Результаты толкования (толкование по объему)

Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя, заключенную в тексте нормативного акта. Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с ее текстуальным выражением, т.е. толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением уяснения содержания правовых норм. Дело в том, что «смысл» закона не всегда точно и ясно выражается в его «букве».

1. Буквальное (адекватное) толкование – содержание нормы права полностью соответствует ее тестовому выражению (смысл и буква совпадают). Большинство норм толкуется именно буквально.

При буквальном толковании действительное содержание правовой нормы понимается в точном соответствии с его текстуальным выражением (словесной формулировкой). Например, ст. 431 ГК РФ называется «Толкование договора» и гласит: «При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное зна­чение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопос­тавления с другими условиями и смыслом договора в целом».

Статья 44 УК РФ устанавливает 13 видов наказаний, которые могут при­меняться к лицу, совершившему уголовное преступление. Никаких других ви­дов наказания ни один суд, начиная от мирового и кончая Верховным, не может применять. В данном случае норму права нужно понимать буквально, то есть так, как и записано в законе.

Например, в ст. 14. Семейного кодекса содержатся обстоятельства, пре­пятствующие заключению брака. В соответствии с ними не допускается заклю­чение брака между: «лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в дру­гом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, ба­бушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие пси­хического расстройства».

Здесь словесное выражение и действительное содержание нормы совпа­дают, в норме содержится полный перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Например, ст. 37 Закона РФ о банках и банковской деятельности сказано, что «Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Здесь словесное выражение и действительное содержание по объему совпадают, субъекты данного правоотношения перечислены полностью.

О расширительном или ограничительном толковании речь идет тогда, ко­гда субъект, разъясняя норму, отступает от буквы закона и меняет объем бук­вального выражения текста закона.

2. Ограничительное – действительное содержание нормы уже ее текстового выражения (смысл закона уже буквы).

Ограничительное толкование используется тогда, когда содержание пра­вовой нормы понимается уже, чем выражено в тексте закона. Такое толкование необходимо, когда формулировка закона шире, чем сама его мысль. Например, согласно норме семейного права, при разводе имущество, нажитое супругами совместно, считается общим и подлежит разделу в равных долях. Эта норма толкуется судами ограничительно. В частности, суд не должен производить раздела тех вещей, которые являются профессиональными для одного из супру­гов (например, музыкальный инструмент для музыканта). Другим примером ограничительного толкования является ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. Она уста­навливает, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Очевидно, что в данном случае речь идет о несовершеннолетних детях, так как трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны сами заботиться о нетрудоспособных родителях.

Например, норма ст. 87 Семейного кодекса гласящая, что «трудоспособ­ные совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждаю­щихся в помощи» родителей, не относится к детям, которых их биологические родители не содержали и не воспитывали.

В ст. 59 Конституции записано «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ», вместе с тем эта норма имеет в виду лишь дее­способных граждан мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет и военнообязан­ных граждан женского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Эта норма имеет и ряд других законодательно оговоренных ограничений.

Другой пример, в соответствии со ст. 57 Конституции «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Вместе с тем налогоплатель­щиками и плательщиками сборов в РФ признаются организации и дееспособ­ные физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом воз­ложена обязанность уплачивать налоги и сборы. То есть требование этой статьи не распространяются по отдельным позициям на нетрудоспособных граждан, на неработающих пенсионеров и на ряд других категорий населения.

Иногда законодатель, исходя из существа регулируемого вопроса, заранее допускает возможность буквального, ограничительного или распространитель­ного толкования. Например, в случаях, когда устанавливаются виды уголовных наказаний, законодатель считает необходимым дать их исчерпывающий пере­чень, дабы не допускать произвольного изобретения судами новых наказаний. И, напротив, когда определяются обстоятельства, смягчающие наказание, зако­нодатель допускает возможность их распространительного толкования (см. ч. 2 ст. 61 УК РФ).

3. Распространительное- действительное содержание нормы шире ее буквального выражения («смысл» шире «буквы»). Перечень случаев, требующих распространительного толкования, нередко сопровождается выражениями «и т.д.», «и другие».

Согласно ст. 23 УК РФ, «лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности». Вместе с тем данная статья предусматривает возложение уголовной ответст­венности не только на лиц, совершивших преступление в состоянии алкоголь­ного или наркотического опьянения, но и находившихся в момент совершения преступления в состоянии опьянения от употребления иных одурманивающих веществ.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса мировой судья рассматривает дела о расторжении брака, о разделе между супругами со­вместно нажитого имущества и иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений. То есть статья будет толковаться расширительно в том смысле, что мировой судья может рассматривать и «иные возникающие из семейно-правовых отношений дела», не содержащиеся в перечне данной статьи.

