Россия в XVII в. после Смуты
Новые явления в экономике. Восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия. Генеральной линий русской истории явилось дальнейшее укрепление крепостнических порядков и сословного строя. В 1649 г. был принят новый свод законов – Соборное уложение. Он завершил юридическое оформление крепостного права.
Крепостное право сдерживало развитие промышленности в России, для которой были нужны свободные рабочие руки. Позднее, чем на Западе, появляются мануфактуры – крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. В XVII в. в России насчитывалось приблизительно лишь 30 мануфактур. Первой частновладельческой мануфактурой считают Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631 г. Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать к заводам крестьян. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили позднее название «посессионных» (от лат. «посессия» – владение). Труд таких крестьян не был производительным.
Еще одним новым явлением стала специализация районов. В едином государстве не было нужды производить все виды продукции в каждом регионе. Районы производили тот вид продукции, который было выгодно производить. Дальнейшее развитие получили центры металлургии и металлообработки, текстиля, солеварения, ювелирное дело и т.д.
На этой основе складывается единый всероссийский рынок. Большое значение приобрели ярмарки: Макарьевская (около Нижнего Новгорода), Свенская (в районе Брянска), Ирбитская (в Сибири). Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из нее извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку и т.д. Английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Тесные связи со странами Востока устанавливались через Астрахань.
В XVII в. появляется протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. В 1653 г. был принят Торговый устав, вводивший единую пошлину (5% с цены продаваемого товара, для иностранных купцов – 6%). В 1667 г. был принят Новоторговый устав, который повышал пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных районах.
Однако определяющую роль в жизни страны продолжал играть феодальный уклад.
Расширение территории. В XVII в. после Смуты территория России значительно увеличилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. В 1654 г. Переяславская рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Продвижение русских по Сибири осуществлялось двумя путями. Первый пролегал вдоль северных морей. В 1648 г. казак С. Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки. Второй путь пролегал вдоль южных границ Сибири. В 1645 г. В. Поярков вышел к Амуру и совершил плавание по Охотскому морю. В середине XVII в. земли по Амуру были завоеваны Е. Хабаровым.
Присоединение Сибири имело огромное значение. С одной стороны, Россия получила территорию, богатую полезными ископаемыми, новых налогоплательщиков, а с другой стороны – закреплялся экстенсивный путь развития страны (за счет увеличения количества). В то же самое время западноевропейские страны, уже переходили на интенсивный путь развития (за счет улучшения качества).
Социальные движения. Ответом на усиление феодальной эксплуатации, рост налогообложения, закрепощение крестьян были восстания. Современники называли XVII в. «бунташным веком».
Тяжелое финансовое положение страны вынуждало правительство вводить дополнительные прямые и косвенные налоги. В 1648 г. в Москве разразился «Соляной бунт», спровоцированный дополнительной пошлиной на соль и произволом чиновников. В 1662 г. в Москве произошел «Медный бунт». Правительство вместо серебряных денег выпустило медные, которыми расплачивалось, но налоги продолжало собирать серебром. Это привело к инфляции. Восстание было подавлено, погибло несколько сотен человек.
Кульминацией народных волнений стало восстание казаков и крестьян в 1670-1671 гг. под руководством донского казака Степана Тимофеевича Разина, охватившее огромную территорию. Восстание было подавлено, а сам С.Т. Разин был казнен.
Примером перерастания религиозной борьбы в социальную явилось Соловецкое восстание (1668-1676). Старообрядцы отказались принять исправленные богослужебные книги и закрылись в монастыре. Старые толстые стены и запасы продовольствия растянули осаду на несколько лет. Лишь в результате предательства царские войска проникли внутрь, из 500 защитников крепости осталось 60.
Начало формирования абсолютизма во II половине XVII в. Начало правления М.Ф. Романова (1613-1645) стало расцветом сословно-представительной монархии. При молодом царе большую роль играли Боярская дума и Земские соборы. В конце правления М.Ф. Романова, когда основные последствия Смуты были преодолены, самодержавие укрепляется. Во второй половине XVII в. монархия эволюционирует в сторону абсолютизма, т.е. неограниченной власти правителя. Особенно это было характерно для правления второго Романова – Алексея Михайловича (1645-1676).
