Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 6 страница
Рис. 22. Персиковые косточки (для игры) (§чз-1са'-еЪ); чаша (для игры) (§а-)Ш) |
Чаша вырезалась из древесного нароста или делалась из глины диаметром у основания около фута. Затем шесть персиковых косточек обтачивали или обрезали до овальной формы, уменьшая их при этом приблизительно наполовину, после чего удаляли сердцевину и сами косточки обжигали с одной стороны, чтобы зачернить их. На рис. 22 показаны и чаша и косточки; последние изображены в различных положениях, чтобы была видна степень их выпуклости.
Это была очень простая игра, зависевшая отчасти от ловкости играющего, но больше от его удачи. Играющий тряс персиковыми косточками в чаше, и счет зависел от того, сколько их ложилось вверх одним цветом, после того как их переставали катать в чаше. В общественном доме совета в эту игру играли несколько человек, двое одновременно, под наблюдением руководителей, назначенных представителями от каждой партии и ведущих состязание. Продолжительность игры зависела до некоторой степени от числа бобов, составлявших банк, — обычно их была сотня,— и победа одерживалась той стороной, которая в конечном счете выигрывала их все.
Воздвигался помост в несколько футов высотой от пола и устилался одеялами. Когда битье об заклад было закончено и вещи были переданы под охрану руководителей, последние усаживались на помост, окруженные толпой зрителей, и за игру садились два человека, представители двух партий, на которые они сами разделялись. Бобы для банка ссыпались в одно место. Каждому игроку давалось по пять из них, с этим количеством он и начинал. Каждому игроку по правилам игры разрешалось сохранять свое место до тех пор, пока он не проигрывал свой запас, после чего он уступал место другому игроку своей партии, выбиравшемуся ее руководителями: И та-
ново было правило безотносительно к количеству бобов, которое он мог выиграть у своего противника. То, что он выигрывал, передавалось руководителям его партии. Шесть персиковых косточек клались в чашу и встряхивались игроком; если пять из них выпадало одного цвета, белого или черного, то засчитывалось одно очко и его противник платил ему проигрыш в размере одного боба; боб просто шел за единицу в счете игры. При следующем встряхивании, право на которое сохранял за собой выигравший игрок, если выпадало наверх меньше чем пять одного цвета, это не считалось ни за выигрыш, ни за проигрыш, и он передавал чашу своему противнику. Тот встряхивал чашу, и если все косточки выходили одного цвета, белого или черного, то это засчитывалось за пять очков. Для уплаты этого проигрыша требовался весь запас бобов первого игрока, после чего, не имея чем платить, он оставлял свое место, которое занимал другой из его партии; он получал из банка то же число бобов, которое имел и первый. Этот игрок продолжал бросать до тех пор, пока выигрывал, после чего передавал чашу своему противнику. Если игроку удавалось выиграть пять бобов, а у его противника оставался всего один,— это было все, что он мог выиграть. Таким образом, игра продолжалась с переменным счастьем, пока бобы не распределялись между обеими сторонами соразмерно их удаче. После этого игра продолжалась так же, как и прежде, причем запас каждому новому игроку ссужался руководителями его собственной партии; но так как бобы или фишки были теперь вне поля зрения, никто, кроме руководителей, не знал точно состояния игры. В этой игре было лишь два козырных броска, один из которых шел за один, а другой — за пять. Когда одна из партий лишалась всех своих бобов, игра кончалась.
В этой игре были и некоторые другие особенности и отступления, которые были бы необходимы для полного ее понимания, но для объяснения общего ее характера сказано уже достаточно. Если они начинали играть в эту игру около полудня, то часто случалось, что заканчивалась она только на другой день. Она превратилась в продолжительную игру, так как ее заботливо охраняли от крайней переменчивости, присущей большинству азартных игр. Обычно интерес к играм этого рода не зависит от удивительных комбинаций, заключенных в их построении. В огромной степени он зависит от обычаев, привычек и ассоциаций. Нередко наиболее простая по своему плану игра является наиболее привлекательной и захватывает опытного игрока. Такая игра, несмотря на кажущуюся простоту, вызывала большое возбуждение, и, когда определялся ее исход, торжество победителей прорывалось в неистовой радости. Часами напряженно следили они за переменчивым счастьем игры, и, как только прекращалось длительное состояние ожидания и кончалось напряжение ума, разрядка в порыве победы проявлялась в бурных восклицаниях.
