МОСКОВСКАЯ РУСЬ – ВТОРАЯ ФОРМА ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (XIII-XV ВВ.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.

ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.

Цели и задачи семинарского занятия:

Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Выполнить форму входного контроля в виде тестовых заданий.

Плансеминарского занятия:

1. Предмет и задачи дисциплины «Отечественная история».

2. Периодизация Всемирной и Российской истории.

3. Входящий тест по дисциплине.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории

Семинар 2.

ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Цели и задачи семинарского занятия:

Изучить проблемы этногенеза восточных славян. Дать определение понятию «геополитический фактор». Рассмотреть различные теории происхождения древнерусского государства. Охарактеризовать основные этапы становления, расцвета и распада первой формы древнерусского государства - Киевской Руси. Рассмотреть историческое значение принятия христианства как государственной религии. Дать оценку трансформации духовного мира славян через Православие и сохранившиеся языческие обычаи, понять, в чем суть Византийского наследия для Руси. Дать оценку места Киевской Руси в истории Европы. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

Плансеминарского занятия:

1. Теории происхождения Российской государственности.

2. От Киевского княжества до образования Киевской Руси. Правление первых русских князей.

3. Роль религии и религиозных представлений. Принятие христианства на Руси. Формирование православия в России.

Темы докладов и сообщений:

1. Теории происхождения древнерусского государства.

2. Культура Киевской Руси.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005

4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,2003

5. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн.1

7. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

8. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

9. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

10. Ключевский В.О. Курс русской истории. Кн.1.(любые издания). К вопросу о геополитическом факторе- лекции 2-4.

11. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. - М.,2006

13. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

14. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005

15. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству – М.: АСТ: Астрель, 2006

16. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.: Наука, 2007

17. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

18. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

19. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 2007

20. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.

21. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии. - М.,2000

22. paganism.msk.ru - "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии. Разделы: Боги; Духи; Обряды; Месяцеслов; Приметы; Заговоры; Гадания; Травник; Имена. Библиотека (16 книг - открываются на месте).

23. slavyans.narod.ru - "Славянская слобода" Разделы: Пантеон славянских богов; Духи и существа; Волхвы, ведьмы; Герои сказаний и былин; Древние ритуалы и обряды; Языческие народные праздники, игрища; Одежда; Травник и др. Красивые иллюстрации.

24. avorhist.narod.ru - Сайт "Русь Древняя и Удельная". "Публикации" - очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до конца XVII века. Раздел "Источники" - Библия, Геродот, Лев Диакон, Жития святых и др. Раздел "Справочные материалы" - Словарь-указатель имен и понятий, Краткий словарь агиографических терминов, Жития, Биобиблиографический словарь.

25.tel-inform.ru - Древние славянские мифы и легенды.

26. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm-этом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др.

27. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm

28. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу «Геополитические факторы и их влияние на историческое развитие России»:

№ п/п Геополитический фактор Влияние на историческое развитие России
1. Климат  
2. Территория  
3. Природные условия  
4.  

2. Заполните таблицу «Первые русские князья»:

№ п/п Правители (имена и годы правления) Внутренняя политика Внешняя политика
1. Рюрик (…- 879) - Создание древнерусского государства -…     …
2. Олег (….-…..)    
3. Игорь (….-…..)    
4. Ольга (….-…..)    
5. Святослав (….-…..)    
6. Владимир (….-…..)    
7. Ярослав Мудрый (….-…..)    
8. Владимир Мономах (….-…..)    

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Первая известная древнерусская летопись называется:

а: «Слово о полку Игореве»

б: «Повести временных лет»

в: «Поучение детям»

г: «Слово о законе и благодати»

2.Теория, созданная в XVIII в. немецкими учеными в России, согласно которой создателями Древнерусского государства были варяги:

а: теория камерализма

б: норманская теория

в: сарматская теория

г: теория Дарвина

3.Основоположниками норманнской теории считаются:

а: В.И. Ленин, Г.В. Плеханов

б: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв

в: О. Шпенглер, А. Тойнби

г: И. Байер, Г. Миллер

4. Князь, объединивший под своей властью Новгородское и Киевское княжества:

а: Рюрик

б: Олег

в: Владимир

г: Игорь

5. Образование Древнерусского государства относится к:

а: II в.

