Особенности выполнения курсовых работ, посвящённых отдельным темам по истории государства и права.
Введение.
Данная работа предназначена, в первую очередь, для тех студентов юридического факультета независимо от курса обучения, которые избрали для себя и собираются выполнять курсовую работу по одной из дисциплин по истории государства и права – истории отечественного государства и права или истории государства и права зарубежных стран. Представляется очевидным, что обе науки имеют схожие предметы изучения - рассматривают как становление и развитие различных правовых и государственно-политических систем отдельных стран в различные исторические эпохи в целом, так и отдельных государственно-правовых институтов, а различаются, в основном, территориальными рамками. История отечественного государства и права изучает соответствующие явления и институты в рамках становления и развития российского государства и права, а история зарубежного государства и права – во всех остальных странах мира, а также историю международных (наднациональных) образований и международно-правовых институтов. Обе науки и учебные дисциплины оперируют общими методами исследования
В связи с этим представляется возможным объединить общие рекомендации по выполнению курсовых работ в рамках одного методического пособия.
Основные этапы подготовки курсовой работы.
Первым этапом работы является определение темы. Она выбирается студентом из списка тем курсовых работ, предлагаемых научным руководителем, или же предлагается самим студентом и одобряется научным руководителем. В обоих случаях необходимо согласование названия темы со своим научным руководителем.
Методика работы.
После выбора темы работы и её утверждения научным руководителем следующим шагом является общее ознакомление с темой. Для этого лучше всего начать с публикаций достаточно широкого содержания, включающих краткое изложение избранной темы. Прежде всего, это соответствующие разделы учебников по истории государства и права. Целесообразно ознакомиться с несколькими из них. После этого стоит также ознакомится с обобщающими научными трудами (соответствующими разделами из них) и/или учебниками по исторической специальности (если там есть соответствующий материал) для лучшего уяснения исторической обстановки рассматриваемого периода. Среди подобных работ можно назвать многотомную «Историю Европы»[1], «Историю Востока»[2], учебники по истории Древнего Рима, Древней Греции, Древнего Востока.[3] Имеются также и многотомные труды по истории отдельных стран (см. работы по истории США, Франции, и т.д.). [4]
После общего ознакомления с проблемой необходимо приступить к разработке подробного плана и сбору литературы и нормативных актов по теме курсовой работы.
Следующим этапом работы является составление развёрнутого плана работы и подготовка списка литературы и нормативно-правовых актов. План работы представляется научному руководителю и согласовывается с ним.
После этого возможно приступить непосредственно к написанию работы (основной части, введения и заключения). Затем студент надлежащим образом оформляет своё исследование (титульный лист, оглавление, нумерация страниц, оформление справочного аппарата (в т.ч. сносок)). В данной работе мы не будем подробно останавливаться на этом моменте, а адресуем к работе В.Б. Коженевского и Р.Л. Иванова[5]. Правильное использование научного аппарата в ходе непосредственной работы над курсовой (о чём уже говорилось выше), особенно важно ещё и потому, что это влияет как на академическое значение работы (её информативность, научность), так и на общую её оценку.
После завершения написания курсовой работы она в установленные деканатом сроки сдается научному руководителю на кафедру для проверки. Последний, в случае соответствия содержания работы её названию и установленным требованиям к её оформлению назначает дату защиты работы. Форма проведения защиты, а также её время и место определяются научным руководителем. В случае недопуска работы к защите она возвращается студенту для устранения высказанных замечаний.
Результат защиты курсовой работы заносится в зачётную книжку студента и, в случае успешного окончания университета также отражаются в приложении к диплому вместе с другими оценками, полученными в процессе обучения.
Структура курсовой работы.
Полное раскрытие заявленной в названии курсовой работы темы невозможно без чёткой и продуманной структуры самой работы.
Традиционно, данный вид научного исследования состоит из оглавления, введения (в котором студент обосновывает актуальность избранной темы и излагает ряд других принципиальных положений, о которых пойдёт речь ниже), основной части, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, источников и литературы, а также приложений.
Введение.
