Вопрос 1. Понятие территории.
В первую очередь территория - это один из трех основных признаков государства. В Конституции РФ говорится, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», которая «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Однако определение территории государства, объёма его прав в отношении экономической зоны, шельфа и пр. - задача, прежде всего, не внутреннего, а международного права, согласно которому территория - это весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, а также недрами, воздушным и космическим пространством.
Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра и т.д ), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на:
· государственные;
· территории со смешанным режимом;
· территории с международным режимом.
Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют норма национального права.
Государственная территория - территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей. Государственная территория - национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение, как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права. Государственная территория - часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета.
Государственную территорию образуют:
- сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова);
- водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам),
- воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями);
- недра (под сухопутной и водной территориями).
Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).
В отечественной юридической литературе указывалось на два элемента определения юридической природы государственной территории:
· пространственный предел осуществления власти государства;
· объект властвования и собственность в международных отношениях, либо объект публичных правомочий государства.
Правовой режим государственных территорий определяется, прежде всего, национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д. В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами. В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:
- власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории;
- государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;
- в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства;
- высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;
- юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);
- земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена.
Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например, в Антарктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территории государства их флага. Территориальное верховенство государства охватывает и юрисдикцию государства, т.е. право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории. Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом. Находит все более широкое признание такой принцип экстратерриториальной юрисдикции, как принцип защиты. Согласно этому принципу государство вправе привлекать к уголовной ответственности лиц, не являющихся его гражданами, за совершенные вне его территории преступления, направленные против существенных интересов самого государства или его граждан.
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике Советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.), транзита через территорию (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монголии через территорию РФ от 19 октября 1992 г.), регулирование передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между РФ и США в отношении «открытой суши» от 17 июня 1992 г.) и др.
Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой. Территория государства может изменяться в результате:
· разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;
· национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате референдума, т.е. народное голосование о государственной принадлежности определенной территории. Так, в 1961 г. население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района - за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ирана проголосовал за воссоединение с Индонезией);
· обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);
· применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);
· цессии - уступки права на территорию (в настоящее время не используется);
· возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории (по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; по Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе);
· аренда территории - это временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории (аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа - сроком на 50 лет).
Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками.
30 марта 1867 г. Россия продала США Аляску (вместе с Алеутскими островами) – за 7,2 млн. долларов (около 11 млн. золотых рублей). В 1803 г. США купили у Франции Луизианну, в 1916 г. у Дании – группу Антильских островов.
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом – это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды. Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором 1959 г. об Антарктике. В конференции участвовали 12 государств, в том числе которые выдвигали в разное время территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства, не признавшие этих претензий (СССР, Бельгия, США, ЮАР и Япония). Договор не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий, он их «заморозил», пока он находится в силе. Важнейшим результатом Вашингтонской конференции явилась разработка и закрепление в Договоре основных правовых принципов деятельности в этом районе:
1. Принцип мирного использования Антарктики, что проявляется в запрещении любых мероприятий военного характера, включая создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Таким образом, Антарктика не может стать местом военных действий и вооруженных конфликтов. Однако Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей. Запрещены любые ядерные взрывы и удаление в этом районе радиоактивных материалов.
2. Принцип свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой сфере. Он означает, что указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с другими участниками Договора.
Процедура сотрудничества может выражаться в обмене информацией относительно планов научных работ, научным персоналом между экспедициями и полярными станциями, данными и результатами научных исследований и обеспечении свободного доступа к ним. Договор об Антарктике отводит существенную роль механизму обеспечения соблюдения, а также совершенствования и конкретизации положений Договора. Одним из важнейших элементов этого механизма являются Консультативные совещания участников Договора, созываемые один раз в два года, не считая специальных сессий. Такие совещания созываются для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также разработке и рекомендации правительствам государств-участников мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора.