б: XIII в.

в: V в

г: IX в.

6.Князь Игорь был убит во время:

а: похода на Византию

б: посольства к хазарам

в: сбора дани с древлян

г: подавления восстания в Киеве

7. Древний торговый путь из Балтийского моря в Черное море -

а: Великий Волжский путь

б: Путь «из варяг в греки»

в: Путь «из варяг в арабы»

г: Ладожско-Киевский путь

8. Последовательность исторических событий в Древней Руси:

а: крещение Руси

б: завоевание Олегом Киева

в: призвание Рюрика в Новгород

г: начало политической раздробленности

9. Первый князь (княгиня), лично принявший (принявшая) христианство:

а: Игорь

б: Олег

в: Ольга

г: Владимир

10. Пытаясь реформировать язычество, Владимир создал единый языческий пантеон во главе с:

а: Перуном

б: Велесом

в: Сварогом

г: Макошью

11.Христианство на Руси было принято при князе:

а: Ярославе Мудром

б: Олеге Вещем

в: ВладимиреI

г: Святославе

12. Христианство в качестве государственной религии было принято в

а: 938 г.

б: 882 г.

в: 1088 г.

г: 988 г.

13.Полюдьем в Древней Руси называли:

а: сбор дани с подвластной князю территории

б: зависимость крестьянина от землевладельца

в: передачу части имущества в пользу церкви

г: разбирательство межплеменных споров и тяжб

14. «Русская правда» древнерусского государства – это:

а: былина

б: икона

в: летописный свод

г: свод древнерусского права

15. Крупнейшим политическим центром Древнерусского государства XI-XII вв. был:

а: Киев

б: Муром

в: Чернигов

г: Перемышль

Семинар 3.

Семинар 4.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть альтернативы выхода России из Смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Проанализировать деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России. Показать процесс трансформации государственного устройства – от Московского царства к Российской империи. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

Раскрыть причины дворцовых переворотов. Оценить внутреннюю и внешнюю политику российских монархов эпохи дворцовых переворотов. Дать оценку роли Екатерины II в истории России. Раскрыть суть понятия «просвещенный абсолютизм в России». Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

Плансеминарского занятия:

1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы.

2. Реформы Петра I. Результаты, ход, методы и цена петровских преобразований.

3. Причины дворцовых переворотов. Основные направления политики российских монархов в 1725 – 1762 гг.

4. Екатерина Великая.

Темы докладов и сообщений:

1. Культура и быт петровской эпохи – европеизация страны.

2. Екатерина Великая (политический портрет).

3. Русские врачи XVIII в. и первые школы лекарей.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в. - М., 1991, кн. 1.

5. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

6. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

7. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

8. Ключевский В.О. – в любых изданиях

9. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

10. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1993

11. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

12. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

13. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990

14. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

15. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007

16. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005

17. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

18. http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm-Полные лекции по истории: Ключевский В.О., Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Г.В. Вернадский, Н.И. Костомаров и другие авторы; учебники по истории.

19. http://www.tverlib.ru/peter - "...сё есть Петр, отечества Отец..." сайт рассказывает о жизни и деятельности Петра Великого (хронология, сподвижники, реформы, библиография). ekaterina2.bnd.ru сайт "Екатерина II Великая" История России екатерининской эпохи. Биография, Хронология, Сочинения Екатерины II, Портретная галерея, Персоны XVIII века, Статьи по истории, Небольшая библиотека художественной литературы и др.

20. http://historydoc.edu.ru-Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы

Задание для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте вклад в развитие государства ближайших сподвижников Петра I:Ф.М. и П.М. Апраксины, Б.П. Шереметьев, А.М. и Г.И.Головины, А.Д. Меньшиков, Ф. Прокопович.

2. Прочтите представленные ниже тексты № 1 – № 7 и письменно ответьте на следующие вопросы:

1-й. Какие варианты оценочных позиций (современники, потомки) представлены в текстах?

2-й. Кто, на ваш взгляд, предложил самую резкую критику. Реконструируйте основания для данной оценки.

