Переход от войны к миру и восстановление хозяйства на основе новой экономической политики.

В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекращении политики военного коммунизма с его жёстким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политике (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ленина, «всерьез и надолго») уступка обстоятельствам. Он включал замену продразверстки продналогом, легализацию частной торговли (при государственной монополии на внешнюю), частичное разгосударствление промышленности, предоставление большей самостоятельности предприятиям, отмену всеобщей трудовой повинности, введение в ходе денежной реформы 1922-1924 гг. конвертируемой валюты (червонец). Нэп оздоровил экономику страны. Исчезла угроза голода, стали развиваться мелкая и средняя торговля, сфера обслуживания, сельское хозяйство (нэп прежде всего был уступкой крестьянству). Однако государство и местные власти из идеологических соображений тормозили рост кулацких хозяйств, которые давали основную часть товарного хлеба. Это снижало доходы от экспорта. Рост промышленности был низким из-за малых инвестиций (результат малых прибылей от экспорта) и шел преимущественно за счет восстановления мощностей прежних лет. Росла безработица. Инвестиции из-за рубежа были незначительными, ибо большевики отказались вернуть долги царского правительства. Промышленных товаров не хватало, и крестьяне придерживали хлеб, т.к. на выручку от него нечего было купить. В 1928 г. власти стали изымать хлеб силой, обвиняя крестьян в саботаже. Государство трижды обрушивало курс червонца, чтобы ограбить предпринимателей. С началом индустриализации и коллективизации нэп был свёрнут.

36 Форсированная индустриализация. Решение об индустриализации было принято в 1925 г. на XIV съезде партии. Ее задача — сделать СССР независимой в промышленном отношении страной и позволить ему на равных противостоять западным капиталистическим державам. Средства для развития промышленности (прежде всего тяжелой) дала коллективизация, упростившая изъятие хлеба у крестьян. Многие из них бежали в города и готовы были работать за нищенскую плату. Активно использовался даровой труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в основном в США) шедевры искусства. Западных инвестиций почти не было из-за отказа СССР платить царские долги. В 1929-1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933-1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Важнейшие стройки — Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка), Днепровская ГЭС (Днепрогэс), Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал), Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога (ТуркСиб) и др. Планы были завышены, сроки чрезмерно сжаты,предприятия вводились в строй недоработанными, что приводило позже к длительным застоям. Качество продукции было низким. Большую роль играл энтузиазм масс, воодушевленных идеями социалистического строительства. В 1935 г. началось стахановское движение (его зачинатель — шахтёр А. Г. Стаханов) за перевыполнение планов. Правительство, требуя, чтобы все равнялись на стахановцев, вдвое подняло нормы выработки. Качество продукции снизилось. Тем не менее в ходе первых пятилеток была создана мощная индустрия, позволившая выдержать будущую войну. Однако делалось это часто вопреки рекомендациям экономистов, спешка привела к перенапряжению сил. Уровень жизни по сравнению с эпохой нэпа упал.

37 Сталинский «великий перелом» 1929 г. и его последствия

Первая пятилетка. Вмае 1929г. на VВсесоюзном съез­де Советов был утвержден первый пятилетний план эконо­мического и социального развития СССР. Уже в декабре 1929 г. Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку в четыре го­да». Были пересмотрены и существенно увеличены все пла­новые показатели.
Миллионы людей с огромным энтузиазмом почти бес­платно работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось соревнование под лозунгом «Отнимем год у пя­тилетки, выполним пятилетку в четыре года».Задания первой пятилетки выполнить не удалось, но был сделан значительный шаг вперед. Производство продукции тяжелой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностро­ения — в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнито­горский и Кузнецкий металлургические комбинаты, круп­ные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский и Горьковский ав­томобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге. В стране появились новые от­расли промышленности: авиационная, тракторная, электро­энергетическая, химическая и т. д. Успехи машиностроения превратили СССР из страны, ввозящей промышленное обо­рудование, в страну, производящую оборудование.
Второй пятилетний план.XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план раз­вития народного хозяйства на 1933—1937 гг. Он предусма­тривал снижение среднегодовых темпов прироста промыш­ленной продукции с 30 до 16,5%. Рост легкой промышленности должен был превысить развитие тяжелой.
Вторая пятилетка превратила страну в индустриальную, экономически независимую державу. Производство продук­ции всей промышленности к концу 1937 г. выросло по сравнению с 1932 г. в 2,2 раза, по сравнению с 1928 г. в 4,5 раза. Свыше 80%> всей промышленной продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия. За 10 лет ценой неимоверных усилий и лишений СССР обогнал по своей индустриальной мощи ведущие государст­ва Европы.
Итоги первых пятилеток.По абсо­лютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе место в мире после США. Среднегодовые темпы роста промышленного производства бы­ли самыми высокими в мире — от 10 до 17%.
Скачок в развитии тяжелой промышленности был куп­лен ценой отставания других отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора, жизненный уровень населения ос­тавался одним из самых низких в мире. Парадокс первых пятилеток заключался в непримиримом противоречии меж созидательным трудом людей, сознательно строивших социализм, и утверждавшимся сталинским самовластием. Ради светлого грядущего люди проявляли колоссальный трудовой интерес и были готовы вытерпеть деспотизм индустриального производства.

