Практических занятий по курсу «История»
История
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов
заочной формы обучения по всем направлениям подготовки
Красноярск 2017
Издаётся по решению научно-методических советов факультета экономики и факультета психологии АНО ВО СИБУП
Рецензент:
Е.А. Шушканова,
кандидат исторических наук, доцент
Сибирского государственного аэрокосмического университета
им. академика М.Ф. Решетнева.
Карлов С.В.
История: методические указания к выполнению контрольной работы для
студентов заочной формы обучения по всем направлениям подготовки /
АНО ВО СИБУП. — Красноярск, 2017. —35с.
Предлагаемое учебное издание включает: введение, программу изучаемой дисциплины, методические указания к выполнению контрольной работы, десять вариантов контрольных работ, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительной литературы по курсу «История», тренировочные тесты и приложения.
© АНО ВО СИБУП, 2017
© Карлов С.В., 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… | |
Структура курса…………………………………………………………………... | |
Содержание дисциплины………………………………………………………… | |
Методические указания к выполнению контрольной работы…………………. | |
Варианты контрольных работ……………………………………………………. | |
Вопросы к экзамену………………………………………………………………. | |
Список литературы……………………………………………………………… | |
а) основная литература…………………………………………………………… | |
б) дополнительная литература…………………………………………………… | |
Тренировочные тесты…………………………………………………………… | |
Приложение 1 Образец титульного листа контрольной работы………………………………... | |
Приложение 2 Правители России с древнейших времён по 2 марта 1917 г…………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания по курсу «История» составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3+, учебным планом и программой дисциплины.
Целью курса является изучение основных этапов отечественной истории в неразрывной связи с мировым историческим процессом.
Практическая значимость курса заключается в приобретении студентами соответствующей суммы знаний, умений и навыков. Кроме того, история воспитывает гражданственность, любовь к своему Отечеству.
Каждый гражданин должен знать всё о своём Отечестве. Кто не знает прошлое своей страны – не может представить её будущее. Кто не видит её будущее – не может создавать настоящее.
Главная задача курса— показать исторический путь, пройденный нашим Отечеством и населяющими его народами, и определить роль России в мировом цивилизационном процессе.
Курс является обобщающим, синтезирующим. Он выполняет мировоззренческую, информационно-познавательную и воспитательную функции.
Изучение дисциплины «История» даёт возможность студентам:
• иметь научное представление и знания по истории Отечества;
• владеть историческими понятиями и терминами;
• знать хронологию важнейших исторических событий и явлений;
• иметь представление об исторических источниках и приёмах работы с ними;
• владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
• уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.
Курс «История» предполагает проведение цикла установочных лекций, практических занятий, самостоятельную работу студентов по темам, написание ими контрольно-проверочной работы и итоговый контроль в форме экзамена.
Данные методические указания включают: введение, программу изучаемой дисциплины, методические указания к выполнению контрольной работы, десять вариантов контрольных работ, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительной литературы по курсу «История», тренировочные тесты и два приложения.
Всё это создаёт необходимую методологическую и методическую базу для успешного изучения данной учебной дисциплины и качественного выполнения контрольных заданий.
Данная учебная дисциплина нацелена на формирование у студентов, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент», таких общекультурных компетенций выпускника как:
ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОК-6 – способность к самоорганизации и самообразованию.
В свою очередь, у студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», формируются такие общекультурные компетенции выпускника как:
ОК-2 — способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОК-7 — способность к самоорганизации и самообразованию.
У студентов, обучающихся по направлению 37.03.01 «Психология», формируется такая общекультурная компетенция выпускника как:
ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
СТРУКТУРА КУРСА
Курс «История» имеет следующую структуру:
1. История России с древнейших времён до конца XVI века.
2. Россия в XVII—XIX вв.
3. Наше Отечество в XX— начале XXI века.
План-программа обзорных лекций и тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.История как наука.
Предмет истории как науки. Социальные функции исторической науки. Основные методологические проблемы и принципы. Основные методы исторического исследования. Виды исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в познании прошлого. Место археологии в системе исторических дисциплин. Этапы развития российской исторической науки. Классики русской исторической мысли. Варианты периодизации исторического развития человеческого общества. История России — неотъемлемая часть всемирной истории.
Тема 6.Россия в XVI веке.
Общая характеристика социально-экономического развития России. Правление Василия III. Правление Елены Глинской: борьба за власть, реформы. Период боярского правления. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. и его значение. Реформы Ивана IV и Избранной рады в 1550-е годы. Опричнина: замыслы и результаты. Формирование казачества. Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья в середине XVI века: причины, ход, итоги. Ливонская война: причины, основные этапы, итоги. Начало покорения Сибири. Поход Ермака. Правление царя Фёдора Ивановича. Развитие русской культуры.