3-й. Реконструируйте позитивную позицию по текстам.

4-й. Сравните полученные характеристики. Как вы можете объяснить противоречивость оценок? Какие контексты (личность, политик) для оценки Петра I используют авторы?

5-й. Какие деяния авторы ставят в заслуги и ошибки Петру? Согласны ли вы с данными суждениями, как бы вы ответили на этот вопрос?

6-й. Как вы думаете, почему личность и реформы Петра I вызывают столько споров, будь-то у современников или потомков? Почему вопрос о цене петровских преобразований остается открытым до сих пор?

7-й. Предложите и аргументируйте свою оценочную позицию. Как бы вы ответили на вопрос: Петр «чудо» или «чудовище»?

Текст №1

М.В. Ломоносов(1711 – 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк.

Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр. Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю.

Текст №2

В.О. Ключевский(1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор.

Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.

В заключение попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, слабость гражданского чувства, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя, – столь разнородные черты трудно укладываются в цельный образ. Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная.

Текст №3

Н.М.Карамзин(1766 – 1826) – русский писатель, историк.

Текст №4

С.М. Соловьев(1820 – 1879) – русский историк. История России с древнейших времен.

Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, бедный, слабый, не принимавший участия в общей европейской жизни; неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным, но без завоевательных стремлений, успокоившимся, как только приобретено было необходимое для его внутренней жизни. Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения вистория цивилизации. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя. Силы развиваются упражнением, и мы не знаем ни одного исторического деятеля, сфера деятельности которого была бы так обширна. Родившись с умом необыкновенно возбужденным, чутким ко всему, Петр изощрил эту чуткость до высшей степени, с малолетства прислушиваясь и приглядываясь сам ко всему, не направляемый, не ограничиваемый никем, а возбуждаемый обществом, уже стоявшим на повороте, колебавшимся между двумя направлениями, волнуемым уже вопросами о старом и новом. У Петра была старинная русская богатырская природа, он любил широту и простор: отсюда объясняется, что кроме сознательного влечения к морю он имел еще и бессознательное; богатыри старой Руси стремились в широкую степь, богатырь новой стремился в широкое море Богатырским силам соответствовали страсти, не умеренные правильным, искусным воспитанием. Мы знаем, как мог разнуздываться сильный человек в древнем русском обществе, не выработавшем должных границ каждой силе; могло ли такое общество сдерживать страсти человека, стоявшего на самом верху? Но одна наблюдательная женщина-современница отозвалась совершенно справедливо о Петре, что это был очень хороший и вместе очень дурной человек.

Текст №5

Григорий Талицкий,московский книгописец, 1690-е гг.

Пришла кончина света и антихрист настал. Об этом говорит евангелие и библейские книги. В апокалипсисе Иоанна Богослова, в главе 17 написано: антихрист будет восьмой царь. А по нашему счету – третье сложение Римской монархии царей Греко-российских, восьмой царь – Петр Алексеевич. Он-то и есть антихрист. Да и лета сошлись. Царствующий град Москва – Вавилон, жители его вавилоняне, слуги антихристовы. И какой Петр царь. От такого царь нужно отступать, не надо его ни слушать, ни платить ему податей.

Текст №6

Иван Никитин,белгородский священник, 1705 г.

Такие се подати стали, уму непостижимы, а ныне-де и до нашего брата священника дошло. Никак же в нашем царстве государя нет, а ныне-де у нас не государь царствует – антихрист.

Текст №7

Д. С. Мережковский(1866 – 1941), русский писатель

Петр – язычник в облике христианина, «русский леший».

Он (Петр) конечно, верит в бога, как сам говорит, «уповает на крепкого в бранях Господа». Но иногда кажется, что Бог его – вовсе не христианский Бог, а древний языческий Марс или сам рок – Немезида. Если был когда-нибудь человек, менее всего похожий на христианина, то это Петр. Какое ему дело до Христа? Настоящий дикарь-каннибал. В просвещенном европейце – русский леший. Иногда эти шутки ужасны, особенно во время святочных попоек, так называемогославления. Таскаю людей на канате из проруби в прорубь. Спаивают до смерти. Так, играя с людьми, существо иной породы, фавн или кентавр, калечит их и убивает нечаянно.

