Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 6 страница

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 6 страница - student2.ru
Рис. 22. Персиковые косточки (для игры) (§чз-1са'-еЪ); чаша (для игры) (§а-)Ш)

Чаша вырезалась из древесного нароста или делалась из глины диа­метром у основания око­ло фута. Затем шесть персиковых косточек обтачивали или обреза­ли до овальной формы, уменьшая их при этом приблизительно напо­ловину, после чего уда­ляли сердцевину и сами косточки обжигали с од­ной стороны, чтобы за­чернить их. На рис. 22 показаны и чаша и кос­точки; последние изо­бражены в различных положениях, чтобы была видна степень их выпуклости.

Это была очень простая игра, зависевшая отчасти от ловкости играющего, но больше от его удачи. Играющий тряс персиковыми косточками в чаше, и счет зависел от того, сколько их ложилось вверх одним цветом, после того как их переставали катать в чаше. В общественном доме совета в эту игру играли несколько человек, двое одновременно, под наблюдением руководителей, назначенных представителями от каждой партии и ведущих состязание. Продол­жительность игры зависела до некоторой степени от числа бобов, составлявших банк, — обычно их была сотня,— и победа одержива­лась той стороной, которая в конечном счете выигрывала их все.

Воздвигался помост в несколько футов высотой от пола и усти­лался одеялами. Когда битье об заклад было закончено и вещи были переданы под охрану руководителей, последние усаживались на по­мост, окруженные толпой зрителей, и за игру садились два челове­ка, представители двух партий, на которые они сами разделялись. Бобы для банка ссыпались в одно место. Каждому игроку давалось по пять из них, с этим количеством он и начинал. Каждому игроку по правилам игры разрешалось сохранять свое место до тех пор, пока он не проигрывал свой запас, после чего он уступал место друго­му игроку своей партии, выбиравшемуся ее руководителями: И та-

ново было правило безотносительно к количеству бобов, которое он мог выиграть у своего противника. То, что он выигрывал, передава­лось руководителям его партии. Шесть персиковых косточек клались в чашу и встряхивались игроком; если пять из них выпадало одного цвета, белого или черного, то засчитывалось одно очко и его против­ник платил ему проигрыш в размере одного боба; боб просто шел за единицу в счете игры. При следующем встряхивании, право на ко­торое сохранял за собой выигравший игрок, если выпадало наверх меньше чем пять одного цвета, это не считалось ни за выигрыш, ни за проигрыш, и он передавал чашу своему противнику. Тот встряхи­вал чашу, и если все косточки выходили одного цвета, белого или чер­ного, то это засчитывалось за пять очков. Для уплаты этого проигры­ша требовался весь запас бобов первого игрока, после чего, не имея чем платить, он оставлял свое место, которое занимал другой из его партии; он получал из банка то же число бобов, которое имел и пер­вый. Этот игрок продолжал бросать до тех пор, пока выигрывал, после чего передавал чашу своему противнику. Если игроку удава­лось выиграть пять бобов, а у его противника оставался всего один,— это было все, что он мог выиграть. Таким образом, игра продолжа­лась с переменным счастьем, пока бобы не распределялись между обеими сторонами соразмерно их удаче. После этого игра продолжа­лась так же, как и прежде, причем запас каждому новому игроку ссужался руководителями его собственной партии; но так как бобы или фишки были теперь вне поля зрения, никто, кроме руководите­лей, не знал точно состояния игры. В этой игре было лишь два ко­зырных броска, один из которых шел за один, а другой — за пять. Когда одна из партий лишалась всех своих бобов, игра кончалась.

