Политическая модернизация: критерии, типы, условия осуществления.
Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США..
В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.
Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.
Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях. В результате возникли концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.
Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов:
* идентичности,
* легитимности,
* участия,
* проникновения,
* распределения,
сопровождающих процесс политической модернизации.
Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.
Вопрос №29
Политический конфликт. Способы разрешения и урегулирования.
Конфликт – это острое противоборство, столкновение двух или нескольких сторон с целью нанесения максимального ущерба друг другу или же уничтожения друг друга. Причины конфликта могут быть разными: дефицит социальных статусов и политических статусов + дефицит материальных ресурсов + психологический фактор (несоответствие того, что есть тому, что должно быть по субъективному мнению сторон). Основные причины конфликтов в обществе: расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Любой конфликт имеет: « + » решаются возникшие противоречия; процесс урегулирования – огромная политическая школа; способность урегулировать конфликт порождает уверенность, что можно не применять оружие; « - » гибнут люди; утрачивается материальные и культурные ценности; усиливается чувство злобы и мести. Лучше когда конфликтов много, т.к. один конфликт аккумулирует энергию в одном направлении => разрушительные последствия. Когда много конфликтов их энергии рассыпаются => другие последствия.