3. Заполните таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»:

№ пп Инициаторы переворота Кто приходит к власти. Годы правления. Внутренняя политика Внешняя политика
         
         
       

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. В 1613 г. на российский престол был избран:

а: Алексей Михайлович Романов

б: Федор Никитич Романов

в: Михаил Федорович Романов

г: патриарх Филарет

2. Восстание под предводительством Степана Разина произошло:

а: 1667 – 1671гг

б: 1606 – 1607гг

в: 1773 – 177

г: 1648 – 1652

3. Сутью церковной реформы Никона являлось:

а: исправление и унификация богословных книг и обрядов по старорусскому образцу

б: отказ от некоторых основ православного вероучения

в: исправление и унификация богословных книг и обрядов по греческому образцу

г: запрет на приобретение церковью и монастырями какого-либо имущества

4. Первое высшее учебное заведение в России, появившееся в 1687 г.:

а: Славяно-греко-латинская академия

б: Московский университет

в: Морская академия

г: Академия художеств

5. Последовательность закрепощения крестьян:

а: установление «Юрьева дня»

б: введение «Заповедных лет»

в: введение «Урочных лет»

г: издание Соборного Уложения

6. При Петре I Россия присоединила к себе:

а: побережье Балтийского моря

б: Сибирь

в: Украину

г: часть территории Польши

7. Россия была провозглашена империей при царе (царице):

а: Иване Грозном

б: ПетреI

в: Екатерине Великой

г: ПавлеI

8. Составная часть политики меркантилизма, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции:

а: абсолютизм

б: протекционизм

в: либерализм

г: консерватизм

9. Сенат при Петре I создавался как:

а: высший судебный орган

б: высший орган управления церковью

в: совет руководителей, возглавлявших коллегии

г: высший орган управления страной на время отсутствия царя в столице

10. Законодательный акт, принятый в царствование Петра I:

а: «Табель о рангах»

б: «Манифест о вольности дворянства»

в: «Жалованная грамота городам»

г: «Соборное уложение»

11. «Приписными» назывались:

а: свободные крестьяне, работавшие на мануфактурах

б:крепостные крестьяне, работавшие на мануфактурах

в: крестьяне, принадлежавшие императорской семье

г: крестьяне, несшие рекрутскую повинность

12. В рамках военной реформы Петр I:

а: ввел всеобщую воинскую повинность

б: ввел рекрутскую повинность

в: реформировал стрелецкое войско

г: ввел созыв дворянского ополчения

13. Противником России в Северной войне была:

а: Англия

б: Османская империя

в:Швеция

г: Саксония

14. Полтавская битва произошла в:

а: 1380 г.

б: 1700 г.

в:1709 г.

г: 1721 г.

15. В 1719 г. в Петербурге был открыт для свободного посещения первый музей в России:

а: Эрмитаж

б: Кунсткамера

в: Русский музей

г: Военно-морской музей

1. Какое из приведенных понятий связано с эпохой дворцовых переворотов:

а: хованщина

б: опричнина

в: смута

г: бироновщина

2. Новый орган управления созданный при Екатерине I:

а: Верховный Тайный Совет

б: Кабинет Министров

в: Государственный Совет

г: Сенат

3. Пригласив Анну Иоанновну царствовать в России «верховники» предложили ей подписать документ, ограничивающий права императора и называвшийся:

а: конституция

б: указ об ограничении императорской власти

в: условия

г: кондиции

4. Россия получила выход к Черному морю в результате:

а: Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

б: Крымской войны

в: Семилетней войны

г: русско-турецких войн второй половины XVIII в.

5. Внешнеполитическое событие, относящееся к царствованию Екатерины II:

а: участие России в разделах Польши

б: война со Швецией

в: средиземноморские походы эскадры Ушакова

г: война с Австро-Венгрией

6. Одной из причин пугачевского бунта было:

а: поражение России в русско-турецких войнах

б: право иностранным купцам беспошлинно торговать на Волге

в: введение рекрутской повинности

г: ликвидация вольностей и свобод казачества

7. Пугачевское восстание происходило в:

а: 1767 – 1771 гг.