Тема 14. СССР в 1928 — 1945 гг.
Форсированная индустриализация: цели, ход, особенности, итоги. Политика «великого перелома»: насильственная сплошная коллективизация и массовое раскулачивание. Формирование и функционирование административно-командной системы. Узурпация Сталиным власти в стране и партии. Массовые политические репрессии 1930-х гг. против «врагов народа». Новая Конституция СССР 1936 г. Задачи и основные направления советской внешней политики. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Разгром милитаристской Японии. Культурная и духовная жизнь советского общества.
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы является важным компонентом процесса подготовки к сдаче экзамена по курсу «История» и осуществляется для решения следующих задач:
1. Для активизации и эффективной организации самостоятельной работы студентов по изучению предмета в межсессионный период.
2. Для самопроверки студентами уровня своих знаний, умений и навыков по дисциплине и степени готовности к сдаче экзамена.
3. Для проверки преподавателем качества и результатов самостоятельной работы студентов.
Студентам представлено десять вариантов контрольных работ, каждая из которых пишется только по одному варианту. Вариант контрольной работы студенты определяют самостоятельно, в соответствии с последней цифрой порядкового номера своей зачётной книжки. Например, если последняя цифра порядкового номера зачётной книжки – 6, то, следовательно, контрольная работа выполняется по шестому варианту. Если последняя цифра порядкового номера зачётной книжки – 0, то соответственно следует выполнить контрольную работу по 10 варианту.
Преподаватель будет определять правильность выбора варианта контрольной работы также по последней цифре порядкового номера Вашей зачётной книжки.
При выполнении контрольной работы студенты должны придерживаться следующих требований:
• Приступая к выполнению работы, следует внимательно ознакомиться с программой курса.
• Работа должна выполняться студентами самостоятельно. Если самостоятельность выполнения вызывает сомнение у преподавателя, то студентам будет предложено пройти собеседование по работе.
• Вопросы выполняемого варианта работы необходимо переписать полностью, без сокращений.
• Отвечать на вопросы надо в той последовательности, в какой они даны в варианте работы.
• Исключить введение и заключение из структуры работы, так как она состоит из вопросов, относящихся к разным разделам дисциплины.
• Максимально полно изучить литературу, относящуюся к соответствующему варианту работы.
• Изучить опубликованные исторические источники, относящиеся к вопросам выбранного варианта работы, так как они помогут уточнить, расширить и углубить Ваши представления о рассматриваемых вопросах отечественной истории, почувствовать «дыхание эпохи», а также снабдят материалом, который позволит Вам украсить работу цитатами.
• При изложении ответов на вопросы работы необходимо обращаться к справочному материалу, в том числе — энциклопедиям, чтобы сформировать правильное понимание исторических терминов, получить больше информации об исторических лицах – «героях» исторического процесса.
• При цитировании первоисточников следует сделать сноску, где правильно указать выходные данные (фамилию и инициалы авторов или составителей, название произведения, место и год издания работы, номер страницы).
• Работа выполняется на листах бумаги формата А4 в компьютерном варианте.
• Отступ сверху и снизу —2 см, отступ справа —1,5 см, отступ слева —2,5 см.
• Шрифт — «TimesNewRoman», размер шрифта — 14, начертание шрифта — «обычный» (не допускается курсив и жирные или полужирные начертания).
• Межстрочный интервал — «полуторный».
• Отступ первой строки («красной строки») —1,25 см.
• Выравнивание — «по ширине».
• Нумерация страниц — сквозная, проставляется вверху страницы. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.
• «Содержание» работы помещается на странице 2.
• Наименования вопросов работы пишутся в тексте с красной строки в виде заголовка строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или нескольких предложений, их разделяют точкой.
• Не допускается помещать заголовки на отдельных листах без сопровождения текстом. После заголовка перед набором текста делается отступ в два полуторных интервала.
• Список литературы (или список источников и литературы) пишется с новой страницы в конце работы.
• Объём работы не более 20 страниц.
• Выполненную работу следует либо скрепить степлером и поместить в файл-пакет, либо поместить в папку-скоросшиватель.
• Готовая к проверке работа представляется на кафедру общественных наук не позднее, чем за две недели до начала сессии.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1. Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства Киевской Русью и последствия христианизации для судеб страны.
2. Лжедмитрий I.
3. Политика реформ П.А. Столыпина: концепция, ход, результаты.