В этой игре были и некоторые другие особенности и отступления, которые были бы необходимы для полного ее понимания, но для объяснения общего ее характера сказано уже достаточно. Если они начинали играть в эту игру около полудня, то часто случалось, что заканчивалась она только на другой день. Она превратилась в про­должительную игру, так как ее заботливо охраняли от крайней пе­ременчивости, присущей большинству азартных игр. Обычно интерес к играм этого рода не зависит от удивительных комбинаций, заклю­ченных в их построении. В огромной степени он зависит от обычаев, привычек и ассоциаций. Нередко наиболее простая по своему пла­ну игра является наиболее привлекательной и захватывает опытного игрока. Такая игра, несмотря на кажущуюся простоту, вызывала большое возбуждение, и, когда определялся ее исход, торжество победителей прорывалось в неистовой радости. Часами напряженно следили они за переменчивым счастьем игры, и, как только прекра­щалось длительное состояние ожидания и кончалось напряжение ума, разрядка в порыве победы проявлялась в бурных восклицаниях.

Краткое описание схемы всех этих игр не в состоянии выявить скрытые источники развлечений, так же как пространные описания шахматной игры — раскрыть очарование самой игры. Интерес ко всем этим играм зависит от обстоятельств. Олимпийские, пифийские и другие игры греков, аполлинарии, цирцензии и другие игры рим-

лян состояли главным образом, как хорошо известно, из бегов, вер­ховой езды и состязания на колесницах. За исключением последнего, эти игры не были, по существу, намного совершеннее игр ирокезов. Но они стали самым выдающимся развлечением античного мира, особенно у греков. У ирокезов при проведении их национальных игр царили энтузиазм и дух соревнования, подобные тем, которые харак­теризовали спортивные праздники античности. Хотя национальные игры, так же как и народные песни одного народа, не могут вызы­вать энтузиазм или пробуждать патриотический дух другого, это все же не лишает их интереса. Если спросят, какой интерес для нас могут представлять игры ирокезов, по крайней мере один ответ мо­жет быть дан: они показывают, что в отдаленнейших уголках аме­риканских дебрей, которые нас учили считать дикой пустыней — до тех пор, пока белый человек не вступил в их пределы,— на самом деле давно уже звучали радостные голоса счастливых людей.

ГЛАВА VI

Индейское общество. — Укрепление селений в старину ча­стоколом.— Дом из коры. — Брак. — Любовная страсть индейцам неизвестна. — Развод. — Права собственности.— Гостеприимство. — Уголовный кодекс. —Верность догово­рам. — Употребление вампума. — Обычаи войны. — Отсут­ствие обмена пленными. — Усыновление. — Охота. — Ин­дейская жизнь

Несмотря на простоту жизни индейца и отсутствие в ней более высоких общественных развлечений и удовольствий, присущих утон­ченным обществам, индейское общество было сплочено постоянными институтами, оно управлялось точно определенными законами, им руководили и двигали его вперед прочно установившиеся привычки и обычаи. Разнообразные побуждения и ограничения, содержавшие­ся в этих законах и обычаях, оказывали значительное влияние на общественную жизнь индейцев, и поэтому они представляют собой плодотворные и интересные темы для исследования. Чтобы составить суждение о характере индейца, основанное на знании побуждений и правил поведения, нужно видеть его в свете общественных отно­шений. Но рассматривать эти темы подробно нецелесообразно.

Ирокезы жили в постоянных селениях. Не умея пользоваться колодцами, они основывали поселения на берегах рек и озер или вблизи обильных источников. Ко времени образования Лиги, когда ирокезы стали подвергаться вторжениям враждебных наций и набе­гам кочующих групп а, их деревни были расположены компактно и укреплены частоколом. Вырыв ров глубиной в несколько футов вокруг 5—10 акров земли и набросав вынутый грунт на внутреннюю

а В тексте: т1дга1огу Ьап<1з (Прим ред.) 166

сторону площадки, они вбивали в получившийся земляной вал сплошной ряд столбов или кольев под таким углом, чтобы они на­клонялись над рвом. Иногда деревня окружалась двойным или даже тройным частоколом. Внутри этой ограды индейцы строили дома из коры и хранили свои запасы. Вокруг было расположено деревен­ское поле, нередко достигавшее нескольких сотен акров земли, раз­деленной на посевные участки; те из них, которые принадлежали различным семьям, разграничивались необработанными межами. Древнейшая деревня.сенека Нундэйвао (Мип-йа-\?а'-о), расположен­ная в верховьях оз. Канандейгуа, была окружена частоколом. Де­ревня Скахзйсегао (81ш-па8е'-§а-о), находившаяся на месте Лимы, и два-три других древнейших поселения также были укреплены.