Введение в курсовую работу должно содержать ряд основных положений, одним из которых является обоснование автором избранной темы. Иначе выражаясь, студент во введении должен объяснить, почему он выбрал эту тему для исследования, на чём основан интерес автора: это может быть как общественно-политическая актуальность – созвучность рассматриваемой проблемы происходящим сегодня в России или других странах политическим, правовым и другим процессам, возможность провести аналогии между современностью и прошлым и, как следствие, извлечь определённые уроки и даже предложить в заключении определённые рекомендации законодателям или правоприменителям по развитию общественно значимых процессов, институтов или явлений. Актуальность темы может быть и чисто научной – в историко-правовой науке до сих пор существуют малоизученные темы и аспекты. Некоторые из них вызваны отсутствием достаточно полной источниковой базы, другие - в силу различных причин просто не были в должной степени исследованы. В последнем случае курсовая раабота может быть попыткой более подробно, чем это делали ранее многие исследователи, рассмотреть данную тему, взглянуть на неё под новым, неожиданным ракурсом, под которым до студента, возможно, ещё никто не смотрел. Во введении также обосновываются предмет и объект исследования, выделяется основная цель и задачи исследования.
Важное значение для работы имеет определение хронологических рамок исследования. Например, выполняя работу на тему об абсолютной монархии во Франции, необходимо определить рамки этого периода (XVI – к. XVIII вв.), разбить его на этапы (становление, расцвет и упадок (кризис)). Следует также помнить, что зачастую точно определить рамки бывает довольно сложно, так как часто некоторые явления имеют свои корни гораздо глубже, а определённые элементы сохраняют свое значение и в гораздо более позднее время и, таким образом, конкретная дата имеет весьма условный характер. Например, говоря о становлении и развитии императорского Рима, следует иметь в виду что общепринятые даты – 27 г. до н.э. – 476 г. н.э –весьма условны. Так, зарождение институтов империи началось ещё в эпоху военных диктатур и кризиса Римской республики в к. II – нач. I вв. до н.э., тогда как формальное её провозглашение состоялось в 27 г. до н.э. С другой стороны, падение Западной Римской империи не являлось окончательной гибелью античного государства и права – в Восточной Римской (Византийской) империи эволюция государственно-правовых институтов античности продолжалась вплоть до IX в. Аналогичные процессы протекали и в варварских государствах западной Европы, образовавшихся на обломках Западной римской империи. Формирование же нового феодального государства и права началось в связи со всё усиливавшимся германским влиянием на античный мир – воздействием его государственно-правовых институтов и вызреванием в его рамках нового типа государства и права уже начиная со II в. н.э. (возможны и другие датировки).
Не менее важным является и определение территориальных рамок темы. Так, говоря о возникновении Московского государства, необходимо вычленить из общего массива восточнославянских земель ядро новой государственности – в бассейне Верней Волги и Оки. Другой пример. Рассматривая Великое княжество Финляндское, необходимо помнить, что его границы не совпадали с границами современной Финляндии – в его состав входили ряд территорий (таких, как Выборг), позднее отторгнутых СССР у Финляндии в результате так называемой «зимней войны» 1939-1940 гг.
Во введении также необходим краткий обзор литературы по данной теме - должны быть названы хотя бы несколько авторов наиболее известных и обобщающих работ по данной проблематике. Это позволяет сделать общее представление о степени изученности темы.
Основная часть работы.
Как правило, основная часть работы состоит из глав, которые обычно разбиваются на подпункты.
При определении структуры основной части работы в зависимости от тематики можно использовать несколько подходов:
а) Хронологический. Применяется в том случае, если работа посвящена истории какого либо государства или государственно-правого института на протяжении значительного временного отрезка. В этом случае может быть целесообразным разбить её на главы в соответствии с выделенными этапами. Это рекомендуется, тогда, когда рассматриваемый период особенно значителен и охватывает несколько веков.
б) Институционный. Целесообразен, когда рассматривается какая либо система – правовая или государственная или кодифицированный нормативно-правовой акт. Например, рассматривая тему: «Гражданское право России первой половины XIX в.» целесообразно вести речь об: а) источниках гражданского права; б) правовом статусе лица в гражданском праве; в) вещном праве; вг обязательственном праве; д) семейном праве; е) наследственном праве. Данная классификация может быть и менее дробной. Если же отвлечься от институциональной системы гражданского права, а следовать структуре гражданского права, заданной в Своде законов Российской империи, то можно вести речь о торговом праве, вексельном праве и т.д. (см. т.10. Свода законов Российской империи).