Литература:
1. Бородин, А. П. Столыпин. Реформы во имя России / А.П. Бородин. — М.: Вече, 2004. — 384 с.
2. Иловайский, Д. И. История Руси. Киевский период / Д.И. Иловайский. — М.: АСТ, 2008. — 336 с.
3. Карпов, А. В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX—XI веках / А.В. Карпов. — Санкт-Петербург:Алетейя, 2008. — 184 с.
4. Козляков, В.Н. Лжедмитрий I / В.Н. Козляков. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 288 с.
Мавродин, В.В. Древняя и средневековая Русь / В.В. Мавродин. — Санкт-Петербург: Наука, 2009. — 722 с.
Милютенко, Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси / Н.И. Милютенко.— Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2008. — 576 с.
Савинова, Е.Н. Правители России. От Рюрика до Николая II / Е.Н. Савинова. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. — 432 с.
Сидоровнин, Г.П. П.А. Столыпин. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862 — 1911) / Г.П. Сидоровнин. — М.: ОСЛН, 2014. — 736 с.
Смута и бунташный век. Сб. / Сост. Г.А. Елисеев. — М.: Вече, 2010. — 384 с.
Фроянов, И.Я. Загадка крещения Руси / И.Я. Фроянов. — М.: Алгоритм, 2009. — 336 с.
Вариант 2
1. Эпоха Ярослава Мудрого.
2. «Семибоярщина». Первое и Второе ополчения. Окончание Смуты.
3. Русско-японская война 1904 — 1905 гг.
Литература:
1. Горский, А. А. История России с древнейших времён до 1914 года: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Горский. — М.:Астрель, 2008. — 288 с.
2. Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / А.Ю. Карпов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 592 с.
3. Крестьянинов, В. Я. Цусимское сражение 14 — 15 мая 1905 г. / В.Я. Крестьянинов. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Остров, 2003. — 272 с.
4. Платонов, С. Ф. Русская история: полный курс лекций / С.Ф. Платонов. — М.: Эксмо, 2014. — 637 с.
5. Россия в XX веке: Народ, власть, войны, революции, общество: учеб. книга / [М.П. Ирошников и др.]. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Изд.дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2005. — 608 с.
6. Русско-японская война: 1904 — 1905 гг. / [В.Шацилло и др.]. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 504 с.
7. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. Происхождение Руси и становление её государственности / Б.А. Рыбаков. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2014. — 622 с.
8. Скрынников, Р. Г. Русская история IX—XVII вв. / Р.Г. Скрынников.— Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 496 с.
9. Франклин, С. Начало Руси. 750 — 1200 / С. Франклин, Д. Шепард; пер. с англ. — Санкт-Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009. — 672 с.
10. Франклин, С. Письменность, общество и культура в Древней Руси: (около 950 — 1300 гг.) / С. Франклин. — Санкт-Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009. — 552 с.
Вариант 3
1. Борьба русских земель с внешней агрессией в XIII в.
2. Пётр I— реформатор.
3. Белое движение в России и его судьба.
Литература:
1. Анисимов, Е.Пётр Великий: личность и реформы / Е.Анисимов.— Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 464 с.
2. Белое движение. Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель / Сост. А.С. Кручинина. — М.: Астрель, 2006. — 448 с.
3. Бушкович, П. Пётр Великий. Борьба за власть (1672 — 1725) / П. Бушкович. — Санкт-Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009. — 544 с.
4. Дягтерёв, А. Я. От Калки до Угры / А.Я. Дегтярёв, И.В.Дубов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Парад, 2005. — 256 с.
5. Доманин, А.Монгольская империя Чингизидов: Чингисхан и его преемники / А. Доманин. — М.: Центрполиграф, 2005. — 432 с.
6. Дроков, С. В. Адмирал Колчак и суд истории / С.В. Дроков. — М.: Центрполиграф, 2009. — 592 с.
7. Карпов, А. Ю. Великий князь Александр Невский / А.Ю. Карпов. — М.: Молодая гвардия,2010. — 336 с.
8. Кривошеев, Ю. В. Александр Невский. Эпоха и память / Ю.В. Кривошеев, Р.А. Соколов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2009. — 256 с.
9. Ушаков, А. Лавр Корнилов / А. Ушаков, В.Федюк. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 452 с.
10. Чойсамба, Ч. Завоевательные походы Бату-хана / Ч. Чойсамба. — М.: Идея-пресс,2006. — 168 с.
Вариант 4
1. Возвышение Москвы. Иван I Калита.
2. Российская империя в эпоху дворцовых переворотов 1725 — 1762 гг.