Но в начале XVII столетия, которое может быть названо средним периодом истории ирокезов, когда их силы были консолидированы и большинство соседних племен подпало под их господство, необхо­димость укрепления селений частоколом почти отпала, а с ней исчез сам обычай. Около 1640 г.6, в период открытия внутренней части страны ирокезов, очень немногие из деревень сенека, кайюга и онон-дага были окружены частоколом; но онейда и могауки вследствие вторжений французов продолжали, укреплять свои деревни еще мно­го лет спустя. В это время их селения также строились компактно.

Современная деревня представляет группу домов, разбросанных, подобно деревьям, в лесу, с неправильными промежутками и на об­ширном пространстве. Не делалось никаких попыток проложить улицу или расположить дома в ряд; редко два дома находились на одной линии напротив друг друга. Они группировались на расстоя­нии, достаточно близком для соседства.

Так как в ранние времена размер деревень ирокезов определял­ся количеством домов, то для выяснения числа жителей важно от­метить разницу между ганосоте (§а-по'-5о4е), или домом из коры, среднего и нового периодов. Когда селение было раскидано на об­ширном пространстве, то дома были обособлены друг от друга и обыч­но предназначались для одной семьи; если же оно было компактным, как в древние времена, то дома строились очень длинными и дели­лись на секции, чтобы дать пристанище нескольким семьям. Длин­ный дом имел обычно от 50 до 130 футов в длину и около 16 в шири­ну, перегородки были расположены с интервалом в 10—12 футов или равны длине двух тел. Каждая комната являлась, в сущности, от­дельным домом, в центре которого находился очаг и где размещались две семьи, по одной с каждой стороны очага. Таким образом, дом длиной 120 футов мог вмещать 10 очагов и 20 семей.

Некий м-р Гринхалшв 1677г. посетил деревню сенека Дайодехок-то (Ва-уо-<3е-по1с'-1;о), что означает «извилистая речка», расположен­ную на излучине протоки Хонеойе, к западу от Мендоны, в граф­стве Монро. Называя деревню Тиотохэйттон, он так говорит о ней: «Тиотохэйттон лежит на краю или над обрывом холма; имеет немного

6 Францисканец Ле Карон в 1616 г. пересек страну ирокезов (ВапсгоЛ'в V. З.'Ш, 120). Тем не менее до 1640 г. о них было известно очень мало.

расчищенной земли; находится близ реки Тиотохэйттон, что значит излучина". Она расположена в 30 милях западнее Канагораха, ве­роятно Нундэйвао, и имеет около 120 домов, которые являются самыми большими из всех виденных нами (обычные дома имеют от 50 до 60 футов в длину), с 12—13 очагами в каждом. У них хороший запас кукурузы, растущей в миле к северу от поселения» в. В 1687 г. эту деревню вместе с тремя другими деревнями сенека захватил мар­киз де Нонвиль во время нашествия на их земли. В указе (Ас1ё), изданном от имени Франции в этом селении, по которому французы вступали в формальное владение территориями сенека-ирокезов, оно обозначено как «Тотиактон» и названо «крупнейшей из деревень сенека» г. Нет ничего невероятного в том, что в крупнейших селе­ниях ирокезов проживало до 3 тыс. жителей.

