению политических и правовых идей разных мыслителей этого периода, их общих черт и особенностей.
Задания для СРСП № 1
Подгруппа 1. Памятники политической и правовой мысли Древнего Шумера, Древнего Египта, Древнего Израиля, Древнего Ирана.
Подгруппа 2. Памятники политической и правовой мысли Древней Индии и Древнего Китая.
Подгруппа 3. Памятники политической и правовой мысли Древней Греции.
Сократ о праве. Суд над Сократом.
Платон. “Государство”.
Аристотель. “Политика” (рефераты по главам (книгам) произведения).
Подгруппа 4. Памятники политической и правовой мысли Древнего Рима.
Задание для СРСП № 2
(см. таблицу календарного плана занятий по неделям семестра)
Подгруппа 1. Основные произведения Н. Макиавелли.
Рефераты:
1. Н. Макиавелли. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия.
2. Н. Макиавелли. «Государь» («Князь») (по разделам работы).
Подгруппа 2. Основные произведения Ж.-Ж. Руссо и Ш.Л. Монтескье.
Подгруппа 3. Основные произведения И.Канта.
Учение И. Канта о праве. “Категорический императив”.
Реферат: Основные идеи трактата И.Канта “К вечному миру”.
Подгруппа 4. Наследие Чокана Валиханова и современность.
Реферат: Ч. Валиханов «Записка о судебной реформе»
Задание для промежуточных экзаменов
(рубежного контроля)
В целях активизации самостоятельной работы студентов дневного отделения проводится рубежный контроль (два промежуточных экзамена) в форме устного экзамена. На промежуточные экзамены выносятся вопросы в пределах поставленного задания. Рубежный контроль не может проводиться до изучения студентами соответствующих тем на лекциях или семинарских занятиях. До промежуточных экзаменов преподаватель консультирует студентов по вопросам, выносимым на экзамены.
Задание для 1 рубежного контроля (1-го промежуточного экзамена): Изучите по учебнику и хрестоматии темы 1–4 (см. программу) и будьте готовы к устному экзамену по вопросам указанных тем (7-я неделя занятий).
Задание для 2 рубежного контроля (2-го промежуточного экзамена): Изучите по учебнику и хрестоматии темы 5–10 (см. программу) и будьте готовы к устному экзамену по вопросам указанных тем (14-я неделя занятий).
Итоговый экзамен сдается в летнюю сессию в форме компьютерного тестирования по курсу.