38 Внешняя политика СССР в предвоенные годы.Внешнюю политику СССР в 20-е гг. определяли два принципа. 1принцип - необходимость выхода из внешнеполитической изоляции, укрепления позиций страны на международной арене, налаживания торгово-экономических отношений с другими государствами. 2принцип- мировая коммунистическаяреволюция и требовал максимально активно поддерживать революционное движение в других странах.
В 1920г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией. С 1921г. началось заключение торгово-экономических соглашений (с Англией, Германий, Норвегией, Италией). Россия и Германия подписали Рапалльский договор о восстановлении дипломатических отношений и торговом сотрудничестве.
1924—1925гг. СССР был признан Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем. Наиболее интенсивно вплоть до 1933г. продолжали развиваться торгово-экономические и военно-технические отношения с Германией, а также с США.
Курс на мирное сосуществование соседствовал с попытками возжечь огонь мировой революции, дестабилизировать ситуацию в тех странах, с которыми устанавливались взаимовыгодные отношения. В 1923г. были выделены значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии. В 1921—1927гг. СССР участвовал в создании Коммунистической партии Китая, в развитии китайской революции.
В 1933г. международная обстановка изменилась. К власти в Германии пришли национал-социалисты во главе с А. Гитлером. До 1939 г. советская внешняя политика имела антигерманский характер и была направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе (принятие СССР в Лигу Наций в 1934г., заключение договора о взаимной помощи с Францией и Чехословакией в 1935 г., поддержка антифашистских сил в Испании в 1936—1939 гг.
23 августа 1939г. министры иностранных дел СССР и Германии подписали в Москве пакт о ненападении.
1 сентября 1939г. Гитлер напал на Польшу. Началась Вторая мировая война. Через две недели СССР ввел войска в Западную Украину и Белоруссию, в ноябре потребовал от Финляндии уступить территорию Карельского перешейка в обмен на другие территории и, получив отказ, начал военные действия (мирный договор с Финляндией был заключен в марте 1940г., СССР получил Карельский перешеек с Выборгом, но понес значительные потери). В 1940г. в состав СССР вошли Латвия, Эстония, Литва, Бессарабия.
В 1940 г. Гитлер отдал приказ о разработке плана вторжения в СССР («план Барбаросса»). До начала Великой Отечественной войны оставались считанные месяцы. СССР между тем продолжал неукоснительно соблюдать все договоренности с Германией, в том числе по поставкам стратегических материалов, вооружения и продовольствия.

39 Великая Отечественная война народов СССР против фашизма (1945 – 1945 гг.).