Например: ст.120 Конституции «Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Термин «закон» - обозначает не только акты принимаемые высшими представительными органами государства, но и подзаконные нормативные акты, принимаемые судом в процессе осуществления правосудия.

В то же время распространительное толкование не следует отождествлять с применением права по аналогии. При аналогии закона определенные факты не охватываются не только смыслом, но и буковой закона, так как законодатель вообще не предусматривал данные (аналогичные) обстоятельства. При распространительном же толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом законодательства, хотя и не получили точного и полного закрепления в тексте нормативного акта.

СУБЪЕКТЫ ТОЛКОВАНИЯ

Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права – вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: I) официальноеиII) неофициальноетолкование.

I. Официальное толкование–дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Официальное толкование различают двух видов: 1) нормативное (общее) и 2) казуальное (индивидуальное).

1) нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным. Такое толкование предназначается для об­щего руководства в процессе применения права, относится к не­ограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. Поэтому термин «нормативное толкование» носит условный характер.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неяс­ность текстуального понимания при неправильной и противоре­чивой практике их применения. Оно призвано обеспечить едино­образие в понимании и применении норм права.

Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значе­ния, они полностью разделяют судьбу толкуемой нормы. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или со­ответствующему изменению акта толкования.

Среди нормативного толкования различают: а)аутентичное (ав­торское), б) легальное (разрешенное, делегированное).

1. а) Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно осно­вано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная ДумаРФ.

1. б) Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения - легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это пору­чено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодатель­ными органами.

К легальному толкованию относится конституционное толкование. Со­гласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства и органов законодательной власти субъектов Федерации, т. е. осуществляется официальное конституционное толкование.

Следует заметить, что выражение «нормативное толкование», несмотря на широкое использование в теории и на практике, все-таки недостаточно кон­кретно, поскольку такое толкование в сущности не приводит к созданию норм и не облекается в нормативный акт. Действительная сущность его в том, что оно имеет общий характер и предназначается для общего руководства в процессе применения права, может относиться к неограниченному числу случаев. Одна­ко оно должно быть четко отграничено от тех случаев, когда в целях обеспече­ния применения какого-то нормативного акта создаются другие нормативные акты, детализирующие норму толкуемого нормативного акта. В этой связи с процессом и актами толкования норм права тесно связана их конкретизация. Последняя, осуществляется в ходе подзаконного правотворчества, но иногда конкретизирующие положения содержатся в актах официального толкования, что дает повод отождествлять названные процессы. В отличие от актов толко­вания (разъяснения того, что есть) акты конкретизации привносят в содержание нормы права нечто новое.

Таким образом, хотя термин «нормативное толкование» является обще­принятым и используется широко в юридической литературе, все-таки он имеет условный характер и не полностью адекватен содержанию, которое вкладыва­ется в него.

2. Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкова­нию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотре­ния конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения - правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.

Таким образом, казуальное толкование адресуется персонально определенным лицам, под­разумевает конкретные жизненные обстоятельства и обязательно только для лиц, в отношении которых оно дается.

Казуальное толкование, в свою очередь, подразделяется на: 2 а) судебное и 2 б) административное. Последнее представляет со­бой толкование, осуществляемое министерствами, ведомствами, органами ис­полнительной власти на местах. Казуальным административным толкованием является, например, приказ Министра социального обеспечения в связи с рас­смотрением жалобы. Чаще всего акт казуального толкования является состав­ной частью правоприменительного акта, которым разрешается конкретное юридическое дело. Указания вышестоящей судебной инстанции, рассматри­вавшей конкретное дело (в порядке кассации или протеста), являются обяза­тельными для суда низшей инстанции.

II. Неофициальное толкование – дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Оно не являет­ся юридически значимым. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридичес­ких последствий. Сила и значение неофициального толкования в убедительности, обоснованности, научности, в авторитете тех субъектов, которыми оно дается.

Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекци­ях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различ­ных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридичес­кой силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества, в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствую­щих субъектов.

Неофициальное толкование подразделяется на 1) обыденное, 2) профессиональное и 3) доктринальное (научное).

1) Обыденное толкование может осуществляться любым гражда­нином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, пере­живаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, испол­нения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.

2) Профессиональное (компетентное) толкование исходит от субъектов, сведу­щих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в об­ласти права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

3) Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышена­званные виды неофициального толкования, не имеет юридичес­кой силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение в частнос­ти. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют его толкование. Основывается оно на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм. Такое толкование косвенным путем оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества.

Наши рекомендации