Краткое описание схемы всех этих игр не в состоянии выявить скрытые источники развлечений, так же как пространные описания шахматной игры — раскрыть очарование самой игры. Интерес ко всем этим играм зависит от обстоятельств. Олимпийские, пифийские и другие игры греков, аполлинарии, цирцензии и другие игры рим-
лян состояли главным образом, как хорошо известно, из бегов, верховой езды и состязания на колесницах. За исключением последнего, эти игры не были, по существу, намного совершеннее игр ирокезов. Но они стали самым выдающимся развлечением античного мира, особенно у греков. У ирокезов при проведении их национальных игр царили энтузиазм и дух соревнования, подобные тем, которые характеризовали спортивные праздники античности. Хотя национальные игры, так же как и народные песни одного народа, не могут вызывать энтузиазм или пробуждать патриотический дух другого, это все же не лишает их интереса. Если спросят, какой интерес для нас могут представлять игры ирокезов, по крайней мере один ответ может быть дан: они показывают, что в отдаленнейших уголках американских дебрей, которые нас учили считать дикой пустыней — до тех пор, пока белый человек не вступил в их пределы,— на самом деле давно уже звучали радостные голоса счастливых людей.
ГЛАВА VI
Индейское общество. — Укрепление селений в старину частоколом.— Дом из коры. — Брак. — Любовная страсть индейцам неизвестна. — Развод. — Права собственности.— Гостеприимство. — Уголовный кодекс. —Верность договорам. — Употребление вампума. — Обычаи войны. — Отсутствие обмена пленными. — Усыновление. — Охота. — Индейская жизнь
Несмотря на простоту жизни индейца и отсутствие в ней более высоких общественных развлечений и удовольствий, присущих утонченным обществам, индейское общество было сплочено постоянными институтами, оно управлялось точно определенными законами, им руководили и двигали его вперед прочно установившиеся привычки и обычаи. Разнообразные побуждения и ограничения, содержавшиеся в этих законах и обычаях, оказывали значительное влияние на общественную жизнь индейцев, и поэтому они представляют собой плодотворные и интересные темы для исследования. Чтобы составить суждение о характере индейца, основанное на знании побуждений и правил поведения, нужно видеть его в свете общественных отношений. Но рассматривать эти темы подробно нецелесообразно.
Ирокезы жили в постоянных селениях. Не умея пользоваться колодцами, они основывали поселения на берегах рек и озер или вблизи обильных источников. Ко времени образования Лиги, когда ирокезы стали подвергаться вторжениям враждебных наций и набегам кочующих групп а, их деревни были расположены компактно и укреплены частоколом. Вырыв ров глубиной в несколько футов вокруг 5—10 акров земли и набросав вынутый грунт на внутреннюю
а В тексте: т1дга1огу Ьап<1з (Прим ред.) 166
сторону площадки, они вбивали в получившийся земляной вал сплошной ряд столбов или кольев под таким углом, чтобы они наклонялись над рвом. Иногда деревня окружалась двойным или даже тройным частоколом. Внутри этой ограды индейцы строили дома из коры и хранили свои запасы. Вокруг было расположено деревенское поле, нередко достигавшее нескольких сотен акров земли, разделенной на посевные участки; те из них, которые принадлежали различным семьям, разграничивались необработанными межами. Древнейшая деревня.сенека Нундэйвао (Мип-йа-\?а'-о), расположенная в верховьях оз. Канандейгуа, была окружена частоколом. Деревня Скахзйсегао (81ш-па8е'-§а-о), находившаяся на месте Лимы, и два-три других древнейших поселения также были укреплены.
Но в начале XVII столетия, которое может быть названо средним периодом истории ирокезов, когда их силы были консолидированы и большинство соседних племен подпало под их господство, необходимость укрепления селений частоколом почти отпала, а с ней исчез сам обычай. Около 1640 г.6, в период открытия внутренней части страны ирокезов, очень немногие из деревень сенека, кайюга и онон-дага были окружены частоколом; но онейда и могауки вследствие вторжений французов продолжали, укреплять свои деревни еще много лет спустя. В это время их селения также строились компактно.
