Н. Г. Чернышевский о славянофилах и западниках.
Мы никогда не разделяли и не чувствуем ни малейшего влечения разделять мнения славянофилов, ... если понятия их надо признать ошибочными, то нельзя не сочувствовать им, как людям, проникнутым сочувствием к просвещению.
Кроме главной мысли об односторонности западной цивилизации и неспособности ее к дальнейшему развитию... одностороннее пристрастие к своему.
... У славянофилов зрение такого особенного устройства, что на какую у нас дрянь ни посмотрят они, всякая наша дрянь оказывается превосходной и чрезвычайно пригодной для оживления умирающей Европы. ... Вообще должно сказать, что славянофильство навеяно нам с Запада
...Правда, многие из книг, откуда они почерпали, слишком заплесневели от ветхости; но кое-что, и даже довольно многое... заимствовано из современных гениальных писателей. (1) Правда, они иногда порядочно искажают заимствуемые гениальные мысли, но все-таки не все живое стерли с них.
---------------------
(1)Имеются в виду И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (17770-1831),
Ф. Шеллинг (1775-1854) - представители классической философии.
... люди, которых в насмешку называли "западниками", и
славянофилы, несмотря на жаркие споры между собою, были сподвижники в одном общем стремлении, которое тем и другим было в сущности дороже всего остального, что их разделяло. ...
В самом деле, в последнее время деятельности Белинского одна
отрасль нашей ученой литературы, именно раз{работка русской истории, благодаря трудам новой исторической школы (гг. Соловьев, Кавелин и др. ) получила для общества важность, какой не имела прежде. ... В последнее время мы даже видели, что журнал, вызывающий к себе внимание публики преимущественно статьями ученого содержания, пользуется в публике вниманием. ... Пятнадцать, даже десять лет тому назад едва ли было возможно такое явление.
Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. Избр. соч. М, 1934. С. 292-300, 440; Утопический социализм в России. М. , 1985. С. 266.
3. 5. Славянофилы. 3. 5. 1. А. С. Xомяков. "О старом и новом"
... в наше время мерзость рабства законного, тяжелая для нас во всех смыслах, вещественном и нравственном, должна вскоре искорениться общими и прочными мерами. ... Наша древность представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собою; но все это было подавлено, уничтожено отсутствием государственного начала.
... первый период истории русской представляет федерацию областей независимых, охваченных одною цепию охранной стражи...
... когда все обычаи старины, все права и вольности городов и сословий были принесены в жертву для составления плотного тела государства; ... язва безнравственности общественной распространилась безмерно. ... Явился Петр, ... он ударил по России, как страшная, но благодетельная гроза. ... Средства им употребленные, были грубые и вещественные; но не забудем, что силы духовные принадлежат народу и церкви, а не правительству; правительству же предоставлено только пробуждать или убивать их деятельность. ... Но грустно подумать, что тот, кто так живо и сильно понял смысл государства, кто поработил вполне ему свою личность, так же как и личность всех подданных, не вспомнил в то же время, что там только сила, где любовь, а любовь только там, где личная свобода. ... Человечество воспитывается религиею, но оно воспитывается медленно. ... При всем том, перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые. На нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания. ... Церковь... никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. ... Таким образом, мы будем подвигаться вперед смело и безошибочно, ... воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда, в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, ... полная сил живых и органических, и не колеблющаяся вечно между бытием и смертию.
3. 5. 2. И. В. Киреевский. "В ответ А. С. Xомякову"
... сколько бы мы не желали возвращения русского или введения западного быта, - но ни того, ни другого исключительно ожидать не можем, а поневоле должны предполагать что-то третье, долженствующее возникнуть из взаимной борьбы двух враждующих начал. ...