К лету 1940 г. фашистская Германия захватила поч-ти всю континентальнкю
Европу. Тогда же она начала подготовку к нападению на СССР. 18.12.40 Гитлер утвердил план "Барбаросса" - план молниеносной ( "блицкриг" ) войны противСССР. Советской разведке удалось выявить детали этого плана, установить точную дату нападения. Но Сталин и его ближайшее окружение игнорировали донесение разведки; необходимых мер по укреплению западных границ принято не было. 22.06.41 Г напала на СССР. Одновременно в войну против СССР вступили Италия и Румыния, несколько позже - Финляндия ( 26.06.41 ) и Венгрия (27.06.41). Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. чел. 190 дивизий.Войска вермахта вели наступление на 3-х стратегических направлениях: северо- западном, центральном и юго-западном. Несмотря на то, что на ряде участков фронта советские войска оказывали упорное сопротивление ( оборона Брестской крепости, первые воздушные тараны ), наступление немцев развивалось стремительно. Причины поражения КА: 1) военно-эк. потенциал Г, использовавшей рес-сы почти всей ЗЕ, значительно превышал военно-эк. потенциал СССР. 2) Гитлеровская армия была мобилизована, имела двухлетний опыт ведения современной войны. 3) крупные просчёты советского руководства в военной п-ке, устаревшие представления о способах ведения войны в начальный период 4) преступные просчеты Сталина и его окружения в анализе международного положения, определении сроков возможного на-чала войны, что привело к внезапности нападения противника. Кадровые перестановки.

40 Восстановление страны в послевоенный период (1946 – 1953 гг.). После войны сталинский режим достиг апогея. В годы война укрепилась национальная идея (прежде была идея мировой революции). В связи с усилившимся влиянием Запада началась борьба с «космополитизмом». В1949-1953 гг. произошёл новый виток арестов (дело Еврейского антифашистского комитета, «ленинградское дело», «дело врачей»). В 1952 г. на XIX съезде партии ВКП(б) была переименована в КПСС. Политбюро расширено и получило название Президиума ЦК. К1950 г. в основном было восстановлено на довоенном уровне народное хозяйство. Приоритетным являлся оборонный комплекс. Эксплуатация деревни достигла небывалых масштабов. В1946-1947 гг. имел место голод. В 1947 г. отменены карточки на продукты. В 1946-1947 гг. началась «холодная война» между СССР и США и их союзниками (фултонская речь Черчилля, доктрина Трумэна —сдерживание влияния СССР в мире). СССР насаждал коммунистические режимы в Восточной Европе. При этом социалистическая Югославия не признала главенства СССР, отношения между странами разорваны. В 1949 г. создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран. В 1949 г. был создан НАТО. В 1949 г. западная зона оккупации Германии стала именоваться ФРГ, а советская — ГДР. В 1949 г. у СССР появилось ядерное оружие. В 1950-1953 гг. СССР и Китай поддержали Северную Корею в борьбе с Южной, которую поддерживали США и их союзники. Тема войны нашла отражение в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, «Звезде» Э. Казакевича, «Молодой гвардии» А. Фадеева и др. Главное достижение науки — разработки в атомной физике. В 1948 г. подверглась разгрому генетика, объявленная лженаукой. В загоне оказалась кибернетика, что позже сказалось на уровне вычислительной техники.

41 Страна в 50-е годы – первой половине 60-х гг. Внутренняя политика. После смерти Сталина в 1953 г. началась борьба за власть. Был расстрелян Берия — глава карательных органов, которого давно боялись и ненавидели. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство— Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. — Н. А Булганин. На XX съезде КПСС доклад Хрущёва о культе личности Сталина. Началась реабилитация жертв сталинизма. В 1957 г. Молотов, Каганович, Маленков и др. пытались сместить Хрущёва с его поста, но он на июльском пленуме ЦК КПСС изгнал их из Политбюро, а позднее и из партии. В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в. Хрущёв вызывал недовольство верхушки, поскольку часто принимал решения без учёта ее мнений и интересов. В октябре 1964г. он был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР. Экономика. В 1953г. снизили налоги с крестьян и временно увеличили вложения в легкую промышленность. Крестьянам разрешили свободно покидать деревню, и они хлынули в города. В 1954 г. началось освоение целины в Казахстане, однако оно проводилось безграмотно и лишь привело к истощению почв, а не разрешению продовольственной проблемы. Активно, часто без учёта климатических условий внедрялась кукуруза. В 1957 г. отраслевые министерства заменены территориальными единицами — совнархозами. Но это дало лишь недолгий эффект. Велось строительство миллионов квартир, увеличился выпуск товаров народного потребления. С 1964г. крестьянам стали платить пенсии. Внешняя политика. В 1955 г. создана организация Варшавского договора (ОВД). Началась разрядка в отношениях с Западом. В 1955 г. СССР и США вывели из Австрии свои войска и она стала нейтральной. В 1956г. советские войска подавили в Венгрии антикоммунистический мятеж. В 1961 г. закрыт доступ в Западный Берлин из Восточного (берлинский кризис). В 1962 г. произошёл Карибский кризис из-за размещения Советским Союзом ракет на Кубе. Во избежание ядерной войны СССР убрал ракеты с Кубы, США— из Турции. В 1963 г. был подписан договор о запрете ядерных испытаний на земле, в небе и воде. Ухудшились отношения с Китаем и Албанией, обвинившими СССР в ревизионизме, отходе от социализма. В культуре началась «оттепель», произошло частичное раскрепощение личности (проза Д. А. Гранина, В. В. Дудинцева, А. И. Солженицына). Главные достижения науки: в области физики — изобретение лазера, синхрофазотрона, запуск баллистической ракеты и спутника Земли, полет Ю. А. Гагарина в космос (1961).