3. Новая экономическая политика: причины, содержание, результаты и последствия.
Литература:
1. Беспятых, Ю. Н. Александр Данилович Меншиков: Мифы и реальность / Ю.Н. Беспятых. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Историческая иллюстрация, 2008. — 248 с.
2. Борисов, Н. Иван Калита / Н. Борисов. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 304 с.
3. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций / В.О. Ключевский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 832 с.
4. НЭП: Экономические, политические и социальные аспекты / Отв. ред. А.С. Сенявский. — М.: РОССПЭН, 2006. — 544 с.
5. Павленко, Н. И. Екатерина I / Н.И. Павленко. — М.: Молодая гвардия,2004. — 272 с.
6. Почекаев, Р. Ю. Ханы Золотой Орды / Р.Ю. Почекаев. — Санкт-Петербург: Евразия, 2010. — 458 с.
7. Тарле, Я. М. Государи российские / Я.М. Тарле. — М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006. — 480 с.
8. Федосеев, Ю.Г. Русь и Золотая Орда. Краткое историческое повествование / Ю.Г. Федосеев. — М.: В.А. Стрелецкий, 2006. — 324 с.
9. Эйдельман, Н. Я. Твой восемнадцатый век / Н.Я. Эйдельман. — М.: Астрель, 2006. — 384 с.
10. Юрьев, А. И. Новейшая история России: февраль 1917 года — начало XXI века. Учеб. пособие / А.И. Юрьев. — М.: Кучково поле, 2010. — 592 с.
Вариант 5
1. Дмитрий Донской и Куликовская битва.
2. Россия в царствование императрицы Екатерины II Великой (1762 — 1796).
3. Форсированная индустриализация: цели, ход, особенности, итоги.
Литература:
1. Анисимов, Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. —4-е изд., доп. —М.: Питер, 2014. — 591 с.
2. Бородин, С. П. Дмитрий Донской / С.П. Бородин. — М.: Русское слово, 2009. — 376 с.
3. Брикнер, А. Г. Екатерина II Великая. 1762 — 1796 / А.Г. Брикнер. — М.: Престиж Бук,2010. — 1136 с.
4. Осокина, Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 — 1941 / Е.А. Осокина. — 2-е изд., доп. — М.: РОССПЭН, 2008. — 351 с.
5. Осокина, Е. А. Золото для индустриализации: «ТОРГСИН» / Е.А. Осокина.— М.: РОССПЭН, 2009. — 619 с.
6. Павлищева, Н. П. Дмитрий Донской / Н.П. Павлищева. — М.: Эксмо, 2010. — 480 с.
7. Парсанов, В. С. История России XVIII— начало XX века: учеб. пособие для вузов / В.С. Парсанов. — М.: Академия, 2007. — 478 с.
8. Первышен, В. Г. На переломе эпох. История России с 1861 по 1941 гг. / В.Г. Первышен. — М.: Спутник+,2006. — 413 с.
9. Петрушевский, А. Ф. Генералиссимус князь Суворов / А.Ф. Петрушевский. — Санкт-Петербург: Изд. дом Русская симфония, 2005. — 720 с.
10. Скрынников, Р. Русская история IX—XVII вв. / Р. Скрынников. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2006. — 582 с.
Вариант 6
1. Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в.
2. Время императора Павла I (1796 — 1801).
3. Политика «великого перелома»: насильственная сплошная коллективизация и массовое раскулачивание.
Литература:
1. Веселовский, С. Б. Московское государство: XV—XVII вв.: из научного наследия / С.Б. Веселовский. — М.: АИРО-XXI, 2008. — 379 с.
2. Виола, Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления / Л. Виола. — М.: РОССПЭН, 2010. — 367 с.
3. Глушкин, О. Павел I: Романтический деспот / О. Глушкин. — Калининград: Янтарный сказ, 2005. — 112 с.
4. Ивницкий, Н. А. Голод 1932 — 1933 годов в СССР / Н.А. Ивницкий. — М.: Собрание, 2009. — 288 с.
5. Ивницкий, Н. А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928 — 1933 гг.) / Н.А. Ивницкий. — М.: Ин-т рос. истории РАН, 2000. — 172 с.
6. Карлов, С. В. Массовое раскулачивание в Советской России (начало 30-х годов): учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / С.В. Карлов. — Красноярск: НОУ СИБУП, 2012. — 352 с.
7. Лопатин, Л. Н. Коллективизация и раскулачивание: (очевидцы и документы свидетельствуют) / Л.Н. Лопатин, Н.Л.Лопатина. — Кемерово: Аксиома, 2009. —445 с.