Количество подпунктов в рамках главы обычно не регламентируется, однако чрезмерное дробление структуры работы чревато появлением излишне дробных параграфов, что недопустимо.
Каждая глава должна являться в известном смысле законченным смысловым произведением и содержать в конце некоторые выводы из вышеизложенного материала.
В заключении излагаются общие выводы по работе – фактически автором даются ответы на поставленные во введении задачи. Материал заключения в известной степени является кратким резюме самой курсовой работы. По объёму заключение обычно не превышает двух страниц текста. В то же время недопустимо заключение, состоящее из одного-двух абзацев.
Список нормативно-правовых актов и литературы должен быть оформлен надлежащим образом[6].
Немаловажное значение для курсовой работы имеют и приложения. Обычно они помещаются после заключения до списка нормативно-правовых актов и источников.
В качестве таковых могут выступать диаграммы, схемы, карты, таблицы, иллюстрации и прочая графическая информация, целью которой является дополнить и подчеркнуть приводимые автором в работе сведения или выводы. Обычно рекомендуется подобного рода информацию не помещать в тексте (кроме небольших таблиц) а выносить в приложение. Количество приложений не ограничивается, но общий их объём желательно не должен превышать четвёртой части основного текста. Возможно также в качестве приложений привести и некоторые нормативно правовые акты и исторические источники (отрывки из летописей, хроник, палеографических источников и т.п.)
Необходимость наличия в работе приложений и конкретное количество лучше согласовывать с научным руководителем.
В работе также необходимо грамотно составленное подробное оглавление, обязательно содержащее нумерацию частей курсовой работы.
Важное значение имеет правильно оформленный справочный аппарат. Образец их оформления можно также найти в вышеназванной методической работе по теории государства и права (приложение №2) [7].
В качестве источников также возможно использование материалов сети интернет, о чём подробнее будет ниже.
Введение.
Данная работа предназначена, в первую очередь, для тех студентов юридического факультета независимо от курса обучения, которые избрали для себя и собираются выполнять курсовую работу по одной из дисциплин по истории государства и права – истории отечественного государства и права или истории государства и права зарубежных стран. Представляется очевидным, что обе науки имеют схожие предметы изучения - рассматривают как становление и развитие различных правовых и государственно-политических систем отдельных стран в различные исторические эпохи в целом, так и отдельных государственно-правовых институтов, а различаются, в основном, территориальными рамками. История отечественного государства и права изучает соответствующие явления и институты в рамках становления и развития российского государства и права, а история зарубежного государства и права – во всех остальных странах мира, а также историю международных (наднациональных) образований и международно-правовых институтов. Обе науки и учебные дисциплины оперируют общими методами исследования
В связи с этим представляется возможным объединить общие рекомендации по выполнению курсовых работ в рамках одного методического пособия.
Основные этапы подготовки курсовой работы.
Первым этапом работы является определение темы. Она выбирается студентом из списка тем курсовых работ, предлагаемых научным руководителем, или же предлагается самим студентом и одобряется научным руководителем. В обоих случаях необходимо согласование названия темы со своим научным руководителем.
Методика работы.
После выбора темы работы и её утверждения научным руководителем следующим шагом является общее ознакомление с темой. Для этого лучше всего начать с публикаций достаточно широкого содержания, включающих краткое изложение избранной темы. Прежде всего, это соответствующие разделы учебников по истории государства и права. Целесообразно ознакомиться с несколькими из них. После этого стоит также ознакомится с обобщающими научными трудами (соответствующими разделами из них) и/или учебниками по исторической специальности (если там есть соответствующий материал) для лучшего уяснения исторической обстановки рассматриваемого периода. Среди подобных работ можно назвать многотомную «Историю Европы»[1], «Историю Востока»[2], учебники по истории Древнего Рима, Древней Греции, Древнего Востока.[3] Имеются также и многотомные труды по истории отдельных стран (см. работы по истории США, Франции, и т.д.). [4]
После общего ознакомления с проблемой необходимо приступить к разработке подробного плана и сбору литературы и нормативных актов по теме курсовой работы.