42 СССР во второй половине 60-х – нач. 80-х гг. Брежневщина.

Период правления Брежнева(64-82г) один из самых сложных и противоречивых в истории СССР. Его называют период застоя. С одной стороны это время, когда СССР достиг крупных успехов в разных областях, с другой нарастали негативные тенденции в сферах социально-экономического и духовного развития. Отставка Хрущева на октябрьском пленуме ЦК КПСС(64г) и приход к власти Брежнева вызваны рядом объективных и субъективных причин. Союзу нужны кардинальные изменения во всех сферах жизни общества. Страна не могла резко сменить социално-экономичское и политическое развитие. Номенклатуру среднего звена не устраивала непредсказуемость лидера партии. Постоянные реформы в области управления не позволяли партийной бюрократии чувствовать себя спокойно. Брежнев отказался от Хрущевских реформ. Он стал первым секретарем, а с 66г генеральным секретарем. В высшем партийном руководстве произошли кадровые изменения. На ведущих государственных постах оказались сторонники свертывания реформаторского курса: Н. А. Подгорный, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов, К.У. Черненко, А.Я. Пельше. Брежнев пришел к власти без своей программы развития страны. В его действиях не было открытого поворота к сталинизму, но и не было продолжения либерального курса. Проявление застоя в полит сфере стала геронтократия(власть старцев) в высших эшелонах власти. Средний возраст членов полит бюро составлял 72года. Высшие партийные руководители пребывали на постах до смерти. Брежнев не отказывался от коммунизма. Программа строительства коммунизма принятая на XXII съезде партиив61г рассчитываемая на 20лет была утопическим популистским документом. К концу 70х ясно что она не реализуется, и принялись искать новое теоретическое обоснование правельности курса. Так появилась концепция развитого социолизма, изложеная в 67г в докладе Брежнева. В 71гXXIV съезд КППС закрепил вывод что возникла новая историческая общность – советский народ. В конституции 77г. Констатировалось построение в Союзе общенародного гос-ва. Брежнев не обладал лидерскими качествами, хотя был удостоин высших постов, наград, званий, реально руководило его окружение. Это вело к моральному разгожению общества, взяточничеству, хищению, спекуляции.
Другая черта этой эпохи это десидентство. Оно распростронялось среди интелегенции крупных городов. Десиденты это люди выступающие против существующей полит системы. За период с 67 по 71год было выявлено 3906 групп антисоветских элементов. Исходя из целей десидентского движения выделяли направления: правозашитное(Сахаров, Ковалев, Марченко), движение отказников(Щаранский), неославянофильское( Солженицин). Идеологический диктат лишал творческую интелегенцию проявлению самостоятельности. Произведения многих поэтов, художников не вышли в свет. Часть покинули страну, часть создавали произведения нелегально.

43 Советское общество в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).