8. Тархова, Н. С. Красная армия и сталинская коллективизация. 1928 — 1933 гг. / Н.С. Тархова. — М.: РОССПЭН, 2010. — 375 с.
9. Фортунатов, В. В. Отечественная история для гуманитарных вузов: учеб. пособие / В.В. Фортунатов. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 352 с.
10. Шильдер, Н. К. Император Павел I / Н.К. Шильдер. — М.: Альфарет, 2007. — 618 с.
Вариант 7
1. Иван III— государь всея Руси.
2. Отечественная война 1812 года.
3. Задачи и основные направления советской внешней политики в 1930-е годы.
Литература:
1. Алексеев, Ю. Г. Походы русских войск при Иване III / Ю.Г. Алексеев. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургскийгос. ун-т, 2007. —467 с.
2. Анисимов, Е. В. Генерал Багратион. Жизнь и война / Е.В. Анисимов. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 822 с.
3. Борисов, Н. С. Иван III / Н.С. Борисов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 644 с.
4. Гарин, В. Б. Слово и дело: история советской дипломатии / В.Б. Гарин. — Ростов-на/Д.: Феникс, 2010. — 442 с.
5. Дюллен, С. Сталин и его дипломаты. Советский Союз и Европа. 1930 — 1939 гг. / С. Дюллен. — М.: РОССПЭН, 2009. — 319 с.
6. Михайловский-Данилевский, А. И. Описание Отечественной войны в 1812 году / А.И. Михайловский-Данилевский. — М.: Яуза: Эксмо, 2008. — 573 с.
7. Полевой, Н. А. Русские полководцы, или жизнь и подвиги российских полководцев от времён Императора Петра Великого до царствования Императора Николая Первого / Н.А. Полевой. — Санкт-Петербург: Русская симфония: Б-ка Акад. наук, 2006. —381 с.
8. Скрынников, Р.Г. Иван III / Р.Г. Скрынников. — М.: АCT, 2006. — 285 с.
9. Троицкий, Н. А. 1812. Великий год России: (новый взгляд на Отечественную войну 1812 года) / Н.А. Троицкий. — М.: Высшая школа, 2007. — 284 с.
10. Троицкий, Н. А. Александр I против Наполеона / Н.А. Троицкий. — М.: Высшая школа, 2007. — 311 с.
Вариант 8
1. Реформы Ивана IV и Избранной рады в 1550-е годы и их историческое значение.
2. Декабристы, их роль в истории России.
3. Блокада Ленинграда.
Литература:
1. Боханов, А. Н. Царь Иоанн IV Грозный / А.Н. Боханов. — М.: Вече, 2008. — 352 с.
2. Гланц, Д. Блокада Ленинграда. 1941 — 1944 / Д. Гланц. — М.: Центрполиграф, 2009. — 221 с.
3. Декабристы: актуальные проблемы и новые подходы / Сост.: О.И. Киянская, М.П. Одесский, Д.М. Фельдман. — М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2008. — 262 с.
4. Киянская, О. И. Пестель / О.И. Киянская. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 368 с.
5. Комаров, Н. Я. Блокада Ленинграда: 900 героических дней: 1941 — 1944: Исторический дневник. Комментарии / Н.Я. Комаров. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 576 с.
6. Крюковских, А. П. Ленинградское ополчение / А.П. Крюковских. — Санкт-Петербург: Вести, 2006. — 275 с.
7. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник для студентов вузов / И.Н. Кузнецов. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2009. — 816 с.
8. Туманик, Е. Н. Александр Николаевич Муравьёв: начало политической биографии и основание первых декабристских организаций / Е.Н. Туманик. — Новосибирск: Ин-т истории Сибирского отделения РАН, 2006. — 252 с.
9. Царь Иоанн Грозный. Сб. / Сост. И.Тарасенко. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010. — 448 с.
10. Экштут, С. А. Александр I. Его сподвижники. Декабристы: в поиске исторической альтернативы / С.А. Экштут. — Санкт-Петербург: Logos, 2004. — 288 с.
Вариант 9
1. Опричнина: замыслы и результаты.
2. Император Александр II и его реформы.
3. «Перестройка»: её цели и результаты.
Литература:
1. Александр II— царь Освободитель, 1855 — 1881 гг. / [С.Б. Боровков и др.]. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 255 с.
2. Анисимов, Е. В. Императорская Россия / Е.В. Анисимов. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 640 с.
3. Володихин, Д. М. Опричнина и «псы государевы» / Д.М. Володихин. — М.: Вече, 2010. — 304 с.