Ганосоте, или дом из коры (см. рис. 1), являлся несложной по­стройкой. В основании он обычно имел около 20 футов длины и 15 ширины, а высота его равнялась 15—20 футам. Остов состоял из вертикальных столбов, крепко вбитых в землю, обычно по пяти с каждой стороны и по четыре на концах, включая угловые столбы. На развилинах этих столбов на высоте около 10 футов от земли го­ризонтально укреплялись поперечные балки, в которые вделаны бы­ли стропила, представлявшие собой жерди, более тонкие, чем балки. Стропила, в свою очередь, крепились жердями, и все обычно рас­полагалось так, что образовывалась изогнутая крыша. После того как остов был закончен, возводились стены и крылись корой крас­ного вяза или ясеня, шершавой стороной наружу. Кору выпрямляли и высушивали, а затем нарезали в виде пластин. Чтобы пластины из коры прочно удерживались на месте, снаружи забивался второй ряд столбов, соответствующий столбам остова, и между ними с помощью креплений из луба и лубяных веревок укреплялись горизонталь­но пластины. На покрытие одной стороны шли четыре пластины по длине в четыре ряда от основания до стропил, так как они внахлест­ку перекрывали друг друга по краям и закреплялись по ним; в той же пропорции они использовались на концах. Подобным же способом пластинами из коры, но меньшей величины и обращенными шерша­вой стороной кверху, с волокнами, направленными по скату, по­крывалась и крыша; пластины прошивались насквозь креплениями и таким образом держались между рамами из жердей, как и на стенах. Посередине крыши оставлялось отверстие для дыма, огонь расклады­вался на земле в центре дома, и дым поднимался кверху без трубы.

в Бос. Шз*. N. У., 1, с. 13. Далее он указывает, что в Канагорахе имелось 150 домов, в Онондога — 140, в деревне онейда — 100 (там же, с. 12—1^).

г Вое. ШзЪ. N. У., 1, с. 242. Три других селения, захваченных де Нонви-лем, были: Ганнагаро, как оно именуется в Ас1ё, или Гаосэйгао (Оа-о'-за-§а'-о), что означает «в стране американской липы», расположенное на небольшом рас­стоянии к юго-востоку от Виктора в округе Онтарио; Ганнондата и Ганнонгарэ, одно из которых, несомненно, было Ганундагвэй (Са-1шп-с1а-§\уа), означающее «место, выбранное для поселения», расположенное на территории современной деревни Канандейгуа. Де Нонвиль определил население четырех селений в 15 тыс., а количество кукурузы, уничтоженной его войсками, в 400 тыс. тшо(з (Вое. Шз1., 1, 239). Несомненно, обе эти оценки преувеличены10.

На обоих концах дома были двери, сделанные или из коры и под­вешенные на деревянных петлях, или из оленьей или медвежьей шкуры, свисающей над входом. Независимо от длины дома и числа очагов в нем имелось только два входа. Над одним из этих входов вырезалась родовая эмблема главы семьи. Внутри по обеим стенам на высоте устраивались широкие нары, также сделанные из пластин коры, в двух футах от земли, прочно подпертые снизу и тянувшиеся по всей длине дома. На них ирокезы расстилали свои подстилки жз шкур, а также одеяла, используя нары днем для сидения, а ночью для спанья. У каждой стены были устроены одинаковые койки, ко­торые возвышались над нарами на пять футов и закреплялись в осто­ве дома, отгораживая таким образом каждую семью. На балках под крышей висели связки кукурузы, скрепленные листами початков,— запасы на зиму. Обжаренная и высушенная кукуруза и бобы хра­нились обычно в сосудах из коры, которыми заставляли углы. Ору­дия охоты, домашняя утварь, оружие, одежда и различные вещиД складывались и развешивались там, где только имелось свободное место. Строение такого типа годилось для семьи из восьми человек с ограниченными потребностями, служило местом хранения необ­ходимых запасов и было довольно удобным. Познакомившись с упо­треблением топора, ирокезы начали вместо прежних делать дома из бревен, но строили их по старому типу. В современных деревнях ирокезов долины Дженеси многие дома — этого типа.