... Рассматривая общественное устройство прежней России, мы находим многие отличия от Запада, и во-первых: образование общества в маленькие так называемые миры. Частная, личная самобытность, основа западного развития, была у нас также мало известна, как самовластие общественное. Человек принадлежит миру, мир ему. Поземельная собственность, источник личных прав на Западе, была у нас принадлежностью общества. Лицо участвовало во столько в праве владения, во сколько входило в состав общества. Но это общество не было самовластное.... бесчисленное множество этих маленьких миров, составляющих Россию, было все покрыто сетью церквей, ... откуда постоянно распространялись повсюду одинакие понятия об отношениях общественных и частных. Понятия эти мало-по-малу должны были переходить в общее убеждение, убеждение в обычай, который заменял закон. ... На западе, напротив того, все отношения общественные основаны на условии, ... все права общественные существуют там отдельно, ... или в случайном порядке, или в искусственном соглашении
...Потому общественный договор не есть изобретение энциклопедистов, но действительный идеал, к которому стремились без сознания, а теперь стремятся с сознанием все западные общества, под влиянием рационального элемента, перевесившего элемент христианский. ...
... Россия не блестела ни художествами, ни учеными изобретениями, не имея времени развиться в этом отношении самобытно, и не принимая чужого развития, основанного на ложном взгляде и потому враждебного ее христианскому духу. Но зато в ней хранилось первое условие развития правильного, требующего только времени и благоприятных обстоятельств; в ней собиралось и жило то устроительное начало знания, та философия христианства, которая одна может дать правильное основание наукам. ... Как возможен был Петр, разрушитель русского и вводитель немецкого? ... Отчего . . должно было торжествовать иностранное, а не русское начало?.
... Как скоро ересь явилась в Церкви , ... старина разорвана была разномыслием. Оттуда, при разрушении связи духовной, внутренней, явилась необходимость связи вещественной, формальной, оттуда местничество, опричнина, рабство и т. п. ... Оттого Петр, как начальник партии в государстве, образует общество в обществе, и все что за тем следует.
... Если правда, что самая особенность русского быта заключалась в его живом исхождении из чистого христианства и что форма этого быта упала вместе с ослаблением духа, то ... возвращать ее насильственно было бы смешно, когда бы не было вредно. Но истреблять оставшиеся формы может только тот, кто не верит, что когда-нибудь Россия возвратиттся к тому живительному духу, которым дышит ее Церковь.
3. 5. 3. К. С. Аксаков "Об основных началах русской истории".
... Нравственное дело должно и совершаться нравственным путем, без помощи внешней, принудительной силы. Вполне достойный путь один для человека, путь свободного убеждения, путь мира, тот путь, который открыл нам божественный Спаситель и которым шли его апостолы. Этот путь внутренней правды. ... Под влиянием веры в нравственный подвиг, возведенный на степень исторической задачи целого общества, образуется своеобразный быт, мирный и кроткий характер ... у племен славянских. Существует другой путь: ... внутренний строй переносится вовне, и духовная свобода понимается только как устройство, порядок(наряд); основы, начала жизни понимаются как правила и предписания. ... Это путь внешней правды, путь государства. Этим путем двинулось западное
чeловечество.
... славянские племена жили под условиями быта; община, так устроенная, носит простое название земли ...
Призвание было добровольное. Земля и государство не смешались, а раздельно встали в союз друг с другом. В призвании добровольном означились ужеотношения земли и государства-взаимная доверенность с обеих сторон. Не брань, не вражда, как это было у других народов вследствие завоевания, а мир, вследствие добровольного призвания. ...
... Все европейские государства основаны завоеванием. ... рабское чувство покоренного легло в основании западного государства; свободное чуство разумно и добровольно призвавшего власть легло в основание государства русского. Раб бунтует против власти, им непонимаемой, без воли его на него положенной и его непонимающей. Человек свободный не бунтует против власти, им понятной и добровольно призванной. ...
... Благодать сошла на Русь. Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма. ... по заслугам дался и истинный, дался и ложный путь веры - первый Руси , второй Западу.
Материалы по истории СССР . . , М. ,1991. С. 203, 207-211, 213-216, 220-221
3. 5. 4. Записка К. С. Аксакова "О внутреннем состоянии России",