4. Горбачёв, М. С. Понять перестройку: почему это важно сейчас / М.С. Горбачёв. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 400 с.
5. Иванченко, А. В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.В. Иванченко, А.Е. Любарев. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 222 с.
6. Курукин, И. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного / И. Курукин, А. Булычёв. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 416 с.
7. Медведев, Р. А. Советский Союз. Последние годы жизни: конец советской империи / Р.А. Медведев. — М.: АСТ, 2010. — 640 с.
8. Пихоя, Р. Г. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х — 1991 гг. / Р.Г. Пихоя, А.К. Соколов. — М.: Фонд первого Президента России Б.Н. Ельцина,2008. — 423 с.
9. Фроянов, И. Я. Грозная опричнина / И.Я. Фроянов. — М.: Алгоритм: Эксмо, 2009. — 560 с.
10. Яковлев, А. Перестройка: 1985 — 1991 / А. Яковлев. — М.: Международный фонд "Демократия", 2008. — 872 с.
Вариант 10
1. Фёдор Иванович — последний царь из династии Рюриковичей.
2. Время императора Александра III.
3. Б.Н. Ельцин и его эпоха.
Литература:
1. Балязин, В. Н. Век большой политики: Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III / В.Н. Балязин. — М.: ОлмаМедиаГрупп, 2009. — 946 с.
2. Боханов, А. Н. Император Александр III / А.Н. Боханов. — М.: Русское слово,2009. — 448 с.
3. Ванюков, Д. А. Демократическая Россия конца XX— начала XXI века / Д.А. Ванюков. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. — 258 с.
4. Воронцов, В. А. В коридорах безвластия (Премьеры Ельцина) / В.А. Воронцов. — М.: Академический проект, 2006. — 1088 с.
5. Герасимов, Г. И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985 — 2008 годы: учеб. пособие для вузов / Г.И. Герасимов. — М.: Ин-т общественного проектирования, 2008. — 399 с.
6. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей: полное издание в одном томе / Н.И. Костомаров. — М.: СиДиКом: Элитайл, 2010. — 799 с.
7. Пихоя, Р. Г. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий 1985 — 2005 / Р.Г. Пихоя. — М.: Астрель, 2007. — 720 с.
8. Толмачев, Е. П. Миротворец Александр III и его время / Е.П. Толмачев. — М.: Воениздат, 2008. — 720 с.
9. Торопцев, А. П. Царский дом Рюриковичей / А.П. Торопцев. — М.:Олма Медиа Групп, 2009. — 376 с.
10. Фортунатов, В. В. Новейшая история России в лицах, 1917 — 2008 / В.В. Фортунатов. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 288 с.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. История как наука.
2. Рождение человечества и предыстория Руси.
3. Восточные славяне в IV—IX вв. Образование Древнерусского государства в IX—X вв.
4. Расцвет Киевской Руси (конец X— середина XII вв.).
5. Удельная Русь: русские земли в период политической раздробленности (середина XII— середина XIII вв.).
6. Борьба русских земель с внешней агрессией в XIII в.
7. Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV— начало XVI вв.).
8. Россия в XVI в.
9. Россия в эпоху Смуты в начале XVII в.
10. Российское государство на пути к империи (XVII в.).
11. Рождение империи: время Петра Великого (конец XVII в. — первая четверть XVIII в.).
12. Российская империя в эпоху дворцовых переворотов 1725 — 1762 гг.
13. Российская империя во второй половине XVIII в.
14. Россия в первой половине XIX века (1801 — 1856).
15. Россия во второй половине XIX в. Особенности развития индустриального общества.
16. Российское общество на рубеже XIX—XX вв.
17. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905 — 1907).
18. Россия между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 — февраль 1917 г.).
19. Февральская революция 1917 года.
20. Россия от Февраля до Октября 1917 года.
21. Октябрьская революция 1917 г. в России.
22. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России.
23. Советская страна в период Новой экономической политики (1921 — 1927).
24. СССР в эпоху форсированного строительства «государственного социализма» (1928 — 1941).
25. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг.
26. СССР в первое послевоенное десятилетие (1946 — 1955).
27. Страна после XX съезда КПСС (1956 — 1964).
28. От «оттепели» к «застою»: Советский Союз в 1965 — 1984 гг.
29. Советский Союз в эпоху «перестройки» (1985 — 1991).
30. Россия на современном этапе (1992 г. — начало XXI в.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
а) основная литература
1. Анисимов, Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. —4-е изд., доп. —М.: Питер, 2014. — 591 с.