Иногда возводились дома и другого вида — для временного ис­пользования или для нужд небольшой семьи. В основании его лежал треугольник, а остов состоял из расположенных на каждой стороне трех жердей, сходившихся у верхушки, но оставлявших достаточное пространство для дымового отверстия. Покрывались они тем же спо­собом, что и прямоугольный ганосоте. Жилища из коры этого ти­па нередко строились в качестве убежища во время охоты.

У ирокезов был обычай зарывать излишек своей кукурузы, а также всю обжаренную зеленую кукурузу в тайные хранилища, где первая сохранялась без порчи в течение года, а вторая значитель­но дольше. Они вырывали яму, выкладывая ее дно и стены корой, и, положив внутрь ямы кукурузу, воздвигали над ней крышу из коры, непроницаемую для воды, а затем все покрывали землей. Ямы с об­жаренной кукурузой до сих пор еще попадаются близ древних посе­лений ирокезов. Заготовленную впрок оленину и другое мясо зары­вали в землю тем же способом, если не считать того, что хранилище из коры выстилали оленьими шкурами.

В этой связи естественно приходят на ум брачные обычаи ироке- \ зов. Они обнаруживают новые, хотя и не очень заметные черты. Брак не был основан на любви, составляющей единственное законное ос­нование этих отношений в цивилизованном обществе, но рассматри­вался исключительно с точки зрения физической необходимости. ': Это было соглашение не между вступающими в брак сторонами, а,

д Описание их изделий, орудий и утвари ем. в кн. III, гл. I.

по существу, между их матерями, действовавшими нередко под вну­шением пожилых женщин и мудрых людей тех племен, к которым принадлежали обе стороны. Поэтому вопросы бракосочетания на­ходились под наблюдением старших членов каждого племени, а фак­тически под материнским контролем. С прогрессом и подъемом расы постепенно были введены изменения, касающиеся брачного возраста и разницы в возрасте вступающих в брак. В прежние времена моло­дого воина всегда женили на женщине несколькими годами старше его, полагая, что он нуждается в спутнице, опытной в житейских делах. Время женитьбы откладывалось до тех пор, пока юноша не достигал 25 лет, чтобы он мог привыкнуть к трудностям военной тро­пы и охоты, до того как будет ограничена его свобода и возрастет ответственность из-за необходимости заботиться о семье, какими бы легкими ни казались эти заботы при их общественной системе. Та­ким образом, часто молодой воин 25 лет был женат на 40-летней жен­щине, нередко вдове, тогда как вдовец 60 лет соединялся с 20-лет­ней девушкой. Но таковы были их первоначальные обычаи; впослед­ствии возраст вступающих в брак приблизился к равенству и со вре­менем сократился до 20 лет и даже менее.

Когда мать считала, что ее сын достиг подходящего для брака воз­раста, она присматривала девушку и, основываясь на отзывах о ней или на личном знакомстве, решала, подходит ли эта девушка сыну по нраву и характеру. Затем следовали переговоры между матерями, и стороны быстро приходили к соглашению. Иногда советовались с ближайшими родственниками и старейшими членами племен, к ко­торым принадлежали обе стороны, но само по себе их мнение, неза­висимо от желания матерей, не имело значения. Немаловажной чер­той сговора являлось полное неведение, в котором пребывали сто­роны предполагаемого соглашения; первое, что они узнавали, было объявление об их браке, причем возможно, что они никогда не знали и не видели друг друга. С их стороны никогда не было попыток про­тестовать или возражать, они принимали друг друга как дар своих родителей. Так как повиновение всем требованиям родителей при­вивалось как первостепенный долг, а непослушание приводило к ост­ракизму, то действенная сила обычая в дополнение к этим мотивам была достаточна, чтобы гарантировать покорность. Отец у индейцев никогда не беспокоился по поводу брака своих детей. Вмешиваться означало бы посягать на женские права; а последние, какими бы они ни были, соблюдались им настолько же свято, насколько он был не­преклонен, настаивая на уважении к его собственным правам.

