Вопрос 2. Свобода полетов в международном воздушном пространстве
В соответствии с принципом свободы полетов в международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены в этой сфере юрисдикции государства флага, государства регистрации. Порядок регистрации определяется внутренним правом, а национальная принадлежность обозначается на самолете. Отмечу, что решения ИКАО носят характер рекомендаций, за исключением тех, что относятся к полетам в международном пространстве, которые являются обязательными. Государства обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем воздушных судов требованиям безопасности полетов и за соблюдением ими международных норм. Это относится не только к летательным аппаратам, но и к аэропортам и другим структурам обслуживания. Особое значение в наше время приобрела борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской -авиации. Конвенция по морскому праву 1982 г. содержит ряд статей, относящихся к воздушному пиратству. Под последним понимается любой неправомерный акт насилия, задержания, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата. Этот акт совершается в международном пространстве и направлен против другого морского или воздушного судна либо лиц или имущества, находящихся на их борту (ст. 101).
В отношении пиратства установлена универсальная уголовная юрисдикция. В международном пространстве правительственные суда любого государства могут захватить пиратский летательный аппарат, арестовать захвативших его лиц и предать суду своего государства (ст. 105). Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. установила универсальную юрисдикцию в отношении перечисленных в ней актов. Любое государство обязано либо судить, либо выдать совершивших их лиц. Соответствующие положения включаются и в двусторонние соглашения о воздушном сообщении, например, в соглашение России с США 1986 г. В данном случае мы наблюдаем весьма распространенное в международном праве явление, пересечение двух отраслей - международного воздушного права и международного уголовного права.
Правовой статус воздушного судна и экипажа.
Судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр. В международных воздушных сообщениях воздушные судна делятся на гражданские (согласно ст. 7 Воздушного кодекса РФ, могут находиться в собственности граждан РФ) и государственные (используемые на военной, таможенной и полицейской службе). Члены экипажа являются представителями владельца (эксплуатанта) судна, который отвечает за их действия. Командир судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы. В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа, отдельные правила содержатся в Токийской конвенции 1963 г. и Чикагской конвенции.
В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Некоторые государства установили так называемые «зоны безопасности» или «зоны опознания», при полете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования. Такие зоны установили, например, США над прибрежными водами открытого моря в Атлантическом и Тихом океанах. Воздушное судно, направляющееся в США со стороны открытого моря, должно сообщить свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону. Подробные зоны установлены Канадой, Грецией, Южной Кореей. По правилам, установленным Южной Кореей, самолеты, не сообщившие время, маршрут и высоту полета при входе в такую зону, могут быть признаны нарушителями воздушного пространства Южной Кореи.
Самолет марки МД-11 американской авиакомпании «Дельта» с 203 пассажирами и 15 членами экипажа совершал рейс № 55 из Атланты в Токио, когда через 20 минут нахождения в российском воздушном пространстве получил приказ развернуться и лететь назад. Причина: отсутствие соответствующих документов. Самолет был вынужден приземлиться в Сан-Франциско. Россия отказала американцам в воздушном коридоре.
Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве (за пределами территориальных вод прибрежных государств), т.е. командиры, органы, зарегистрировавшие летательный аппарат, не связаны обязательством придерживаться каких-либо маршрутов, но в интересах безопасности сложилась практика полетов по согласованным на международном уровне маршрутам обслуживания воздушного движения. Государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушном пространством не препятствует сотрудничеству для решения согласованных задач. 24 марта 1992 г. Россия, Франция, ФРГ, Великобритания, Украина и другие европейские государства, а также США и Канада подписали Договор по открытому небу. Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участников с использованием невооруженных самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника и оборудованной предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содержание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением с учетом фиксированных аэродромов, где начинается или заканчивается наблюдательный полет. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, полученные аппаратурой наблюдения, представляются всем участникам соглашения.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, в соответствии с которым государства обязаны:
а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники;
б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Международные меры по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В Токийской конвенции 1963 г. впервые дано определение незаконного захвата воздушного судна – «когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно с помощью силы или угрозы применения силы, совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете или когда намечается совершение такого акта». В 1970 г. принята Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, а в 1971 г. Конвенция о борьбе с незаконными актами, например, против безопасности гражданской авиации (Монреальская). Согласно Монреальской конвенции любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
- совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого судна;
- разрушает воздушное судно или причиняет повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете;
- помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, устройство или вещество, которое может разрушить воздушное судно;
- разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию;
- сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.
Время полета: с момента включения двигателей с целью взлета до момента окончания пробега при посадке (по Токийской конвенции). По Гаагской и Монреальской конвенции: «с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки» и окончание – «с момента открытия любой из таких дверей для выгрузки судна». Согласно Воздушному кодексу РФ, действующему с 01.04.1997 г., коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агенств и индивидуальных предпринимателей при выполнении в пределах территории РФ международных воздушных перевозок определяется правилами, установленными законодательством и Министерством иностранных дел РФ. В основе деятельности указанных субъектов лежит обязанность получения соответствующей лицензии и оформления судовых документов. Судебные документы, имеющиеся на борту, признаются действующими при условии их соответствия международным авиационным стандартам, признаваемым РФ. Перевозчик, следуя договорам воздушной перевозки, обязуется доставить пассажира и его багаж, а также почту и груз в пункт назначения и осуществить выдачу багажа, почты и груза. Воздушный кодекс РФ закрепляет принцип ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем.
Эксплуатант, т.е. гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации этого воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) основана в 1947 г. Цель: обеспечение безопасности и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире. Внутренняя организация ИКАО включает в себя Ассамблею, которая собирается не реже одного раза в 3 года, Президента, а также региональные бюро (Европейское, Африканское, Ближневосточное, Южно-Американское, Азиатско-Тихоокеанское).