Международные организации — производные, специальные субъекты международного права.

Их правосубъектность производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.

Взаимодействие государств достигло такого уровня, что оно нуждается в регулировании на постоянной организационной основе. Для решения этой задачи государства создают организации и наделяют их международной правосубъектностью, необходимой для выполнения ими своих функций.

Несмотря на неизбежные противоречия между ее членами, организация является носителем определенных общих интересов и призвана их защищать. В результате она обладает автономией воли. Эта воля и находит выражение в процессе реализации правосубъектности.

Международная правосубъектность межгосударственных организаций является общепризнанной. Она закреплена во многих международных актах и стала институтом общего международного права. Будучи самостоятельным субъектом международного права, организация, тем не менее, связана обязательствами, вытекающими из норм общего международного права. Это значит, что для организации могут быть обязательны и такие нормы, которые созданы государствами без ее участия. Организация — орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть.

  1. Право международной ответственности
  1. Санкции и контрмеры

Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида - санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Cанкции ООН — это система невоенных, в большей степени экономических, мер принуждения, решение о применении которых принимается исключительно Советом Безопасности ООН, которые осуществляются государствами и международными организациями относительно государства-правонарушительницы международного мира и безопасности, части ее территории или конкретно определенных лиц (как физических так и юридических), которые ответственны за нарушения международного права, и имеют целью прекращение такого правонарушения и обеспечение выполнения государством-правонарушителем обязанностей, которые вытекают из правоотношения ответственности.

Можно выделить такие виды Санкций ООН:

  • санкции на поездки. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете таким лицам покидать территорию своего государства.
  • санкции в виде замораживания активов. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете такими лицами пользоваться активами размещенными за пределами своего государства.
  • санкции на поставку вооружения. Применяются против государства в целом и выражаются в запрете всем остальным государствам поставлять оружие или составляющие в объеме, количестве и на условиях предусмотренных Советом Безопасности ООН.

Контрмеры - это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.

  1. Основные цели права международной безопасности. Средства обеспечения международной безопасности.
  2. Международные преступления

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ -особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права. Из них наибольшую опасность представляют уголовно наказуемые деяния должностных лиц, реализующих на практике преступную политику государств. Наряду с последними, несущими за эти преступления международную политическую и материальную ответственность, их субъектами становятся руководители государств, высшие должностные лица и другие исполнители преступной политики. Впервые перечень М. п. был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г. и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г. В ст. 6 Устава МВТ они были подразделены на три группы: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Конвенцией о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. впервые были выделены в отдельную (четвертую) группу М.п. преступления против человечества. В соответствии с предписаниями международного права ответственность за М.п. закрепляется в национальном уголовном законодательстве государств.

  1. Международный уголовный суд

Международный уголовный суд — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Создан Римским статутом, принятым в 1998. Существует с июля 2002.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

МУС состоит из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие государства.

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

30 из государств-участников относятся к африканским государствам, 14 — к азиатским, 16 — из Восточной Европы, 23 — из Латинской Америки и Карибского бассейна и 25 — из Западной Европы и другие государства.

  1. Сотрудничество государств в целях борьбы с преступностью

Среди направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью можно выделить следующие:

Правовое. Принят ряд международных конвенций о преступлениях международного характера, в том числе подготовленных при участии ООН, таким образом создаются правовые основы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Организационное, выражающееся, прежде всего, в деятельности Международной организации уголовной полиции (1923г.).

В целях пресечения преступлений международного характера и эффективного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в их совершении, большинство государств мира берут на себя следующие основные международно-правовые обязательства:

1. Обязательство о включении в национальные уголовные законы норм об уголовной ответственности за преступления международного характера и о соответствующем степени их тяжести наказании; при этом данные преступления должны быть квалифицированы в соответствии с упомянутыми международными договорами.

2. Обязательство "aut dedere, aut judicare" (выдай или суди) в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений международного характера.

3. Обязательство взаимодействовать в процессе осуществления уголовного преследования лиц, обвиняемых в совершении преступлений международного характера, включая оказание необходимой правовой помощи".

  1. Уголовная ответственность физических лиц в международном праве.

Принцип индивидуальной ответственности в современном международном уголовном праве закреплен, в частности, в Римском статуте Международного уголовного суда. В соответствии с этим документом, уголовной ответственности подлежат физические лица, достигшие 18-летнего возраста.

По Римскому статуту, предусмотрена международная уголовная ответственность за следующие преступления:

Геноцид .

Преступления против человечности, к которым относятся также общеуголовные преступления как, в частности, убийство и изнасилование, если они совершаются в рамках сознательного широкомасштабного (систематического) нападения на гражданских лиц.

Военные преступления, к которым относятся прежде всего серьезные нарушения Женевских конвенций 1949г.