б: 1773 – 1775 гг.

в: 1780 – 1785 гг.

г: 1770 – 1775 гг.

8. Предводитель крестьянской войны Емельян Пугачев провозгласил себя:

а: чудом спасшимся царевичем Дмитрием

б: бежавшим из заключения Иваном VI

в: мужем Екатерины Петром III

г: новым правителем России Емельяном I

9. Обязательная служба дворян государству была упразднена при:

а: Екатерине II

б: Павле I

в: Петре III

г: Анне Иоанновне

10. Последовательность правления монархов в 1725 – 1762 гг.:

а: Екатерина I

б: Петр II

в: Анна Иоанновна

г: Елизавета Петровна

11. Крупный государственный деятель, создатель Черноморского флота и основатель Севастополя, фаворит Екатерины II:

а: Александр Меньшиков

б: Григорий Потемкин

в: Эрнест Бирон

г: Александр Радищев

12. К внутренней политике Павла I относится:

а: восстановление элементов самоуправления в губерниях и городах

б: принятие закона о престолонаследии

в: расширение прав и привилегий дворянства

г: губернская реформа

13. «Золотым веком дворянства» называют период правления:

а: Елизаветы Петровны

б: Петра I

в: Павла I

г: Екатерины II.

14. Присоединение Крыма к Российской империи произошло при:

а: Павле I

б: Петре I

в: Екатерине II

г: Елизавете Петровне

15. Процесс обращения государством церковной собственности в светскую, называется:

а: национализация

б: коммуникация

в: секуляризация

г: интернационализация

Семинар 5.

РОССИЯ В Х1Х ВЕКЕ.

Семинар 6.

Семинар 7.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

1. Место истории в системе гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки.

2. Теория и методология истории.

3. Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.

4. Формирование древнерусского государства. Киевская Русь.

5. Принятие Христианства и его последствия.

6. Монголо-татарское иго и его последствия. Историческое значение Куликовской битвы.

7. Экспансия Руси с Запада. Значение побед Александра Невского.

8. Предпосылки, основные этапы и особенности образования Российского централизованного государства. Московская Русь.

9. Реформы и опричнина Ивана IV Грозного: сущность, причины, последствия.

10. Россия на рубеже XVI - XVII в. Смутное время.

11. Основные этапы закрепощения крестьян в XV – XVII вв.

12. XVIII в. в европейской и российской истории.

13. Значение экономических и социальных преобразований Петра Великого. Модернизация России.

14. Причины и сущность дворцовых переворотов XVIII в. Утверждение абсолютизма.

15. Сущность политики «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

16. Россия и мир в XIX в. Кризис российского самодержавия.

17. Внутренняя и внешняя политика Александра I – реформы и контрреформы.

18. Этапы национально-освободительного и революционного движения в России.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЦЕНЗИИ

Одним из дополнительных заданий по дисциплинам «История» является выполнение рецензии на одну научную статью.

Написание рецензии – особый вид работы, при котором необходимо продемонстрировать не только навыки работы с литературой, но и умение анализировать позицию историка, специализирующегося на определенной исторической проблеме, знание общего исторического контекста выбранной проблематики и мнений других историковпо данному дискуссионному вопросу.

ВЫБОР НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Статью для рецензии можно выбрать как самостоятельно, так и взять из списка научных статей в ведущих научных журналах, который предлагает студентам преподаватель. Списки научных статей для рецензирования также находятся в методическом кабинете кафедры социально-исторических наук (кабинет № 228).

Научная статья должна быть опубликована в журналах по истории Отечества: «Вестник Московского университета. Серия История», «Свободная мысль», «Вопросы истории», «Отечественная история». Могут быть использованы и другие профессиональные исторические и социологическиежурналы.

Если вы решили выбрать статью самостоятельно, то можете воспользоваться тематическим рубрикатором. В последнем (12) номере любого журнала приводится полный список статей, опубликованных за год. За журналами можно обращаться в библиотеку НГМУ, читальные залы районных библиотек, Областную библиотеку, ГПНТБ, а также в методический кабинет кафедры (№ 228). В библиотеке вы должны представить информацию: название журнала, в котором была опубликована статья, номер и год выпуска данного периодического издания.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЦЕНЗИИ

1. Объем рецензии – от 4 до 7 печатных листов (не более), набранных в редакторе Word.