Следующим этапом работы является составление развёрнутого плана работы и подготовка списка литературы и нормативно-правовых актов. План работы представляется научному руководителю и согласовывается с ним.
После этого возможно приступить непосредственно к написанию работы (основной части, введения и заключения). Затем студент надлежащим образом оформляет своё исследование (титульный лист, оглавление, нумерация страниц, оформление справочного аппарата (в т.ч. сносок)). В данной работе мы не будем подробно останавливаться на этом моменте, а адресуем к работе В.Б. Коженевского и Р.Л. Иванова[5]. Правильное использование научного аппарата в ходе непосредственной работы над курсовой (о чём уже говорилось выше), особенно важно ещё и потому, что это влияет как на академическое значение работы (её информативность, научность), так и на общую её оценку.
После завершения написания курсовой работы она в установленные деканатом сроки сдается научному руководителю на кафедру для проверки. Последний, в случае соответствия содержания работы её названию и установленным требованиям к её оформлению назначает дату защиты работы. Форма проведения защиты, а также её время и место определяются научным руководителем. В случае недопуска работы к защите она возвращается студенту для устранения высказанных замечаний.
Результат защиты курсовой работы заносится в зачётную книжку студента и, в случае успешного окончания университета также отражаются в приложении к диплому вместе с другими оценками, полученными в процессе обучения.
Структура курсовой работы.
Полное раскрытие заявленной в названии курсовой работы темы невозможно без чёткой и продуманной структуры самой работы.
Традиционно, данный вид научного исследования состоит из оглавления, введения (в котором студент обосновывает актуальность избранной темы и излагает ряд других принципиальных положений, о которых пойдёт речь ниже), основной части, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, источников и литературы, а также приложений.
Введение.
Введение в курсовую работу должно содержать ряд основных положений, одним из которых является обоснование автором избранной темы. Иначе выражаясь, студент во введении должен объяснить, почему он выбрал эту тему для исследования, на чём основан интерес автора: это может быть как общественно-политическая актуальность – созвучность рассматриваемой проблемы происходящим сегодня в России или других странах политическим, правовым и другим процессам, возможность провести аналогии между современностью и прошлым и, как следствие, извлечь определённые уроки и даже предложить в заключении определённые рекомендации законодателям или правоприменителям по развитию общественно значимых процессов, институтов или явлений. Актуальность темы может быть и чисто научной – в историко-правовой науке до сих пор существуют малоизученные темы и аспекты. Некоторые из них вызваны отсутствием достаточно полной источниковой базы, другие - в силу различных причин просто не были в должной степени исследованы. В последнем случае курсовая раабота может быть попыткой более подробно, чем это делали ранее многие исследователи, рассмотреть данную тему, взглянуть на неё под новым, неожиданным ракурсом, под которым до студента, возможно, ещё никто не смотрел. Во введении также обосновываются предмет и объект исследования, выделяется основная цель и задачи исследования.
Важное значение для работы имеет определение хронологических рамок исследования. Например, выполняя работу на тему об абсолютной монархии во Франции, необходимо определить рамки этого периода (XVI – к. XVIII вв.), разбить его на этапы (становление, расцвет и упадок (кризис)). Следует также помнить, что зачастую точно определить рамки бывает довольно сложно, так как часто некоторые явления имеют свои корни гораздо глубже, а определённые элементы сохраняют свое значение и в гораздо более позднее время и, таким образом, конкретная дата имеет весьма условный характер. Например, говоря о становлении и развитии императорского Рима, следует иметь в виду что общепринятые даты – 27 г. до н.э. – 476 г. н.э –весьма условны. Так, зарождение институтов империи началось ещё в эпоху военных диктатур и кризиса Римской республики в к. II – нач. I вв. до н.э., тогда как формальное её провозглашение состоялось в 27 г. до н.э. С другой стороны, падение Западной Римской империи не являлось окончательной гибелью античного государства и права – в Восточной Римской (Византийской) империи эволюция государственно-правовых институтов античности продолжалась вплоть до IX в. Аналогичные процессы протекали и в варварских государствах западной Европы, образовавшихся на обломках Западной римской империи. Формирование же нового феодального государства и права началось в связи со всё усиливавшимся германским влиянием на античный мир – воздействием его государственно-правовых институтов и вызреванием в его рамках нового типа государства и права уже начиная со II в. н.э. (возможны и другие датировки).