Начало новому курсу было положено на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г., на котором говорилось о необходимости качественного преобразования общественной жизни. Перемены в общественно-политической жизни страны начались с политики гласности. Весь предыдущий период существования СССР был связан с жесточайшей цензурой, запретом широкого общественного обсуждения множества тем. Политика гласности означала введение на практике свободы слова и печати. Это привело к созданию новых печатных органов. В целом, отмечался широкий всплеск социальной активности граждан. Повсеместно создавались общественные организации в поддержку перестройки, появилось движение «неформалов» как предтеча будущей многопартийности. Изначально эти общества обсуждали самые различные проблемы - пути развития СССР, белые пятна в истории страны, новые музыкальные и культурные течения, произведения ранее запрещённых поэтов и писателей. Изменения коснулись и религиозных вопросов. Произошло постепенное сближение взаимоотношений церкви и государства. В 88 г прошли широкие торжества по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси. Горбачёв наладил личные взаимоотношения с патриархом Русской православной церкви Пименом, а также представителями других религиозных течений, действовавших в Советском Союзе. Началась реставрация многих заброшенных храмов и строительство новых, увеличился тираж религиозной литературы, были открыты новые духовные учебные заведения. К сожалению, к 90-м гг. истинная религиозность и вера во многих случаях уступила место религиозной моде. Курс на либерализацию отношений церкви и государства был подтверждён законом «О свободе совести». В июне 88 г. прошла последняя в истории СССР XIX партийная конференция, утвердившая курс на создание правого государства. Была провозглашена политическая реформа, которая сводилась к разделению обязанностей партийных и советских органов. Однако реализация решений конференции на практике откладывалась до времени утверждения новых политических структур советского общества. Учреждался новый орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР. Аналогичные государственные структуры создавались во всех союзных республиках. Введена должность президента . в марте 90г на съезде народных депутатов избрали Горбачева. К этому времени повсюду уже действовали многочисленные политические организации: Крестьянская и Аграрная партии, Народная партия России, Демократическая партия России. Некоторые партии склонялись к необходимости введения рыночной экономики, другие говорили о смешанной экономической системе в СССР. Дискусии о дальнейшем экономическом развитии привели к расколу в рядах КПСС. Люди сжигали партийные билеты не платили взносы. В итоге партия потеряла более половинысвоих членов. КПСС раскололась на несколько ветвей: КПРФ, росиийская партия коммунистов (РПК), российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). Раскол привел к тому что наметилось противостояние 2х сил – коммунистического и либерального лагеря. К тому же наметился раскол и среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачёва. Найти единственно правильное решение, примирив крайние точки зрения, и выработать общий курс движения вперед Горбачёву в тот момент не удалось. Политическая система СССР в период 88-91 гг. претерпела серьёзные изменения. Началась эпоха многопартийности, попыток создания правового государства и гражданского общества. Реформируя политическую систему, СССР стремился в сжатые сроки реализовать задачи создания демократии по западному образцу. На первых порах общество активным образом участвовало в этом процессе, шла массовая политизация всех слоёв населения. Дебаты в ходе работы Съездов народных депутатов транслировались по телевидению и радио, вся страна ждала скорейших перемен к лучшему.

44. Начало рыночных реформ и политическая борьба в постсоветской России (1992-1993 гг.)

Главной особенностью социально-экономического развития России в 1990-е гг. была экономическая реформа. Ее суть: переход от плановой экономики к рыночной. Основные задачи реформы: либерализация цен, введение свободной торговли, приватизация гос. собственности.

Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ.Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ.В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

Либерализация цен —освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены итарифы был начат с января 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь нанекоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация ценвызвала резкий скачок инфляции.Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности.Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли ПО тыс. промышленных предприятий. Ваучерная приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики.

Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.

Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. Предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных комбайнов — соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991—1992 гг.

Кризис власти.Резиденцией президента страны стал Московский Кремль. 21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию.С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений междупрезидентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — сдругой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало остроепротивостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной.Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционногопроекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентскиенастроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путьпрежнего политического развития и за восстановление СССР. Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной частинаселения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночнойэкономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. Вдекабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т.Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин.В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум одоверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн.человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую имсоциально-экономическую политику. За досрочные выборыдепутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победупрезидентских сил, углубили политический кризис.Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом иего советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии,стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н.Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ иСъезда народных депутатов. Частьдепутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его отвласти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, до того момента занимавшийпост вице-президента РФ.В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве былиорганизованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2—3 октября). Былапредпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра.Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятковтысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. Входе событий несколько сотен его участников погибли либо получили ранения.С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системыСоветов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительныхорганов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельностьСоветов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации ивыборных дум.

Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главойгосударства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

45. Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г.Подписанное в ноябре 1996 г. Между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.