Как только стороны извещались о заключении брака, он завер­шался несложным обрядом. На следующий день после объявления девушку, которую провожали подруги, мать отводила в дом буду­щего мужа. Невеста несла в руках несколько пресных кукурузных лепешек, которые она, войдя в дом, подносила свекрови как знак своего умения и полезности в домашних делах. Приняв их, мать молодого воина отдаривала мать невесты олениной или другими про­дуктами охоты в качестве свидетельства его способности обеспечить свою семью. Этот обмен дарами скреплял и заключал договор,

связывавший новую пару брачными узами. Так несложно было со­здать брачный союз у наших первобытных обитателей.

Из самой сущности института брака у ирокезов следует, что лю­бовная страсть была им совершенно незнакома. После брака, есте­ственно, между мужем и женой появлялась привязанность благодаря общению, привычке и взаимной зависимости. Но той чудесной стра­сти, которая рождается при более высоком проявлении велений че­ловеческого сердца и основана на развитии любви между полами, они совершенно не знали. По своему темпераменту они были ниже даже простейших форм этого чувства. Привязанность друг к другу или развитие этого чувства до брака были им неизвестны; то же са­мое относится и к перспективам брака. Тот факт, что индивидуумы объединялись в этот союз без их ведома или согласия и, возможно, даже без предварительного знакомства, иллюстрирует и подтверждает это положение. Наше вторжение во владения писателей с их романа­ми, поэтов с их фантазией, посвященных чувствам, возникавшим в индейском обществе, может, пожалуй, лишить воображение читате­ля некоторых приятных впечатлений. Но эти впечатления совер­шенно не соответствуют брачным институтам и фактам социальной истории индейцев.

Общение между полами сдерживалось обстоятельствами и наклон­ностями. Индейские обычаи и образ жизни делили народ в общест­венном отношении на два больших класса — мужской и женский. Мужчина искал беседы и общества мужчин, они вместе развлекались и вместе выполняли более суровые обязанности жизни. Точно так же женщина искала общения с представительницами своего пола. Общение между полами было невелико — в том смысле, как это по­нимается в светском обществе. Официальные визиты были им неиз­вестны. Если неженатая молодежь обоего пола случайно сходилась вместе, то молодые люди мало или почти не разговаривали. Ими никогда не делались попытки понравиться или доставить удоволь­ствие друг другу, оказывая знаки личного внимания. Больше чем когда-либо они общались во время советов и религиозных празд­неств, но общение сводилось к пляскам и само по себе было ограни­ченным. Объяснение этому странному явлению отчасти можно найти в отсутствии равенства полов. Индеец смотрел на женщину как на существо низшее, зависимое и как на служанку мужчины, и благо­даря воспитанию и привычке она сама себя считала такой. Это не­равенство в положении в совокупности с силой обычая дает удовлет­ворительное объяснение многим характерным особенностям индей­ского общества. В появлении склонности между полами и развитии родственных чувств следует искать источник вежливости и смяг­чения грубости жизни 15.

В тесной связи с темой о браке стоит вопрос о разводе. Полига­мия была у ирокезов запрещена и никогда не практиковалась, но право избавиться от жены или расстаться с ней по обоюдному согла­сию было предоставлено каждому. Матери поженившейся пары были? ответственны за их согласие и дружбу/Если между ними возникали \ разногласия, то обязанностью матерей было добиться примирения {

и дать им совет, чтобы предостеречь от повторения разногласий. Но если за примирением снова следовали неприятности и характеры супругов исключали домашний мир, происходил разрыв или по вза­имному соглашению, или из-за решительного отказа одной из сторон признавать дальше брачные отношения. Так как подобный разрыв в прежние времена считался позорным для сторон и последние под­вергались общественному порицанию, то они случались не часто. Позднее, однако, нерушимость брачного договора соблюдалась менее свято, и самых легкомысленных причин или минутного каприза бы­ло достаточно для разрыва брачных уз.

