Урок 7 Гражданское общество и правовое государство.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Цель и задачи урока:

ЗНАТЬ:понятие и признаки правового государства, органы по проверке соответствия законов, конституции и их значение, сущ­ность прав и свобод человека в правовом государстве, взаимные обязанно­сти и ответственности личности и государства.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собствен­ное мнение, владеть основами культуры диалога.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:гражданское общест­во, гражданство, правовое государство.

План урока:

1. Проверка домашнего задания (10-20 мин.)

Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по про­шедшей теме и изученному параграфу.

2. Вводно-мотивационный этап (до 10 мин.)

2.1. Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.

В вводной речи учитель кратко обобщает все ранее изученное, материал домашнего задания логически подразумевает изучение новой темы.

Формулирование частной учебной задачи начинается с ряда "наводящих вопросов учащимся, например: «Могли бы вы вообразить идеальное с правовой точки зрения общество, в котором господствова­ла бы абсолютная справедливость? Какие принципы вы заложили бы в его основу?»

Отвечая на заданные вопросы, учащиеся вступают в дискус­сию между собой.

3. Собственно учебная деятельность 3.1. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала.

Учитель обобщает сделанные учениками высказывания, после чего называет основную проблему урока, записывает тему на доске и просит учеников отметить её в тетрадях.

Далее учитель приводит краткий исторический очерк о разви­тии политических представлений о сущности правового государства:

«Представление о государстве как организации, осуществ­ляющей свою деятельность на основе закона, начало формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и спра­ведливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.

Идея о возможности построения правового государства воз­никла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа госу­дарственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. Нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, "если Закон - владыка над правителями, а они его рабы".

Другой античный философ, Аристотель, полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же - "уравновешенный разум".

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естествен­ном состоянии, что порождало у них чувство неуверенности. При обра­зовании государства люди отдали ему часть своих прав, чтобы госу­дарство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию " разделения властей".

В основе современных концепций правового государства ле­жали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул "категорический императив", согласно которо­му каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта, "право есть совокупность условий, при котором произвол одно­го лица совместим с произволом другого, с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся наличие принудительно­го осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, раз­решение споров в судебном порядке".

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организа­цию государства».

3.2. Фронтальная работа с учащимися. Формирова­ние новых понятий.

Учитель предлагает учащимся определение сущности понятия правового государства:

«Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности и где в основу организации государственной власти положен принцип "разделения властей".

Также можно отметить, что правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объе­динениями на основе норм права. При этом право играет приоритет­ную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости».

После этого учащиеся под запись отмечают наиболее харак­терные признаки правового государства:

«На основании идей политико-правовой линии можно сфор­мулировать основные признаки правового государства:

• господство права во всех сферах общественной жизни, свя­занность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

• "разделение властей", наличие эффективных форм контро­ля за осуществлением закона;

• незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

• взаимная ответственность государства и личности.

Кроме этих, иногда выделяют и другие признаки правового государства:

1. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов.

2. Наличие развитого гражданского общества.

3. Создание антимонополистических механизмов, препятст­вующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте.

4. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти. Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выра­жением законодательной воли в законах.

5. Соответствие внутреннего законодательства общепризнан­ным нормам и принципам международного права.

6. Правовая защищенность всех субъектов социального об­щения от произвольных решений кого бы то ни было.

7. Возвышение суда как образца, модели и средства обеспече­ния правовой государственности.

8. Соответствие законов праву и правовая организация систе­мы государственной власти.

9. Единство прав и обязанностей граждан.

После этого учитель осуществляет подробный разбор каждого из предложенных к рассмотрению терминов: гражданское общество, гражданство, правовое государство.

Наши рекомендации