Современная деревня представляет группу домов, разбросанных, подобно деревьям, в лесу, с неправильными промежутками и на обширном пространстве. Не делалось никаких попыток проложить улицу или расположить дома в ряд; редко два дома находились на одной линии напротив друг друга. Они группировались на расстоянии, достаточно близком для соседства.
Так как в ранние времена размер деревень ирокезов определялся количеством домов, то для выяснения числа жителей важно отметить разницу между ганосоте (§а-по'-5о4е), или домом из коры, среднего и нового периодов. Когда селение было раскидано на обширном пространстве, то дома были обособлены друг от друга и обычно предназначались для одной семьи; если же оно было компактным, как в древние времена, то дома строились очень длинными и делились на секции, чтобы дать пристанище нескольким семьям. Длинный дом имел обычно от 50 до 130 футов в длину и около 16 в ширину, перегородки были расположены с интервалом в 10—12 футов или равны длине двух тел. Каждая комната являлась, в сущности, отдельным домом, в центре которого находился очаг и где размещались две семьи, по одной с каждой стороны очага. Таким образом, дом длиной 120 футов мог вмещать 10 очагов и 20 семей.
Некий м-р Гринхалшв 1677г. посетил деревню сенека Дайодехок-то (Ва-уо-<3е-по1с'-1;о), что означает «извилистая речка», расположенную на излучине протоки Хонеойе, к западу от Мендоны, в графстве Монро. Называя деревню Тиотохэйттон, он так говорит о ней: «Тиотохэйттон лежит на краю или над обрывом холма; имеет немного
6 Францисканец Ле Карон в 1616 г. пересек страну ирокезов (ВапсгоЛ'в V. З.'Ш, 120). Тем не менее до 1640 г. о них было известно очень мало.
расчищенной земли; находится близ реки Тиотохэйттон, что значит излучина". Она расположена в 30 милях западнее Канагораха, вероятно Нундэйвао, и имеет около 120 домов, которые являются самыми большими из всех виденных нами (обычные дома имеют от 50 до 60 футов в длину), с 12—13 очагами в каждом. У них хороший запас кукурузы, растущей в миле к северу от поселения» в. В 1687 г. эту деревню вместе с тремя другими деревнями сенека захватил маркиз де Нонвиль во время нашествия на их земли. В указе (Ас1ё), изданном от имени Франции в этом селении, по которому французы вступали в формальное владение территориями сенека-ирокезов, оно обозначено как «Тотиактон» и названо «крупнейшей из деревень сенека» г. Нет ничего невероятного в том, что в крупнейших селениях ирокезов проживало до 3 тыс. жителей.
Ганосоте, или дом из коры (см. рис. 1), являлся несложной постройкой. В основании он обычно имел около 20 футов длины и 15 ширины, а высота его равнялась 15—20 футам. Остов состоял из вертикальных столбов, крепко вбитых в землю, обычно по пяти с каждой стороны и по четыре на концах, включая угловые столбы. На развилинах этих столбов на высоте около 10 футов от земли горизонтально укреплялись поперечные балки, в которые вделаны были стропила, представлявшие собой жерди, более тонкие, чем балки. Стропила, в свою очередь, крепились жердями, и все обычно располагалось так, что образовывалась изогнутая крыша. После того как остов был закончен, возводились стены и крылись корой красного вяза или ясеня, шершавой стороной наружу. Кору выпрямляли и высушивали, а затем нарезали в виде пластин. Чтобы пластины из коры прочно удерживались на месте, снаружи забивался второй ряд столбов, соответствующий столбам остова, и между ними с помощью креплений из луба и лубяных веревок укреплялись горизонтально пластины. На покрытие одной стороны шли четыре пластины по длине в четыре ряда от основания до стропил, так как они внахлестку перекрывали друг друга по краям и закреплялись по ним; в той же пропорции они использовались на концах. Подобным же способом пластинами из коры, но меньшей величины и обращенными шершавой стороной кверху, с волокнами, направленными по скату, покрывалась и крыша; пластины прошивались насквозь креплениями и таким образом держались между рамами из жердей, как и на стенах. Посередине крыши оставлялось отверстие для дыма, огонь раскладывался на земле в центре дома, и дым поднимался кверху без трубы.
в Бос. Шз*. N. У., 1, с. 13. Далее он указывает, что в Канагорахе имелось 150 домов, в Онондога — 140, в деревне онейда — 100 (там же, с. 12—1^).
