Политико-правовая идеология диггеров. Дж. Уинстенли.
Выделились из левеллеров. Образовывали коммуны, которые копали пустоши. Представитель Джеральд Уинстенли. Закон свободы - его коммунистическая утопия. Сравнение монархии и республики видит различие не в организации власти, а в порядке пользования землей.
При монархии – это частная собственность, а в республике – общественное достояние и находится в свободном и равноправном пользовании всех граждан. До норманнского завоевания Англия была республикой, но завоевание заставило подчиниться. Для восстановления республиканского порядка необходимо восстанавливать основы общественного строя, сделать землю достоянием всех. Все могут свободно и безвозмездно пользоваться землей. Все граждане до 40 лет должны трудиться.
В республике устанавливаются прочные семейные узы. Первичной ячейкой будет семья, занимающаяся сельским хозяйством или ремеслом. Все производимые продукты поставляются на общий склад, где каждый мог получить все необходимое.
Различалось 2 вида закона: внутренний (природный) и внешний (писаный). Все должны обязательно соблюдать закон. Служители церкви 4 раза в год должны оглашать закон. К нарушителям закона сначала применяется убеждение, затем бичевание, если не поможет – лишение свободы и принуждение к труду. Смертная казнь только за подрыв основы республики (захват земли).
Все должностные лица выборные, мужчины старше 40 лет, избирательные права с 20. Высший орган власти – парламент, который законодательствует, осуществляет контрольную деятельность, рассматривает судебные споры при отсутствии закона. На местах управляет сенат, осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц, подготавливает дела на рассмотрение парламента.
29. Обоснование "Славной революции" 1688г. в учении Дж.Локка о праве и государстве.
Джон Локк (1632- 1704). Произведение - «2 трактата о правлении» (1689 год) - обоснование Славной Революции. В ее ходе (1688-1689) на престол были воздвигнуты супруги Оранские – Вильгельм и Мария. Революция называется «славной», т.к. не было пролито ни капли крови.
Происхождение государства.
Обращается к естественному состоянию людей. Это состояние полной свободы, когда каждый делает все что хочет, но с тем, чтобы оставаться в границах закона природы. Чтобы закон природы не нарушался, каждому дано право наказывать обидчиков. Это ведет к состоянию войны. Чтобы избежать этого, люди учредили государство.
Таким образом, государство образуется там, где свободные люди отказываются от своего права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей, предоставляя это публичной власти.
Локк в отличие от Гоббса считает целью государства не столько избавление от анархии, сколько спасти естественные права, защитить личность и собственность. Локк не согласен, что граждане должны отказываться от всех своих прав, они отказываются лишь от части своих прав в той мере, в которой это нужно государственной власти для выполнения ее задач.
Государственный порядок – это такой порядок, при котором для разрешения всех споров о праве, кого бы они не касались, имеется высший судья. В соответствии со своим назначением государство получает:
1. Власть издавать законы, определяющие размер наказания за различные преступления т.е. законодательная власть.
2. Власть наказывать за совершенные преступления членами союза (государства) т.е. исполнит власть.
3. Власть наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами т.е. право войны и мира.
Законодательная власть является верховной, т.к. она повелевает всеми остальными. В хорошо организованном государстве законодательная власть вручается собранию лиц, которые сами подчиняются законам. Но верховный исполнитель может действовать и помимо закона.
Исполнительную власть надо вручить постоянно действующему органу. 3-я власть- федеративная, обладающая правом войны и мира, правом заключать союзы и договоры. Союзная, как и исполнительная власть, требует постоянного применения силы государства.
На вопрос, может ли завоевание быть правомерным основанием власти, Локк отвечает, что даже справедливая война не может, т.к.
1) Завоеватель имеет право поработить только тех, кто действительно затеял несправедливую войну, а никак не народ, который не давал правителям такого права.
2) Завоеватель приобретает только право на жизнь, но не на имущество побежденных.
3) Потомки побежденных уже рождаются свободными, на них не распространяется право завоевателя на жизнь.
Локк считает, что позволительно сопротивление законному носителю власти, если он нарушает закон во вред гражданам. Защищая право народа на восстание, Локк оправдывает совершившийся в ходе Славной Революции переворот, приведший иноземного правителя.
Таким образом, это теория конституционной монархии.