Не менее важным является и определение территориальных рамок темы. Так, говоря о возникновении Московского государства, необходимо вычленить из общего массива восточнославянских земель ядро новой государственности – в бассейне Верней Волги и Оки. Другой пример. Рассматривая Великое княжество Финляндское, необходимо помнить, что его границы не совпадали с границами современной Финляндии – в его состав входили ряд территорий (таких, как Выборг), позднее отторгнутых СССР у Финляндии в результате так называемой «зимней войны» 1939-1940 гг.
Во введении также необходим краткий обзор литературы по данной теме - должны быть названы хотя бы несколько авторов наиболее известных и обобщающих работ по данной проблематике. Это позволяет сделать общее представление о степени изученности темы.
Основная часть работы.
Как правило, основная часть работы состоит из глав, которые обычно разбиваются на подпункты.
При определении структуры основной части работы в зависимости от тематики можно использовать несколько подходов:
а) Хронологический. Применяется в том случае, если работа посвящена истории какого либо государства или государственно-правого института на протяжении значительного временного отрезка. В этом случае может быть целесообразным разбить её на главы в соответствии с выделенными этапами. Это рекомендуется, тогда, когда рассматриваемый период особенно значителен и охватывает несколько веков.
б) Институционный. Целесообразен, когда рассматривается какая либо система – правовая или государственная или кодифицированный нормативно-правовой акт. Например, рассматривая тему: «Гражданское право России первой половины XIX в.» целесообразно вести речь об: а) источниках гражданского права; б) правовом статусе лица в гражданском праве; в) вещном праве; вг обязательственном праве; д) семейном праве; е) наследственном праве. Данная классификация может быть и менее дробной. Если же отвлечься от институциональной системы гражданского права, а следовать структуре гражданского права, заданной в Своде законов Российской империи, то можно вести речь о торговом праве, вексельном праве и т.д. (см. т.10. Свода законов Российской империи).
Количество подпунктов в рамках главы обычно не регламентируется, однако чрезмерное дробление структуры работы чревато появлением излишне дробных параграфов, что недопустимо.
Каждая глава должна являться в известном смысле законченным смысловым произведением и содержать в конце некоторые выводы из вышеизложенного материала.
В заключении излагаются общие выводы по работе – фактически автором даются ответы на поставленные во введении задачи. Материал заключения в известной степени является кратким резюме самой курсовой работы. По объёму заключение обычно не превышает двух страниц текста. В то же время недопустимо заключение, состоящее из одного-двух абзацев.
Список нормативно-правовых актов и литературы должен быть оформлен надлежащим образом[6].
Немаловажное значение для курсовой работы имеют и приложения. Обычно они помещаются после заключения до списка нормативно-правовых актов и источников.
В качестве таковых могут выступать диаграммы, схемы, карты, таблицы, иллюстрации и прочая графическая информация, целью которой является дополнить и подчеркнуть приводимые автором в работе сведения или выводы. Обычно рекомендуется подобного рода информацию не помещать в тексте (кроме небольших таблиц) а выносить в приложение. Количество приложений не ограничивается, но общий их объём желательно не должен превышать четвёртой части основного текста. Возможно также в качестве приложений привести и некоторые нормативно правовые акты и исторические источники (отрывки из летописей, хроник, палеографических источников и т.п.)
Необходимость наличия в работе приложений и конкретное количество лучше согласовывать с научным руководителем.
В работе также необходимо грамотно составленное подробное оглавление, обязательно содержащее нумерацию частей курсовой работы.
Важное значение имеет правильно оформленный справочный аппарат. Образец их оформления можно также найти в вышеназванной методической работе по теории государства и права (приложение №2) [7].
В качестве источников также возможно использование материалов сети интернет, о чём подробнее будет ниже.
Особенности выполнения курсовых работ, посвящённых отдельным темам по истории государства и права.
Всё многообразие предлагаемых тем куросвых работ представляется возможным свести к нескольким крупным группам.