Муж и жена никогда не принадлежали к одному и тому же пле­мени, как это было подробно объяснено выше, а дети принадлежали к племени матери. За отцами не признавалось ни право опеки над ними, ни право на их воспитание. Так как после развода он далее не беспокоился о них и не интересовался их будущим благополучием, они становились чужими для него сейчас же после расставания. Родительская любовь со стороны отца, как это обычно бывает, была намного слабее, чем со стороны матери. Отец-индеец редко ласкал своих детей или как-либо внешне проявлял хотя бы малейшую заботу об их благополучии, но, когда его сыновья вырастали, он сильнее привязывался к ним, делая их своими товарищами на охоте и на тропе войны. Забота о них в младенчестве и детстве полностью вверялась бдительной привязанности матери.

По законам ирокезов они никогда не теряли своей принадлежно­сти к нации, так же как и к племени, и не могли перейти в другую нацию или в другое племя. Если женщина кайюга выходила замуж за сенека, то_д_ети ее были кайюга и ее потомки по женской линии до самого последнего поколения продолжали быть кайюга, хотя они и проживали вместе с сенека и благодаря бракам с ними почти утра­тили частицу крови кайюга. Таким же образом в том случае, когда могаук женился на женщине из племени делаваров, то ее дети были не только делавары, но и чужаки, если только они не были усынов­лены согласно обычному праву и названы как могауки и о факте усыновления не было возвещено на открытом совете.

Собственность и по количеству ее, и по видам была чрезвычайно ограниченна, как, естественно, и следует ожидать у народа, ведущего охотничий и полуземледельческий образ жизни и считающего про­питание пределом своих потребностей и стремлений. Но как бы соб­ственность ни была незначительна в своей совокупности, она тем не менее существовала и распределялась по установленным законам. Так как ирокезы не имели ни денежного обращения, ни торговли, ни стремления к наживе, то их собственность состояла лишь из зе­мельных наделов, фруктовых садов16, домов, орудий охоты, оружия, одежды, домашней утвари, личных украшений, запасов зерна, зве­риных шкур и тех разнообразных изделий, изобретать которые за­ставляла их жизнь. Ни муж, ни жена не теряли права на свою соб­ственность. Пока существовали брачные отношения, жена, так же как и ее супруг, владела и распоряжалась своим собственным иму­ществом, забирая все с собой в случае развода. Ни один человек

не мог получить неограниченного права на владение землей, так как по законам ирокезов это право принадлежало всему народу, но каж­дый мог брать для обработки столько незанятой земли, сколько ему было угодно; и до тех пор, пока онпродолжал обрабатывать ее, ох­ранялось и обеспечивалось его право на владение землей. Он мог также продать свои улучшения6 или завещать их жене или детям. Если жена до замужества или после него наследовала фруктовые сады, засаженные или обработанные участки земли, она могла рас­полагать ими по своему усмотрению, и в случае ее смерти они на­следовались ее детьми вместе с остальным имуществом. Правило на­следования после смерти отца было иным. Его дети, не принадлежав­шие к отцовскому племени, были вне линии наследования, потому что по законам ирокезов собственность не могла путем передачи по на­следству уходить из племени. Если отец завещал свои обработан­ные участки или любую другую собственность своей жене или детям в присутствии свидетеля, то им разрешалось владеть ими. Но если он не распределил свое имущество, оно передавалось после его кон­чины ближайшим родственникам в его собственном роде, которые обычно отдавали семье дом и всякие предметы обихода по своему усмотрению, а остаток распределяли между собой; в память о по­койном.