Начиная с 30-х гг. XVII в. численность Боярской думы за счет думных дворян и думных дьяков к концу XVII в. увеличивается с 35 до 94. В ее составе выделяется т.н. Ближняя дума, составленная из приближенных царю, с которыми тот начинает решать важнейшие вопросы. Соответственно, влияние бояр падает. В 1682 г. окончательно ликвидируется принцип местничества.
С ограничением полномочий Боярской думы усилилось значение приказов – их число выросло и дошло до 50. Приказная бюрократия становится опорой царской власти. Не желая полностью зависеть от Боярской думы и руководства приказов, Алексей Михайлович создал прообраз личной канцелярии – Приказ тайных дел (он стоял выше всех остальных, так как мог вмешиваться в дела всех государственных учреждений).
Исчезает нужда в Земских соборах. После Земского собора 1653 г., одобрившего воссоединение с Украиной, в течении тридцати лет не созывалось ни одного собора. Последний в русской истории Земский собор был созван в 1683 г.
Местное самоуправление, введенное реформами Избранной рады, постепенно заменяется более жестким управлением через воевод, назначаемых из центра, т.е. из Москвы.
После церковного раскола, вызванного реформой патриарха Никона в середине XVII в., были подорваны влияние и авторитет церкви.
Укрепление монархии отразилось в законодательстве. Соборное уложение 1648 г. рассматривало царскую власть как власть помазанника Божьего и впервые вводило понятие «государственное преступление». Таковым объявлялось любое деяние, направленное против царя и его семьи, или критика правительства. За государственное преступление полагалась смертная казнь.
Церковная реформа патриарха Никона. В 1652 г. патриархом становится Никон. В 1653 г. по его инициативе начинается церковная реформа, целью которой была унификация церковных книг и обрядов. Реформа давно назрела, поскольку к середине XVII в. накопилось очень много ошибок в церковных книгах, вызывавших разночтения.
Накануне реформы велся спор о том, что взять за образец для церковных книг и обрядов. Никон считал, что за образец нужно взять греческие церковные книги. Его противник Аввакум полагал, что нужно взять древнерусские книги.
Царь поддержал Никона, и реформа была проведена по греческим образцам. Выбор объяснялся стремлением объединить весь православный мир под своим главенством, а в большинстве православных стран использовалась греческая обрядность. Подстегнуло реформу вхождение в 1654 г. в состав России Украины.
Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором в 1654 г., были замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него, поклоны не до земли, а до пояса.
Часть прихожан (старообрядцы) не приняла новые изменения. Так в русской церкви возник раскол, оказавший глубокое влияние на дальнейшее развитие России. Идеологом старообрядчества явился Аввакум.
Одновременно Никон, бывший личным другом царя Алексея Михайловича, стал претендовать на государственную власть. Но он переоценил свои возможности. Церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона. Одновременно анафеме, т.е. проклятию, подверглись раскольники. В 1667 г. церковный собор принял решение о том, что церковь не имеет права вмешиваться в дела государства.
Культура России в XVII в. XVII век можно назвать началом нового периода в истории русской культуры. Главной тенденцией этого периода стало «обмирщение» – освобождение культуры от церковного влияния.
Новым явлением стало возникновение портретной живописи. Если раньше можно было изображать только религиозные сюжеты, то теперь стали рисовать светских лиц. Известны портреты («парсуны») царя Федора Ивановича, царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и др.
В иконописи тоже происходят изменения. У выдающегося иконописца XVII в. Симона Ушакова икона утрачивает религиозно-мистический характер, а небожители начинают походить на живых людей. Наиболее известные его работы – иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская».
Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 1620-х гг. Реконструируется Кремль, строятся шатровые церкви и соборы. Оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. В конце века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название «нарышкинского», или «московского барокко». Его отличительными чертами были многоярусность, многоцветное украшение зданий.
В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, грамматика М. Смотрицкого. В 1687 г. открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение. На рубеже XVI-XVII вв. появилась общая карта государства.
Появляется сатирический жанр: «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде» и др. Новым явлением для русской культуры стало открытие при дворе Алексея Михайловича первого в России театра.
Продолжал действовать «Домострой» – русский литературный памятник XVI в., представлявший собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и семейно-бытового поведения.