Особенности журналистского труда на радио

Технология радио постоянно совершенствуется, появляются все новые технические новшества. Для радиопрограмм сейчас используются практически все диапазоны радиоволн (длинные, средние, короткие и ультракороткие). Цифровая запись звука весьма удобна для журналиста и позволяет добиться высочайшего качества звучания.

Г. Маркони, много сделавший для развития радио, назвал заговорившее радио, «голосом Бога». Скорость передачи сообщений — одна из главных специфических особенностей радио. Радио уступает по краткости технологического цикла (по времени, которое проходит сообщение с момента его получения журналистом, до момента публикации) только Интерент-СМИ.

Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментна, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам, чем печатные СМИ.

Инструмент радиожурналиста – сказанное (звучащее) слово во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет аудитории воспринимать не только текст, но и дополнительные оттенки смысла, обогащающие содержание радиоматериала.

Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена на радио с невозможностью показать какой-либо объект. Если в газете, например, есть иллюстрации, то на радио только звук может дать представление о том или ином событии, предмете или человеке.

Исходя из сказанного и следует анализировать специфику труда радиожурналиста.

Для радиожурналиста важны и мысль, и слово, и интонации, и вообще любые звуки. Одна упущенная мысль может сделать неинтересной для слушателя всю передачу. Поэтому журналист должен держать под контролем внимание слушателей, уметь привлечь их к своей передаче и удерживать возле приемников. В современном эфире звучит много диалоговых передач. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Слушатель как бы становится участником разговора.

На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм — все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Весьма серьезные требования предъявляются к языку журналиста. Поскольку звучащее слово является основным выразительным средством, необходимо внимательнейшим образом следить за своей речью. И не только за ее лексическим составом, но и за фонетикой. А чтобы речь не была скучной – активно использовать выразительные средства языка – метафоры, сравнения, литоты, гиперболы, оксюмороны и т.д

Главными выразительными средствами радиожурналистики являются звучащее слово, музыка и шумы.

Звучащая речь играет ведущую роль, несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Характеризуя ее выразительные возможности, следует в первую очередь выделить интонацию. Интонация может нести до 40 % общего объема информации, заключенного в устном сообщении.

Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Поэтому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне и заинтересованно.

Радиожурналисту нужно знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи — именно через них проявляются все звуковые особенности.

Функции других выразительных средств радио – музыки и шумов сформулировал В.В. Смирнов[86].

Итак, музыка на радио используется в виде:

Ø разбивок между информационными блоками в одной передаче;

Ø музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире;

Ø звуковой декорации, помогающей представить место действия, характеризующей историческую обстановку;

Ø звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием часто используется в новостных программах);

Ø передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их;

Ø определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения;

Ø художественного средства для создания целостного звукового образа.

Шумы выполняют такие важные функции:

§ служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попавшей в зону фиксации, записи на магнитную пленку;

§ составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической иллюстрации.

§ в литературном контексте используются журналистом для образной характеристики.

Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий натренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку, шумы, но и профессионально анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов.

Особенности работы на радио предопределяют и специфику используемых жанров. Например, радиорепортаж часто идет в прямом эфире, поэтому для него характерна живая речь. Благодаря возможностям звука более впечатляющим по сравнению с газетно-журнальным может стать радиофельетон или радиоочерк. На радио существуют и особые жанры. Например, радиокомпозиция (музыкально-драматическая, хроникально-историческая и т. п.).

В работе над сложными документально-художественными радиожанрами большую помощь журналисту оказывает радиорежиссер и звукорежиссер. Но и журналист должен представлять возможности звукового материала, изучать особенности и приемы использования музыки, шумов, возможности студийного монтажа. Это поможет ему эффективнее проводить документальные записи на месте, представлять сферу использования звуковых выразительных средств при написании сценария будущего произведения, его литературного текста.

Наши рекомендации