Политические партии в Государственной Думе. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России.Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. Наиболее многочисленной среди фракций гос.думы была «Выбор России», возглавляемая Е. Т. Гайдаром. Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов— законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах. Выборы в Государственную Думу 1995 г. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ — Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России Мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны. Сформировавшееся накануне выборов всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в созданииблагоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% — «Наш дом — Россия», 11% — ЛДПР, 10% — блок Г. А. Явлинского («Яблоко»), 17% — независимые и 14% — другие избирательные объединения. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственная политика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с НАТО. Позицию парламентариев поддерживали некоторые слои российского населения. Оппозиционные правительству силы попытались выступить единым фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост президента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил 40,7% голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств. Отсутствовала юридическая зашита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали половину федерального бюджета. Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы. Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население — к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн., сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. С апреля 1998 г. по март 2000 г. На должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации — республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее — причинами второй чеченской войны (август 1999 г.). В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В выборах приняли участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом — Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество — вся Россия» (лидеры — Е. М. Примаков.Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) и проправительственное объединение «Единство», которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по чрезвычайным ситуациям С.Шойгу.В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали «Единство» и КПРФ.31 декабря 1999 г.о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства.На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. Последний период пребывания Б. Н. Ельцины у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ. Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами — членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран. К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина. На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран — членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними. В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом зашиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия.В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.руководства страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

46. Россия в начале XXI в.: проблемы и противоречия в развитии российского общества.

Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (2010 год), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности и культуры.На заключительном этапе президентства Ельцина обострились политическая и экономическая обстановка.31 декабря 1999 г. о своем досрочном (срок президентских полномочий в России составлял 4 года) уходе в отставку объявил Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах в марте 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ (на первый срок). Разработанная Правительством стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. предусматривает инновационное развитие экономики и ее социальную направленность. Прогнозируемый результат внедрения новой стратегии выражается в выходе России в число стран-лидеров мировой экономики, повышении производительности труда в 4 раза, превращении в средний класс 70% населения, увеличении средней продолжительности жизни до 75 лет за счет сокращения смертности в 1,5 раза.Стратегия перехода России к рыночной экономике строилась на основе либерализации экономики и саморегулирования рынка:переход России от энергосырьевого к инновационному пути развития;инвестиции в человеческий капитал;модернизация экономики с использованием высоких технологий, достижений фундаментальной и прикладной науки;реорганизация социальной сферы, обеспечивающая выведение на уровень мировых стандартов здравоохранения, науки, образования, культуры, социальной инфраструктуры.Социальная направленность стратегии развития предусматривает увеличение доли финансирования образования до 7% от ВВП, здравоохранения - до 6%, науки - до 3%.Аналитические расчеты показывают, что к 2020 г. по отношению к 2007 г. превышение прироста основных показателей при инновационном и энергосырьевом пути развития будет составлять: по ВВП 21%, по реальным доходам населения 33%по сокращению энергоемкости 7%, по производительности труда 19%, по инвестициям 59%.Из сравнения видно, что инновационный путь развития более перспективен, но он требует больше инвестиций. Часть экономистов считает, что методология этого сравнения и концепции стратегии имеет существенные ошибки:не учтены возможности базовых макротехнологий;в концепцию заложен опережающий рост импорта по сравнению с экспортом на 40%;не учтено повышение конкурентоспособности российских предприятий при инновационном пути развития;вызывает сомнение достоверность методологии расчета сравнительных показателей путей развития;концепция правительства содержит четкие задачи инновационного развития, но в ней отсутствуют четкие пути решения этих задач.На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со своими историческими и религиозными традициями. На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам. Ситуация зачастую характеризовалась разрывом между консервативным социальным устройством и передовыми достижениями в области культуры.Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились официозная, диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостояния, андерграунд советского общества. Культура России стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и приносить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. В этой ситуации российский рынок заняла продукция западной индустрии развлечений. В кинотеатрах, на телеэкранах, на прилавках книжных магазинов в огромном количестве появились ее образцы. Стандарты американской и в меньшей степени европейской массовой культуры очень быстро стали определяющими. Интерес к достижениям отечественной культуры заметно спал.В условиях обострившихся экономических проблем государство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчиняться остаточному принципу. Новые социальные условия заставили менять культурную инфраструктуру, т. е. все то, что обеспечивает нормальное функционирование культуры. В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирования, закрылась масса культурных учреждений, были свернуты многие исследовательские проекты фундаментальной науки. Каналы, по которым культурная продукция приходила к потребителю, в большинстве своем разрушились.Сейчас Россия участвует в решении проблем состояния международной торговли, разоружения, охраны окружающей среды, продовольствия, освоения космоса, международной задолженности.Россия имеет мощные запасы угля, железной руды, газа, нефти (второе место в мире после Саудовской Аравии), цветных и драгоценных металлов, алмазов, сырья для производства минеральных удобрений и других полезных ископаемых. Наша страна обладает мощным научно-техническим потенциалом, который находится на втором месте после природных ресурсов. По количеству ведущих НИОКР Россия занимает второе место в мире.Россия обладает при этом и квалифицированными трудовыми ресурсами, имеет развитый промышленный потенциал, представленный всеми отраслями промышленности.С таким огромным производством, ресурсным, научно-трудовым потенциалом Россия способна участвовать в решении многих глобальных проблем. Прежде всего это касается развития международной торговли, где Россия может внести определенный вклад. Для этого необходимо устранить монополизм ряда западных стран на товарных и финансовых рынках и создать систему объективной и конкурентной среды с разными возможностями для торговли.Включение России в состав Всемирной торговой организации не сняло все проблемы во внешней торговле. Возникли конфликты с рядом государств, пытающихся сохранить приоритетность на мировых рынках, оставив системы запретов для товаров из Росии. США уже длительное время отказывают России в праве на поставки стали и сплавов на свою рынок по единм для всех стан правилам. Эти обстоятельства мешают дальнейшей подлинной либерализации международной торговли.С точки зрения социально-экономической и политической, у чисто рыночного капитализма, отвергающего регулирующую роль государства, игнорирующего социокультурные доминанты, исторические традиции, особенности страны, в России нет перспективы. Он вновь себя и экономически, и морально дискредитировал.Россия принадлежит к другой цивилизации, она не нуждается в американских и европейских моделях. Реальностью и идеалом ее народа всегда были коллективистские ценности: социальная справедливость, социальное равенство, независимость, свобода, объединенный труд, единение и в бедах, и в победах. Культ конкуренции порождает «войну всех против всех».Ключевая задача России, российского государства — национальная.Россия развивалась как полиэтническая общность и тем отторгала модель национального государства. И сегодня она не национальное, а государственное образование. Россия — не нация, а объединение многих наций и народов в едином государстве.Ее самый большой враг сегодня — национализм. Он всячески мешает утверждению внутреннего мира и свободы. Очевидно, оптимальной для России является федеративная форма государственного устройства с территориальной и национально-культурной автономией. Бесспорно, централизованное государство в некотором отношении работает более эффективно, нежели федеративное. Однако его связи с гражданами, особенно в обществе, где существует гетерогенная структура населения, несомненно, более слабые. В государстве, организованном на принципе федерализма, индивид скорее ощущает себя членом сообщества, поскольку он может активно участвовать в политической и культурной жизни своей общины.Россия сейчас в хозяйственном и политическом упадке. На сцену политической жизни вышло много наглых, бессовестных и бездарных людей. В том числе и на уровне правительства. Угроза нависла над культурой и общественной моралью. Однако дело не только и не столько в правительстве и в политиках. Простая критика и брань по адресу правительства бесполезны, более того, они даже зло, поскольку порождают массовую безответственность. Все россияне несут ответственность за своих политиков и правительство. Этого правительства не было бы, если бы весь народ категорически не хотел его. В сентенции каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает, момент истины, бесспорно, есть.Путь к изменению политического курса коренится в изменении политического мышления и поведения граждан. На этой основе легальными и законными средствами, без насилия и крови, путем массовых акций протеста, политических забастовок, других непосредственных акций народа можно добиться осуществления важных преобразований в государстве.Большое зло в России — психология верноподданичества. Верноподданные любят власть, обожествляют ее, убеждены, что в стране нет традиций, нет условий для демократии; они мирятся с произволом властей, пока это их не касается или не касается слишком сильно; в конце концов и они сами и весь народ оказываются в оковах авторитаризма и тоталитаризма.Россия была и будет великой. Ее величие — в традициях, нравах, идеях, языке, идеалах российского народа. Ее культура, ее дух смоют все наносное, она восстанет, вновь возродится. Осуществит свою идею.

Наши рекомендации