2. Девятов, С. В. и др. История России: Краткий курс: учеб. пособие / С.В. Девятов, Е.А. Котеленец, К.Ц. Саврушева. — М.: Проспект, 2016. — 176 с.
3. Ермолаев, И. П. История России: (с древнейших времён до конца XVIIIв.): учебник для студентов вузов / И.П. Ермолаев, Т.Ю. Фомина. — М.: Университетская книга, 2015. — 561 с.
4. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 527 с.
5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 607 с.
6. Новейшая история России: 1914 — 2011: учеб. пособие для бакалавров / Ред. М.В. Ходяков. — М.: Юрайт, 2013. — 541 с.
7. Орлов, А. С. и др. Основы курса истории России: учебник / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2015. — 576 с.
8. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / Под ред. А.Н. Сахарова. — М.: Проспект, 2016. — 766 с.
9. Сёмин, В. П. История России: учебник по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов / В.П. Сёмин. — 3-е изд. — М.: Кнорус, 2016. — 438 с.
б) дополнительная литература
1. Алексеева, Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период / Л. Алексеева. — М.: Весть, 2006. — 352 с.
2. Археология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Л. Янина. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. — 608 с.
3. Архипова, Т. Г. Организация государственных учреждений в России, 1917 — 2013 гг.: учебник для вузов / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. — М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2014. — 557 с.
4. Асов, А. И. Боги славян и рождение Руси / А.И. Асов.— М.: Вече, 2008. — 386 с.
5. Баландин, Р. К. Мифы революции 1917 года / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2009. — 352 с.
6. Белковец, Л. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941 — 1955 гг. Историко-правовое исследование / Л. Белковец. — М.: РОССПЭН,2008. — 324 с.
7. Беспятых, Ю. Н. Александр Данилович Меншиков: Мифы и реальность / Ю.Н. Беспятых. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Историческая иллюстрация, 2008. — 240 с.
8. Бодрихин, Н. Кожедуб / Н. Бодрихин. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 468 с.
9. Бокарев, Ю. П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе, 1970 — 1980-е годы / Ю.П. Бокарев. — М.: Наука, 2007. — 381 с.
10. Больдт, Г. Гитлер: Последние десять дней: Рассказ очевидца: 1945 г. / Г. Больдт. — М.: Центрполиграф, 2006. — 240 с.
11. Бушуев, В. Свет и тени: От Ленина до Путина: Заметки о развилках и персонах российской истории / В. Бушуев. — М.: Культурная революция, 2006. — 624 с.
12. Валишевский, К. Пётр I: Плоть и дух / К.Валишевский. — Калининград: Янтарный сказ, 2005. — 120 с.
13. Вилков, В. А. Прославленные полководцы России и СССР / В.А. Вилков, Е.Н. Пакалина. — Ростов-на/Д.: Владис, 2010. — 448 с.
14. Вильямс, А. Р. Путешествие в революцию: Россия в огне Гражданской войны: 1917 — 1918 гг. / А.Р. Вильямс. — М.: Центрполиграф, 2006. — 431 с.
15. Воронцов-Дашков, А. И. Екатерина Дашкова: Жизнь во власти и в опале / А.И. Воронцов-Дашков. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 336 с.
16. Гиренко, Ю. До и после Путина: Реакционные рефлексии / Ю. Гиренко. — М.: АСТ, 2008. — 416 с.
17. Горский, А. А. Русь: от славянского расселения до Московского царства / А.А. Горский. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 392 с.
18. Греков, Б. Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. — М.: Государственное изд-во политической литературы, 2004. —569 с.
19. Гримберг, Ф. И. Династия Романовых: Загадки. Версии. Проблемы / Ф.И. Гримберг. — М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 255 с.
20. Гумилёв, Л. Н. От Руси до России / Л.Н. Гумилёв. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 318 с.
21. Жук, Ю. А. Гибель Романовых / Ю.А. Жук. — М.: Вече, 2009. — 320 с.
22. Захаревич, А. В. История Отечества: учебник / А.В. Захаревич. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2009. — 776 с.
23. Иванов, В. Путинский федерализм. (Централизаторские реформы в России в 2000 — 2008 годах) / В. Иванов.— М.: Территория будущего, 2008. — 216 с.
24. Карлов, С. В. Подготовка и проведение «большого террора» в Советской России (1935 — 1938): учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / С.В. Карлов. — Красноярск: НОУ СИБУП, 2010. — 228 с.
25. Каррер д Анкосс, Э. Ленин / Э. Каррер д Анкосс; пер. с франц.— 2-е изд. — М.: РОССПЭН, 2008. — 384 с.
