Политико-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер).
16 век - начало мирового религиозного движения, охватившего ряд стран Западной Европы - Реформации. Первоначально деятели реформации хотели «очищения веры». Однако католическая церковь не хотела отдавать своих позиций. Поэтому задачи реформаторов изменились: они хотели изменений не только внутри, а уже и внешних, т.е. воздвигнуть новую церковь.
Возникла новая форма христианства - протестантство (избавление верующих от принудительного авторитета церкви, от всех церковных законов и обрядов; требовалась только лишь вера в Христа).
Чтобы оставаться в рамках христианства, новая церковь должна иметь общий фундамент, т.е. признанное всеми учение. Протестантство объявило Священное Писание не подлежащим критике. Со временем сам протестантизм стал на место католической церкви.
Протестантизм возвысил знание человека, провозгласив принцип индивидуальной свободы. Свобода совести, мысли и слова именно в протестантских странах получили первоначальное распространение.
Ведомство церкви ограничивалось одним лишь поучением и нравственной дисциплиной. Всякие вмешательства в светские дела признавались незаконными.
Протестантизм распался на множество направлений:
- лютеранство
- кальвинистскую церковь
- англиканскую церковь
- секту анабаптистов
Основатель немецкого протестантизма был Мартин Лютер - настоятель городской церкви в Виттенберге. В 1517г. на воротах Виттенбергской церкви прибили «95 тезисов против учения об отпущении грехов». В них Лютер разъяснял, что подлинное покаяние не может быть актом купли-продажи. В 1520 году Лютер публично сжег Папскую Буллу об отлучении его от католической церкви.
Основные реформаторские труды были созданы в 1520 году в ответ на буллу. Главные из них - тезис «Об оправдании веры». Осуждал исключительное право папства толковать Священное Писание, отвергал авторитет Папских декретов и посланий.
В сочинении 1520 года «О свободе христианина» Лютер строит церковный идеал. Церковная община должна иметь демократическую основу и все духовные лица должны назначаться и смещаться волею всей общины.
В 1523 году в работе «О светской власти» Лютер признает божественность этой власти и указывает, что она мечом должна охранять существующие порядки. Он отрицает за народом право на сопротивление власти.
Лютер отказывается от своей демократической теории выбора священников народом и признает князей главами местной церковной юриспруденции и управления. Он противник свободной организации церковных общин. Требует вмешательства государственной власти в борьбу против богохульства.
МЮНЦЕР (1490-1525). Представлял плебейские направления. Первоначально был сторонником Лютера, но вскоре пришел к коммунистическим идеям. Его идея близка к атеизму, он не верил в ад, мучения грешников. Его сторонники жгли церкви, разрушали часовни.
Его реформация - преображение мира на началах справедливости и революционное устранение всех безбожников. Социальная программа близка к коммунистической - установление такого строя, где нет классовых различий, частной собственности и чуждой народу власти. Он хотел создать единую германскую республику.
21. Утопический социализм в Англии в ХVI в. ("Утопия" Т. Мора).
Первоначально идеи социализма облекались в мысли христианско-этических авторов о царстве божьем. Как законченная идея сложилась в 16-17 веках. Это время зарождения новых капиталистических форм эксплуатации.
Т.МОР (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Томас Мор - правовед по образованию, “Утопия” создана им во время поездки во Фландрию в составе посольства.
«Утопия» - в переводе с греческого «место, которого нет». 1 часть - критика политических и социальных пороков современных европейских государств. 2 часть - о несуществующем острове Утопия.
Указывает на большое количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми законами. Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло.
Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек (в городской - от 10 до 16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством.
Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общественные дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.
Рост производительности и изобилие объясняется:
1. Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, нищенствующих)
2. Женщины работают как и мужчины
3. От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.
4. Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду, дома определяются для проживания по жребию; золото и серебро хранятся лишь на случай внешней войны.
Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяж характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.
Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках.
Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда - Народным собранием.
30 семей избирают филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх.
Во главе государства князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города.
Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому божеству. Законов мало, адвокатов нет.
Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.