г Вое. ШзЪ. N. У., 1, с. 242. Три других селения, захваченных де Нонви-лем, были: Ганнагаро, как оно именуется в Ас1ё, или Гаосэйгао (Оа-о'-за-§а'-о), что означает «в стране американской липы», расположенное на небольшом расстоянии к юго-востоку от Виктора в округе Онтарио; Ганнондата и Ганнонгарэ, одно из которых, несомненно, было Ганундагвэй (Са-1шп-с1а-§\уа), означающее «место, выбранное для поселения», расположенное на территории современной деревни Канандейгуа. Де Нонвиль определил население четырех селений в 15 тыс., а количество кукурузы, уничтоженной его войсками, в 400 тыс. тшо(з (Вое. Шз1., 1, 239). Несомненно, обе эти оценки преувеличены10.
На обоих концах дома были двери, сделанные или из коры и подвешенные на деревянных петлях, или из оленьей или медвежьей шкуры, свисающей над входом. Независимо от длины дома и числа очагов в нем имелось только два входа. Над одним из этих входов вырезалась родовая эмблема главы семьи. Внутри по обеим стенам на высоте устраивались широкие нары, также сделанные из пластин коры, в двух футах от земли, прочно подпертые снизу и тянувшиеся по всей длине дома. На них ирокезы расстилали свои подстилки жз шкур, а также одеяла, используя нары днем для сидения, а ночью для спанья. У каждой стены были устроены одинаковые койки, которые возвышались над нарами на пять футов и закреплялись в остове дома, отгораживая таким образом каждую семью. На балках под крышей висели связки кукурузы, скрепленные листами початков,— запасы на зиму. Обжаренная и высушенная кукуруза и бобы хранились обычно в сосудах из коры, которыми заставляли углы. Орудия охоты, домашняя утварь, оружие, одежда и различные вещиД складывались и развешивались там, где только имелось свободное место. Строение такого типа годилось для семьи из восьми человек с ограниченными потребностями, служило местом хранения необходимых запасов и было довольно удобным. Познакомившись с употреблением топора, ирокезы начали вместо прежних делать дома из бревен, но строили их по старому типу. В современных деревнях ирокезов долины Дженеси многие дома — этого типа.
Иногда возводились дома и другого вида — для временного использования или для нужд небольшой семьи. В основании его лежал треугольник, а остов состоял из расположенных на каждой стороне трех жердей, сходившихся у верхушки, но оставлявших достаточное пространство для дымового отверстия. Покрывались они тем же способом, что и прямоугольный ганосоте. Жилища из коры этого типа нередко строились в качестве убежища во время охоты.
У ирокезов был обычай зарывать излишек своей кукурузы, а также всю обжаренную зеленую кукурузу в тайные хранилища, где первая сохранялась без порчи в течение года, а вторая значительно дольше. Они вырывали яму, выкладывая ее дно и стены корой, и, положив внутрь ямы кукурузу, воздвигали над ней крышу из коры, непроницаемую для воды, а затем все покрывали землей. Ямы с обжаренной кукурузой до сих пор еще попадаются близ древних поселений ирокезов. Заготовленную впрок оленину и другое мясо зарывали в землю тем же способом, если не считать того, что хранилище из коры выстилали оленьими шкурами.
В этой связи естественно приходят на ум брачные обычаи ироке- \ зов. Они обнаруживают новые, хотя и не очень заметные черты. Брак не был основан на любви, составляющей единственное законное основание этих отношений в цивилизованном обществе, но рассматривался исключительно с точки зрения физической необходимости. ': Это было соглашение не между вступающими в брак сторонами, а,
д Описание их изделий, орудий и утвари ем. в кн. III, гл. I.
по существу, между их матерями, действовавшими нередко под внушением пожилых женщин и мудрых людей тех племен, к которым принадлежали обе стороны. Поэтому вопросы бракосочетания находились под наблюдением старших членов каждого племени, а фактически под материнским контролем. С прогрессом и подъемом расы постепенно были введены изменения, касающиеся брачного возраста и разницы в возрасте вступающих в брак. В прежние времена молодого воина всегда женили на женщине несколькими годами старше его, полагая, что он нуждается в спутнице, опытной в житейских делах. Время женитьбы откладывалось до тех пор, пока юноша не достигал 25 лет, чтобы он мог привыкнуть к трудностям военной тропы и охоты, до того как будет ограничена его свобода и возрастет ответственность из-за необходимости заботиться о семье, какими бы легкими ни казались эти заботы при их общественной системе. Таким образом, часто молодой воин 25 лет был женат на 40-летней женщине, нередко вдове, тогда как вдовец 60 лет соединялся с 20-летней девушкой. Но таковы были их первоначальные обычаи; впоследствии возраст вступающих в брак приблизился к равенству и со временем сократился до 20 лет и даже менее.