26. Керенский, А. Прелюдия к большевизму / А. Керенский. — М.: Центрполиграф, 2006. — 320 с.
27. Кривошеев, Г. Ф. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь / Г.Ф. Кривошеев. — М.: Вече, 2010. — 388 с.
28. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства: XVIII— начало XIX века / Ю.М. Лотман.— Санкт-Петербург: Искусство— СПБ, 2006. — 758 с.
29. Лубянка: Сталин и НКВД — НКГБ — ГУКР «Смерш»: 1939 — март 1946 гг. / Сост. В.Н. Хаустов. — М.: Международный фонд "Демократия", 2006. — 763 с.
30. Мавродин, В.В. Древняя Русь. Происхождение русского народа и образование Киевского государства / В.В. Мавродин. — Санкт-Петербург: Русский миръ, 2009. — 392 с.
31. Медведев, Р. Андропов / Р. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 435 с.
32. Медведев, Р. А. Дмитрий Медведев: двойная прочность власти / Р.А. Медведев. — М.: Время, 2010. — 288 с.
33. Медведев, Р. А. Окружение Сталина / Р.А. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 541 с.
34. Микоян, С. А. Анатомия Карибского кризиса / С.А. Микоян. — М.: Академия, 2006. — 1072 с.
35. Мосолов, А. При дворе последнего царя: Воспоминания начальника дворцовой канцелярии: 1900 — 1916 гг. / А.Мосолов.— М.: Центрполиграф, 2006. — 271 с.
36. Наумов, Л. А. Сталин и НКВД / Л.А. Наумов. — М.: Алгоритм, 2010. — 352 с.
37. Осокина, Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 — 1941 / Е.А. Осокина. — 2-е изд., доп. — М.: РОССПЭН, 2008. — 377 с.
38. Панченко, А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь: Россия: Её история и культура / А.М. Панченко. — Санкт-Петербург: Звезда, 2005. — 544 с.
39. Первышен, В. Г. На переломе эпох. История России с 1861 по 1941 гг. / В.Г. Первышен. — М.: Компания Спутник +, 2006. — 412 с.
40. Пихоя, Р. Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны 1945 — 1985 / Р.Г. Пихоя. — М.: АСТ, 2007. — 720 с.
41. Плеханов, А. М. ВЧК — ОГПУ: Отечественные органы государственной безопасности в период новой экономической политики. 1921 — 1928 / А.М. Плеханов. — М.: Кучково поле, 2006. — 704 с.
42. Полевой, Н. А. Русские полководцы, или жизнь и подвиги российских полководцев от времён Императора Петра Великого до царствования Императора Николая Первого / Н.А. Полевой. — Санкт-Петербург: Русская симфония: Б-ка Акад. наук, 2006. — 381 с.
43. Римский, С. В. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. пособие для вузов / С.В. Римский. — М.: Высшая школа, 2006. — 112 с.
44. Рябченко, Н. П. КНР — СССР. Годы конфронтации (1969 — 1982) / Н.П. Рябченко. — Владивосток: Дальнаука, 2006. — 160 с.
45. Скотт, С. Романовы: Биография династии / С. Скотт. — М.: Захаров, 2006. — 320 с.
46. Смагина, Г. И. Сподвижница Великой Екатерины: Очерки о жизни и деятельности директора Петербургской Академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой / Г.И. Смагина. — Санкт-Петербург: Росток, 2006. — 360 с.
47. Соболев, Н. А. Символы и святыни Российской державы / Н.А. Соболев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — 208 с.
48. Тарле, Я. М. Государи российские / Я.М. Тарле. — М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006. — 480 с.
49. Тепляков, А. Г. Процедура: исполнение смертных приговоров в 1920 — 1930-х годах / А.Г. Тепляков. — М.: Возвращение, 2007. — 108 с.
50. Титаев, В. Н. Коллективизация в России: проекты и реальность: учеб. пособие / В.Н. Титаев. — Саратов: РИИЦ Поволжского кооперативного ин-та, 2010. — 281 с.
51. Торопцев, А. П. Расцвет и падение дома Романовых / А.П. Торопцев. — М.: ОлмаМедиаГрупп, 2007. — 862 с.
52. Тренин, Д. В. Интеграция и идентичность. Россия как новый «Запад» / Д.В.Тренин. — М.: Европа, 2006. — 404 с.
53. Уилер-Беннет, Дж. Брестский мир. Победы и поражения советской дипломатии / Дж. Уилер-Беннет; пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2009. — 415 с.
54. Федосеев, Ю. Романовы. Век первый / Ю. Федосеев. — М.: Стрелецкий, 2008. — 336 с.
5