Другим важным элементом механизма обеспечения соблюдения Договора является система инспекций. Каждое государство, имеющее статус участника Консультативных совещаний, вправе назначить из числа своих граждан наблюдателей. Каждый наблюдатель имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудования, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала, всегда открыты для инспекции. Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым районом Антарктики каждой стороной, имеющей право назначать наблюдателей.
Положения Договора об Антарктике получили развитие и дополнение в ряде других международных соглашений. Так, Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. разрешила отлов только 3 из 6 видов антарктических тюленей, определив при этом допустимые уровни их добычи, лимиты вылова по полу, размеру и возрасту. В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т.е. исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, информационные, организационные и контрольные функции. Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяется Конвенцией по регулирования освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Однако она в силу не вступила в виду отрицательного отношения к ней большинства стран, особенно развивающихся. В 1991 г. В Мадриде принят Протокол по охране окружающей среды (РФ ратифицировала 24 мая 1997 г.), которым Антарктика провозглашена международным заповедником. Ст. 7 Протокола запрещает любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований.
Правовой режим Арктики.
Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. В нее входят окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с находящимися в его пределах островами, кроме прибрежных островов Норвегии, а также прилежащие части Атлантического и Тихого океана. На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран: РФ, США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия) и Норвегия. В соответствии с «теорией секторов» каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе – треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами – линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особенно активно в пользу теории секторального деления Арктики выступала Канада, которая в ряде законодательных актов в 20-х гг. ХХ в. и официальных заявлениях отстаивала свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.
В свою очередь Россия и Советский Союз тоже принимали меры по защите своих законных интересов в Арктике. В ноте Министерства иностранных дел России в 1916 г., повторенной впоследствии меморандумом Советского правительства 1925 г. было заявлено о включении в состав России всех земель, являющихся продолжением на север Сибирского континентального плоскогорья. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» в пределах между меридианами 32° 04¢ 35¢¢ восточной долготы и 168° 49¢ 30¢¢ западной долготы было провозглашено право СССР на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые. Исключение было сделано лишь для восточных островов архипелага Щпицберген, который согласно Парижскому договору 1920 г. был передан Норвегии. Договор обязывает Норвегию не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы, не строить никаких укреплений в тех же местностях, которые «никогда не должны быть использованы в военных целях».
Три остальных приарктических государств не установили собственных секторов и не поддержали секторального деления Арктики в целом. Что касается морских районов Арктики, то здесь действуют правовые режимы, установленные нормами международного морского права, определяющими статус и режим морских пространств, а также законами прибрежных государств. Важное значение имеет образование Международного арктического научного комитета, основной функцией которого является содействие сотрудничеству государств в научном исследовании Арктики. 19 сентября 1996 г. в Оттаве создан Арктический Совет: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США, а также «постоянные участники» - Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока РФ.
Международные реки.
Международные реки – это реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории (а также озера). Принято различать:
1) собственно международные реки – судоходные реки, имеющие выход в море;
2) трансграничные (многонациональные) – протекающие по территориям нескольких государств и не имеющих выхода к морю, как правило, несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение;
3) пограничные – такие реки, по которым проходит граница между прибрежными государствами.
К числу основных международно-правовых документов, определяющих статус и правовой режим международных рек относятся:
- Парижский мирный договор 1814 г. (провозглашает свободу судоходства по Рейну);
- Женевская конвенция 1923 г. о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств.
Универсальных конвенций, кодифицировавших бы основные принципы и нормы международного «речного» права нет. Единственным документом общего характера являются Хельсинские правила использования вод международных рек 1966 г., которые носят рекомендательный характер. Этот вопрос в основном решается в двусторонних и многосторонних соглашениях граничащих государств. В качестве образца рассматривается Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 г. Согласно ст. 1, навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров. Плавание военных кораблей всех непридунайских стран запрещено. Плавание военных, полицейских, таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках – лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использование рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует принцип – любые способы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств, а также прибрежные государства должны принимать меры для сохранения реки.