Когда мать считала, что ее сын достиг подходящего для брака возраста, она присматривала девушку и, основываясь на отзывах о ней или на личном знакомстве, решала, подходит ли эта девушка сыну по нраву и характеру. Затем следовали переговоры между матерями, и стороны быстро приходили к соглашению. Иногда советовались с ближайшими родственниками и старейшими членами племен, к которым принадлежали обе стороны, но само по себе их мнение, независимо от желания матерей, не имело значения. Немаловажной чертой сговора являлось полное неведение, в котором пребывали стороны предполагаемого соглашения; первое, что они узнавали, было объявление об их браке, причем возможно, что они никогда не знали и не видели друг друга. С их стороны никогда не было попыток протестовать или возражать, они принимали друг друга как дар своих родителей. Так как повиновение всем требованиям родителей прививалось как первостепенный долг, а непослушание приводило к остракизму, то действенная сила обычая в дополнение к этим мотивам была достаточна, чтобы гарантировать покорность. Отец у индейцев никогда не беспокоился по поводу брака своих детей. Вмешиваться означало бы посягать на женские права; а последние, какими бы они ни были, соблюдались им настолько же свято, насколько он был непреклонен, настаивая на уважении к его собственным правам.
Как только стороны извещались о заключении брака, он завершался несложным обрядом. На следующий день после объявления девушку, которую провожали подруги, мать отводила в дом будущего мужа. Невеста несла в руках несколько пресных кукурузных лепешек, которые она, войдя в дом, подносила свекрови как знак своего умения и полезности в домашних делах. Приняв их, мать молодого воина отдаривала мать невесты олениной или другими продуктами охоты в качестве свидетельства его способности обеспечить свою семью. Этот обмен дарами скреплял и заключал договор,
связывавший новую пару брачными узами. Так несложно было создать брачный союз у наших первобытных обитателей.
Из самой сущности института брака у ирокезов следует, что любовная страсть была им совершенно незнакома. После брака, естественно, между мужем и женой появлялась привязанность благодаря общению, привычке и взаимной зависимости. Но той чудесной страсти, которая рождается при более высоком проявлении велений человеческого сердца и основана на развитии любви между полами, они совершенно не знали. По своему темпераменту они были ниже даже простейших форм этого чувства. Привязанность друг к другу или развитие этого чувства до брака были им неизвестны; то же самое относится и к перспективам брака. Тот факт, что индивидуумы объединялись в этот союз без их ведома или согласия и, возможно, даже без предварительного знакомства, иллюстрирует и подтверждает это положение. Наше вторжение во владения писателей с их романами, поэтов с их фантазией, посвященных чувствам, возникавшим в индейском обществе, может, пожалуй, лишить воображение читателя некоторых приятных впечатлений. Но эти впечатления совершенно не соответствуют брачным институтам и фактам социальной истории индейцев.
Общение между полами сдерживалось обстоятельствами и наклонностями. Индейские обычаи и образ жизни делили народ в общественном отношении на два больших класса — мужской и женский. Мужчина искал беседы и общества мужчин, они вместе развлекались и вместе выполняли более суровые обязанности жизни. Точно так же женщина искала общения с представительницами своего пола. Общение между полами было невелико — в том смысле, как это понимается в светском обществе. Официальные визиты были им неизвестны. Если неженатая молодежь обоего пола случайно сходилась вместе, то молодые люди мало или почти не разговаривали. Ими никогда не делались попытки понравиться или доставить удовольствие друг другу, оказывая знаки личного внимания. Больше чем когда-либо они общались во время советов и религиозных празднеств, но общение сводилось к пляскам и само по себе было ограниченным. Объяснение этому странному явлению отчасти можно найти в отсутствии равенства полов. Индеец смотрел на женщину как на существо низшее, зависимое и как на служанку мужчины, и благодаря воспитанию и привычке она сама себя считала такой. Это неравенство в положении в совокупности с силой обычая дает удовлетворительное объяснение многим характерным особенностям индейского общества. В появлении склонности между полами и развитии родственных чувств следует искать источник вежливости и смягчения грубости жизни 15.
