Особенности написания курсовых работ, посвящённых конституциям (конституционному законодательству).
Среди тем курсовых работ немалое количество посвящено анализу конституций. Это представляется закономерным, так как конституция, являясь основным законом государства, определяет основы государственного строя той или иной страны, важнейшие идеологические принципы его устройства и деятельности, систему органов власти, а также перечень важнейших прав и свобод граждан (или подданных).
Известно, что конституционная история берёт своё начало по крайней мере, с последней четверти XVIII в. Первыми конституциями были конституции североамериканских штатов, принятые в период борьбы за независимость в 1775-1777 гг., американская федеральная конституция 1787 г., польская конституция 1791 г. и конституция Франции того же года.
Несмотря на всё огромное своеобразие и многочисленность конституций, существует возможность выделения некоторых общих черт при анализе конституций и проведение последнего по общей схеме.
Во- первых, во введении или в первой главе работы стоит сказать несколько слов об общей конституционной истории государства, указать на предыдущие конституции и их особенности.
В основной части, посвящённой непосредственно анализу конкретной конституции, будь это конституция Франции 1946 г., Германской империи 1871 г., СССР 1924 г. и т.д., вначале стоит подробно остановиться на исторических предпосылках создания конституции (ситуация в стране к моменту её создания), политических и правовых предпосылках (общая степень развития правой и политической системы).
В работе обязательно должен быть раздел об истории создания конституции (процедуре её разработки и принятия, назвать имена инициаторов и разработчиков). Необходимо также остановиться и на источниках конституции (конституционно-правые акты, работы известных правоведов, политиков, правовые концепции и взгляды и т.д.).
Вторую главу, следует посвятить собственно анализу конституций. В ней обязательно должны присутствовать ряд разделов, посвящённых (разумеется, если они имеются в самой конституции):
А) общим основам государственного и общественного строя;
Б) основным правам и обязанностям граждан (подданных);
В) форме правления (монархическая, республиканская и их разновидностям) и системе организации высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных);
Г) формам государственного устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное) и (при их наличии) система органов государственной власти в государственных образованиях, входящих в состав рассматриваемого государства (государственного объединения) (субъекты федерации, автономные образования и т.д.);
Д) местным органам власти (органы местного управления и органы местного самоуправления);
Е) избирательной системе и её характеристике с точки зрения основных её элементов (круг участвующих в голосовании лиц (наличие и общая характеристика цензов –возрастного, имущественного, образовательного и т.д.), прямые или косвенные выборы, равные или неравные (и в какой степени), тайное или открытое голосование). Наконец, важным моментом является характеристика степени независимости избирательного процесса, наличие или отсутствие законных возможностей у правящих кругов влиять на избирательный процесс в нужном им направлении.
Многообразие конституций предопределяет и множество вариантов схем их анализа. Например, возможно рассмотрение раздела о государственных символах, о временных и переходных положениях. Наконец, в работе обязательно должен быть анализ соотношения формальной (писаной) конституции и конституции реальной. Очень важно выявить степень их соответствия и решить, насколько рассматриваемая конституция является реальной, действующей или являющейся только идеологическим прикрытием для авторитарного государства в различных его разновидностях (военная диктатура, фашистский режим, и т.п.), либо маскирующий реальное безвластие государственных структур и сосредоточения государственной власти в других институтах.
В заключении на основании произведённого в главах и параграфах курсовой работы положений конституции необходимо сделать общий вывод, например, охарактеризовать форму государства, характер признаваемых (провозглашаемых прав и свобод), как с точки зрения исторического развития конституционализма в этой стране и всемирно-исторического процесса, так и степени развития и зрелости правовых норм, содержащихся в данном памятнике юридической мысли и законотворчества.
Кроме того, представляется целесообразно сказать и об исторической судьбе конституции – времени её действия, количестве и характере вносимых поправок и конституционной преемственности, и насколько её положения и принципы были использованы в практике конституционно-правового строительства в этой стране в последующее время и использованы другими странами при создании своих конституций. При наличии большого количества материала целесообразным представляется выделить его в отдельную главу.