Особенности журналистского труда на радио
Технология радио постоянно совершенствуется, появляются все новые технические новшества. Для радиопрограмм сейчас используются практически все диапазоны радиоволн (длинные, средние, короткие и ультракороткие). Цифровая запись звука весьма удобна для журналиста и позволяет добиться высочайшего качества звучания.
Г. Маркони, много сделавший для развития радио, назвал заговорившее радио, «голосом Бога». Скорость передачи сообщений — одна из главных специфических особенностей радио. Радио уступает по краткости технологического цикла (по времени, которое проходит сообщение с момента его получения журналистом, до момента публикации) только Интерент-СМИ.
Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментна, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам, чем печатные СМИ.
Инструмент радиожурналиста – сказанное (звучащее) слово во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет аудитории воспринимать не только текст, но и дополнительные оттенки смысла, обогащающие содержание радиоматериала.
Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена на радио с невозможностью показать какой-либо объект. Если в газете, например, есть иллюстрации, то на радио только звук может дать представление о том или ином событии, предмете или человеке.
Исходя из сказанного и следует анализировать специфику труда радиожурналиста.
Для радиожурналиста важны и мысль, и слово, и интонации, и вообще любые звуки. Одна упущенная мысль может сделать неинтересной для слушателя всю передачу. Поэтому журналист должен держать под контролем внимание слушателей, уметь привлечь их к своей передаче и удерживать возле приемников. В современном эфире звучит много диалоговых передач. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Слушатель как бы становится участником разговора.
На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм — все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.
Весьма серьезные требования предъявляются к языку журналиста. Поскольку звучащее слово является основным выразительным средством, необходимо внимательнейшим образом следить за своей речью. И не только за ее лексическим составом, но и за фонетикой. А чтобы речь не была скучной – активно использовать выразительные средства языка – метафоры, сравнения, литоты, гиперболы, оксюмороны и т.д
Главными выразительными средствами радиожурналистики являются звучащее слово, музыка и шумы.
Звучащая речь играет ведущую роль, несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Характеризуя ее выразительные возможности, следует в первую очередь выделить интонацию. Интонация может нести до 40 % общего объема информации, заключенного в устном сообщении.
Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Поэтому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне и заинтересованно.
Радиожурналисту нужно знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи — именно через них проявляются все звуковые особенности.
Функции других выразительных средств радио – музыки и шумов сформулировал В.В. Смирнов[86].
Итак, музыка на радио используется в виде:
Ø разбивок между информационными блоками в одной передаче;
Ø музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире;
Ø звуковой декорации, помогающей представить место действия, характеризующей историческую обстановку;
Ø звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием часто используется в новостных программах);
Ø передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их;
Ø определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения;
Ø художественного средства для создания целостного звукового образа.
Шумы выполняют такие важные функции:
§ служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попавшей в зону фиксации, записи на магнитную пленку;
§ составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической иллюстрации.
§ в литературном контексте используются журналистом для образной характеристики.
Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий натренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку, шумы, но и профессионально анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов.
Особенности работы на радио предопределяют и специфику используемых жанров. Например, радиорепортаж часто идет в прямом эфире, поэтому для него характерна живая речь. Благодаря возможностям звука более впечатляющим по сравнению с газетно-журнальным может стать радиофельетон или радиоочерк. На радио существуют и особые жанры. Например, радиокомпозиция (музыкально-драматическая, хроникально-историческая и т. п.).
В работе над сложными документально-художественными радиожанрами большую помощь журналисту оказывает радиорежиссер и звукорежиссер. Но и журналист должен представлять возможности звукового материала, изучать особенности и приемы использования музыки, шумов, возможности студийного монтажа. Это поможет ему эффективнее проводить документальные записи на месте, представлять сферу использования звуковых выразительных средств при написании сценария будущего произведения, его литературного текста.