В тесной связи с темой о браке стоит вопрос о разводе. Полигамия была у ирокезов запрещена и никогда не практиковалась, но право избавиться от жены или расстаться с ней по обоюдному согласию было предоставлено каждому. Матери поженившейся пары были? ответственны за их согласие и дружбу/Если между ними возникали \ разногласия, то обязанностью матерей было добиться примирения {
и дать им совет, чтобы предостеречь от повторения разногласий. Но если за примирением снова следовали неприятности и характеры супругов исключали домашний мир, происходил разрыв или по взаимному соглашению, или из-за решительного отказа одной из сторон признавать дальше брачные отношения. Так как подобный разрыв в прежние времена считался позорным для сторон и последние подвергались общественному порицанию, то они случались не часто. Позднее, однако, нерушимость брачного договора соблюдалась менее свято, и самых легкомысленных причин или минутного каприза было достаточно для разрыва брачных уз.
Муж и жена никогда не принадлежали к одному и тому же племени, как это было подробно объяснено выше, а дети принадлежали к племени матери. За отцами не признавалось ни право опеки над ними, ни право на их воспитание. Так как после развода он далее не беспокоился о них и не интересовался их будущим благополучием, они становились чужими для него сейчас же после расставания. Родительская любовь со стороны отца, как это обычно бывает, была намного слабее, чем со стороны матери. Отец-индеец редко ласкал своих детей или как-либо внешне проявлял хотя бы малейшую заботу об их благополучии, но, когда его сыновья вырастали, он сильнее привязывался к ним, делая их своими товарищами на охоте и на тропе войны. Забота о них в младенчестве и детстве полностью вверялась бдительной привязанности матери.
По законам ирокезов они никогда не теряли своей принадлежности к нации, так же как и к племени, и не могли перейти в другую нацию или в другое племя. Если женщина кайюга выходила замуж за сенека, то_д_ети ее были кайюга и ее потомки по женской линии до самого последнего поколения продолжали быть кайюга, хотя они и проживали вместе с сенека и благодаря бракам с ними почти утратили частицу крови кайюга. Таким же образом в том случае, когда могаук женился на женщине из племени делаваров, то ее дети были не только делавары, но и чужаки, если только они не были усыновлены согласно обычному праву и названы как могауки и о факте усыновления не было возвещено на открытом совете.
Собственность и по количеству ее, и по видам была чрезвычайно ограниченна, как, естественно, и следует ожидать у народа, ведущего охотничий и полуземледельческий образ жизни и считающего пропитание пределом своих потребностей и стремлений. Но как бы собственность ни была незначительна в своей совокупности, она тем не менее существовала и распределялась по установленным законам. Так как ирокезы не имели ни денежного обращения, ни торговли, ни стремления к наживе, то их собственность состояла лишь из земельных наделов, фруктовых садов16, домов, орудий охоты, оружия, одежды, домашней утвари, личных украшений, запасов зерна, звериных шкур и тех разнообразных изделий, изобретать которые заставляла их жизнь. Ни муж, ни жена не теряли права на свою собственность. Пока существовали брачные отношения, жена, так же как и ее супруг, владела и распоряжалась своим собственным имуществом, забирая все с собой в случае развода. Ни один человек
не мог получить неограниченного права на владение землей, так как по законам ирокезов это право принадлежало всему народу, но каждый мог брать для обработки столько незанятой земли, сколько ему было угодно; и до тех пор, пока онпродолжал обрабатывать ее, охранялось и обеспечивалось его право на владение землей. Он мог также продать свои улучшения6 или завещать их жене или детям. Если жена до замужества или после него наследовала фруктовые сады, засаженные или обработанные участки земли, она могла располагать ими по своему усмотрению, и в случае ее смерти они наследовались ее детьми вместе с остальным имуществом. Правило наследования после смерти отца было иным. Его дети, не принадлежавшие к отцовскому племени, были вне линии наследования, потому что по законам ирокезов собственность не могла путем передачи по наследству уходить из племени. Если отец завещал свои обработанные участки или любую другую собственность своей жене или детям в присутствии свидетеля, то им разрешалось владеть ими. Но если он не распределил свое имущество, оно передавалось после его кончины ближайшим родственникам в его собственном роде, которые обычно отдавали семье дом и всякие предметы обихода по своему усмотрению, а остаток распределяли между собой; в память о покойном.