2. Шрифт - TimesNewRoman, размер 14 кегль.

3. Междустрочный интервал–полуторный (1,5).

4. Поля страницы: справа – 1 см, слева, снизу и сверху – 2 см.

5.Печать на одной стороне листа бумаги форматаА-4.

6. Нумерация страниц обязательна (внизу, в правом углу).

7.Готоваярецензияоформляетсялибо в электронном виде, либо распечатывается (по требованию преподавателя).

СТРУКТУРА РЕЦЕНЗИИ

1. Введение – полные выходные данные статьи, актуальность данной проблемы, причины выбора именно этой статьи; указать историческую (социологическую) проблему, в рамках которой работает автор, цели и задачи, обозначенные в статье, исторические методы, используемые автором для достижения поставленных целей.

2. Основная часть – исторический контекст проблемы, анализ вопросов, обсуждаемых автором, изложение выводов, к которым пришел автор, мнения других специалистов по данной проблематике (ознакомиться с другими работами по данной тематике). В основной части обязательно используйте вводные слова: «по мнению автора», «как считает автор статьи» и т.п. Не надо приводить таблицы в полном виде, не надо полностью цитировать статью. По-сути, ваша задача грамотно пересказать содержание прочитанного текста, и, по возможности дать оценку прочитанному материалу.

3. Заключение – общий вывод, официальная оценка, собственное мнение по поводу проблемы, предложенной автором.

4. Список используемой литературы. Список литературы оформляется на последней странице реферата.

Обратите внимание!Слова «Введение», «Основная часть», «Заключение» в тексте писать не надо, но структурно они должны присутствовать.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

К РЕЦЕНЗИИ

Список использованной литературы должен состоять, как минимум, из четырех источников литературы, пронумерованных в алфавитном порядке:

2. Автор статьи…

3. Автор(ы) учебника…

4. Автор (альтернативного) источника по проблеме…

5. Ссылка на сайт из Интернета, откуда взят материал (название материала с указанием ФИО автора)...

Следует соблюдать требования к оформлению списка литературы. Запомните: сначала указывается фамилия автора, затем - инициалы, название работы, место и время публикации.

Пример оформления списка литературы:

Агеева О. Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 2. С. 1–10.

  1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль, 1990. 320 с.
  2. Воронин В.Е. Политические взгляды и замыслы великого князя Константина Николаевича в середине 1860-х гг./ /Отечественная история. 2007. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://annales.info/sbo/contens/oi.htm
  3. История развития медицины. Сайт: Медицинская энциклопедия // http://www.medical-enc.ru/12/history_of_medicine.shtml

http://annales.info/sbo/contens/oi.htm

В качестве дополнительной литературы, для написания рецензии, можно использовать литературу, указанную в списках к семинарским занятиям.

ОФОРМЛЕНИЕ СНОСОК К РЕЦЕНЗИИ

Сноски обязательно оформляются на точные цитаты, цифры. Оформление сносок возможно двумя способами:

2. Постранично, когда все приводимые цифры или цитаты обозначаются повозрастающей цифрами, а в конце страницы указывается, соответствующий номеру сноски, источник;

Например:

Текст. «Цитата». 1 Текст. Текст…

Текст. Текст. «Цитата» 2 Текст…

Текст. Текст. Текст…

__________________________________________

1. ФИО автора, название работы, место и время публикации, страница (с.) 1-ой цитаты.

2. ФИО автора, название работы, место и время публикации, страница (с.) 2-ой цитаты.

3. С опорой на список литературы, то есть после цитаты в квадратных скобках указывается номер наименования в общем списке литературы и цитируемая страница.

Например: Текст. Текст. «цитата» [4, с. 25] . Цифра 4, например, соответствует номеру литературы в общем списке.

МОСКОВСКАЯ РУСЬ – ВТОРАЯ ФОРМА ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (XIII-XV ВВ.) - student2.ru

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАТИРОВАНИЮ ТЕКСТА

Форматирование те

Наши рекомендации