Одной из наиболее привлекательных черт индейского общества был пронизывавший его дух гостеприимства. Пожалуй, никогда ни один народ не доводил этот принцип до такой степени универсаль­ности, как это сделали ирокезы. Их дома были открыты во всякое время дня и ночи не только друг для друга, но и для путника и чуже­земца. С приветливыми и добрыми словами они угощали гостя с той щедростью, которую позволяли им средства. Нередко один такой дом вмещал от 10 до 20 семей, связанных вместе узами близкого родства и составлявших в действительности одну семью. Они в полной мере осуществляли принцип обобществленной жизни ж. Все, что давали охота, земледелие, природа, все, что добывалось любым членом объе­диненных семей, шло на пользу всех, так как все их запасы были об­щими. В общем хозяйстве пища готовилась в определенные часы и была доступна всем. Кроме утренней еды, у индейцев не было регу­лярного питания, и свой голод они утоляли в любое время, когда представлялся случай. Так как в старину у них не было столов, то они ели отдельно и всякий раз, когда это можно было сделать без больших хлопот; при этом сначала ели мужчины, а после них — женщины. Забота о питании была целиком возложена на женщин, так как мужчина никогда не спрашивал о еде. Когда бы ни возвра­щался муж, в любое время дня обязанностью и обычаем жены было поставить перед ним пищу. Если в жилище входил соеед или чуже­земец, то перед ним немедленно ставилось блюдо кукурузной каши или что-нибудь другое, приготовленное ею, с приглашением отве­дать. Это гостеприимство 'распространялось на всех пришельцев,

с В тексте: Ыз шргоуетепЬв (Прим, ред.) ж В тексте: !луш§ 1в сошшоп (Прпм. ред.

когда бы они ни приходили и сколько бы их ни было, и являлось первым знаком оказываемого внимания. Этот обычай был всеобщим и действительно являлся одним из законов их социальной системы. Пренебрежение к его соблюдению рассматривалось и как нарушение гостеприимства, и как личное оскорбление. Сосед или чужеземец,, переходя из дома в дом в индейском селении, мог получать угощение в каждом жилище, в которое он входил. Если аппетит гостя был пол­ностью удовлетворен, то оп был обязан из вежливости попробовать поднесенное блюдо и ответить обычной благодарностью: Ш-пе-а'-•меЪ, «Я благодарю вас»; не соблюсти то и другое означало нарушить обычаи жизни. Таким образом, чужеземец мог питаться бесплатно до тех пор, пока ему это нравилось; родственник же имел право поль­зоваться жилищем любого своего сородича столько времени, сколько ему требовалось. Благодаря такому простому и всеобщему закону гостеприимства им совершенно были незнакомы голод и нищета. Этот способ удовлетворения потребностей человека поражает своей новизной. Основанный на началах братства и общественных взаимо­отношений, он ненамного отличался от общего стола спартанцев. Обильные запасы кукурузы, которая взращивалась на их плодород­ных и легко обрабатываемых полях, и несложная пища индейцев делали это широко распространенное гостеприимство незначитель­ным бременем. Оно основывалось главным образом на трудолюбии, а следовательно, и на природной доброте индейской женщины, ко­торая, возделывая кукурузу и другие растения и собирая дикие пло­ды, обеспечивала основную часть их средств существования, потому что воин презирал земледельческий труд и считал всякую работу ниже своего достоинства. Но это находилось в полном соответствии с беспримерным великодушием характера индейца. Он уступал свой обед, чтобы накормить голодного, покидал свою постель, чтобы дать отдохнуть уставшему, и отдавал свою одежду, чтобы одеть нагого. Для индейского характера никакое испытание дружбы не было слиш­ком суровым, никакая жертва не была слишком велика, чтобы воз­наградить за помощь, никакая верность договору не была слишком непоколебима. С врожденным пониманием свободы и достоинства че­ловека он проявлял благороднейшие качества души и совершал вы­дающиеся поступки гуманности в этих лесных дебрях, на которые мы привыкли смотреть как на пустую и страшную глушь 8.

Наши рекомендации