Агрессия. Сейчас данное преступление в Римском статуте не конкретизировано, и поэтому в настоящий момент физические лица не могут привлекаться к международной уголовной ответственности за его совершение.

Надо отметить, что привлечение лица к индивидуальной международной уголовной ответственности не влияет на ответственность государств по международному праву.

Уголовное дело в Международном уголовном суде может быть возбуждено и расследовано, если:

Международное преступление совершено на территории государства-участника Римского статута либо гражданином такого государства.

Дело передано прокурору Суда государством-участником, Советом Безопасности либо начато прокурором по собственной инициативе.

Государство, обладающее юрисдикцией в отношении данного преступления, не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом (принцип комплементарности). При этом действует принцип ne bis in idem, то есть запрет повторного осуждения лица за совершение одного и того же международного преступления.

Международный уголовный суд вправе применить к лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказание в виде лишения свободы, вплоть до пожизненного.

46. Международные морские проливы и каналы

РОЛИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - естественные водные пространства, разделяющие части суши и соединяющие между собой океаны и моря либо их участки, по которым пролегают судоходные трассы международного значения. Установленный Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. основной принцип состоит в том, что припроливные государства не должны приостанавливать здесь иностранного судоходства. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. особенности правового режима П.м. зависят от их типа: а) проливы, соединяющие часть открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем (применяются правила мирного прохода через территориальное море); б) проливы, используемые для судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой (действует правовой режим транзитного прохода); в) проливы, в срединной части которых есть полоса открытого моря или исключительной экономической зоны (действует свобода торгового и военного мореплавания); г) проливы, правовой режим которых установлен специальными многосторонними международными договорами (Балтийские, Черноморские проливы, Магелланов и Гибралтарский проливы).

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - расположенные на территории некоторых государств водные магистрали, сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в качестве транспортных коммуникаций для международного судоходства (Суэцкий канал, Кильский канал, Панамский канал). Подпадая под суверенитет государства, в границах которого он расположен, К.м. вместе с тем подчиняются и международно-правовому режиму, закрепленному в соответствующих двух- или многосторонних межгосударственных соглашениях либо в международных обычаях. Основу такого режима составляет принцип свободы торгового судоходства.

    1. Основные принципы международного гуманитарного права

гуманитарное право стремится уменьшить чрезмерную жестокость войны.

Принцип права гуманности: Военная необходимость и поддержание общественного порядка всегда должны сочетаться с уважением к человеку.

при ведении военных действий и поддержании общественного порядка всегда необходимо строго придерживаться неизменных норм гуманитарного права.

Из этого принципа появился Принцип гуманитарного права (или права войны):

Воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослабление военной мощи противника.

Именно из данного принципа вытекает следующий Принцип Женевского права:

Лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение.

Принцип гуманитарного права также дал основу для Принципа права войны (Гаагского права):

Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным.

Гаагское положение 1907 г. утверждает: "Право воюющих сторон использовать средства нанесения ущерба противнику не является неограниченным" (статья 22). Это положение было полностью подтверждено Дополнительным протоколом I, процитированным выше.

    1. Защита жертв войны

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года — международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференцим и вступили в силу 21 октября 1950.

Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Конвенция (III) об обращении с военнопленными.

Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны.

Конференция выработала соглашение в результате заседания, проходившего в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949. Конвенция составлена на французском и английском языках. Оба текста являются одинаково аутентичными. Швейцарский Федеральный Совет обеспечивает официальные переводы конвенции на русский и испанский языки.

Согласно конвенциям, в случае объявленной войны или другого вооруженного конфликта между участниками соглашения стороны гарантируют, что лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (включая военнослужащих, которые сложили оружие или перестали сражаться из-за болезни, ранения и т. п.), при всех обстоятельствах будут пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации (статья 3). Кроме того, конвенция запрещает посягательства на жизнь и человеческое достоинство, пытки, взятие заложников, внесудебную расправу.

    1. Режим военной оккупации

Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

захватывать заложников;

депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обес­печивается право ее покинуть в возможно короткое время.

    1. Правовые последствия окончания войны

Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.

Перемирие — временное прекращение военных действий на ус­ловиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных дей­ствий.

Капитуляция — это прекращение военных действий на услови­ях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуля­цию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — напри­мер, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (на­пример, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).

Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автома­тического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекраще­нии состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Со­вета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фикси­руется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восста­новлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоен­ных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.

    1. Средства и методы ведения военных действий

Средства ведения военных действий— это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению.

Методы ведения военных действий— это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Средства и методы ведения военных действий делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и незапрещенные.

Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое.
Запрещенным средством ведения войны является бактериологическое (биологическое) оружие, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызывать эпидемии таких опасных болезней, как чума, холера, тиф и др.

В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения.

Наши рекомендации