Одной из наиболее привлекательных черт индейского общества был пронизывавший его дух гостеприимства. Пожалуй, никогда ни один народ не доводил этот принцип до такой степени универсальности, как это сделали ирокезы. Их дома были открыты во всякое время дня и ночи не только друг для друга, но и для путника и чужеземца. С приветливыми и добрыми словами они угощали гостя с той щедростью, которую позволяли им средства. Нередко один такой дом вмещал от 10 до 20 семей, связанных вместе узами близкого родства и составлявших в действительности одну семью. Они в полной мере осуществляли принцип обобществленной жизни ж. Все, что давали охота, земледелие, природа, все, что добывалось любым членом объединенных семей, шло на пользу всех, так как все их запасы были общими. В общем хозяйстве пища готовилась в определенные часы и была доступна всем. Кроме утренней еды, у индейцев не было регулярного питания, и свой голод они утоляли в любое время, когда представлялся случай. Так как в старину у них не было столов, то они ели отдельно и всякий раз, когда это можно было сделать без больших хлопот; при этом сначала ели мужчины, а после них — женщины. Забота о питании была целиком возложена на женщин, так как мужчина никогда не спрашивал о еде. Когда бы ни возвращался муж, в любое время дня обязанностью и обычаем жены было поставить перед ним пищу. Если в жилище входил соеед или чужеземец, то перед ним немедленно ставилось блюдо кукурузной каши или что-нибудь другое, приготовленное ею, с приглашением отведать. Это гостеприимство 'распространялось на всех пришельцев,
с В тексте: Ыз шргоуетепЬв (Прим, ред.) ж В тексте: !луш§ 1в сошшоп (Прпм. ред.
когда бы они ни приходили и сколько бы их ни было, и являлось первым знаком оказываемого внимания. Этот обычай был всеобщим и действительно являлся одним из законов их социальной системы. Пренебрежение к его соблюдению рассматривалось и как нарушение гостеприимства, и как личное оскорбление. Сосед или чужеземец,, переходя из дома в дом в индейском селении, мог получать угощение в каждом жилище, в которое он входил. Если аппетит гостя был полностью удовлетворен, то оп был обязан из вежливости попробовать поднесенное блюдо и ответить обычной благодарностью: Ш-пе-а'-•меЪ, «Я благодарю вас»; не соблюсти то и другое означало нарушить обычаи жизни. Таким образом, чужеземец мог питаться бесплатно до тех пор, пока ему это нравилось; родственник же имел право пользоваться жилищем любого своего сородича столько времени, сколько ему требовалось. Благодаря такому простому и всеобщему закону гостеприимства им совершенно были незнакомы голод и нищета. Этот способ удовлетворения потребностей человека поражает своей новизной. Основанный на началах братства и общественных взаимоотношений, он ненамного отличался от общего стола спартанцев. Обильные запасы кукурузы, которая взращивалась на их плодородных и легко обрабатываемых полях, и несложная пища индейцев делали это широко распространенное гостеприимство незначительным бременем. Оно основывалось главным образом на трудолюбии, а следовательно, и на природной доброте индейской женщины, которая, возделывая кукурузу и другие растения и собирая дикие плоды, обеспечивала основную часть их средств существования, потому что воин презирал земледельческий труд и считал всякую работу ниже своего достоинства. Но это находилось в полном соответствии с беспримерным великодушием характера индейца. Он уступал свой обед, чтобы накормить голодного, покидал свою постель, чтобы дать отдохнуть уставшему, и отдавал свою одежду, чтобы одеть нагого. Для индейского характера никакое испытание дружбы не было слишком суровым, никакая жертва не была слишком велика, чтобы вознаградить за помощь, никакая верность договору не была слишком непоколебима. С врожденным пониманием свободы и достоинства человека он проявлял благороднейшие качества души и совершал выдающиеся поступки гуманности в этих лесных дебрях, на которые мы привыкли смотреть как на пустую и страшную глушь 8.