Территориально-производственному признаку.
33. Сочетание демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели – в этом состоит суть принципа:
1 – единоначалия;
2 – демократического централизма;
3 – подчинения меньшинства большинству;
4 – принципа партийного руководства.
34. На общесоюзном уровне руководящим органом ВЛКСМ был:
1 – ЦК ВЛКСМ;
2 – Совет ВЛКСМ;
3 – съезд ВЛКСМ;
4 – комитет ВЛКСМ.
35. Высший орган Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи:
1 – слёт;
2 – съезд;
3 – собрание;
4 – конференция.
36. Ярчайшая страница в истории ВЛКСМ, связанная с формированием и развитием личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины:
1 – тимуровская работа;
2 – агитационная работа;
3 – патриотическое воспитание молодёжи;
4 – шефская работа.
37. Комсомол боролся за сплочение международного рабочего юношеского движения. 2-й съезд РКСМ (октябрь 1919) обратился к пролетарской молодёжи всего мира с призывом создать:
1 – коммунистический интернационал молодёжи (КИМ);
2 – патриотический союз молодёжи (ПСМ);
3 – интернациональный союз молодёжи (ИСМ);
4 – клуб интернациональной дружбы (КИД).
38. Согласно Уставу ВЛКСМ приём в члены ВЛКСМ производится в индивидуальном порядке, принимаются юноши и девушки в возрасте:
1 – от 10 до 20 лет;
2 – от 12 до 26 лет;
3 – от 14 до 30 лет;
4 – от 14 до 28 лет.
39. ВЛКСМ по поручению КПСС занимается повседневной деятельностью:
1 – Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина;
2 – Коммунистического интернационала молодёжи;
3 – Строительных студенческих отрядов;
4 – Дворцов пионеров.
40. Регулярное мероприятие в комсомоле, проводившееся с целью проверки политической грамотности и «повышения политической активности» молодёжи. Был задуман и впервые проведён как одно из мероприятий в честь столетия В. И. Ленина (22 апреля1970 г.)
1 – Ленинский экзамен;
2 – Комсомольская готовность;
3 – Ленинский зачет;
4 – Отчет Ленину.
41. Как назывался основной закон внутренней жизни ВЛКСМ, определяющий его название и назначение, место в политической системе общества, взаимоотношения с КПСС, обязанности и права члена ВЛКСМ, организационные принципы, нормы внутрикомсомольской жизни и методы практической деятельности. Обязательный для всех комсомольцев и комсомольских организаций, обеспечивает сплочение всех членов ВЛКСМ вокруг КПСС, мобилизует их на выполнение Программы КПСС, решений и указаний партии, принимается съездом ВЛКСМ.
1 – Программа ВЛКСМ;
2 – Концепция ВЛКСМ;
3 – Устав ВЛКСМ;
4 – Стратегия ВЛКСМ.
42. Награды комсомола:
1. | 20 февраля 1928 года Советское правительство наградило комсомол орденом Красного Знамени. | за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодежи и активное участие в социалистическом строительстве, в связи с 30-летием со дня основания ВЛКСМ | А |
2. | 21 января 1931 года Советское правительство наградило комсомол орденом Трудового Красного Знамени. | за выдающиеся заслуги в становлении и укреплении Советской власти, за плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения в духе преданности заветам В. И. Ленина и в связи с 50-летием ВЛКСМ | Б |
3. | 14 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил комсомол орденом Ленина. | за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии, за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности социалистическому Отечеству | В |
4. | 28 октября 1948 года Президиума Верховного Совета СССР наградил комсомол вторым орденом Ленина. | за самоотверженный и плодотворный труд комсомольцев, советских юношей и девушек в успешном освоении целинных земель | Г |
5. | 5 ноября 1956 года ВЛКСМ был награжден орденом Ленина. | в ознаменование боевых заслуг за беспримерный героизм в годы гражданской войны и иностранной интервенции | Д |
6. | 25 октября 1968 года комсомол был награжден орденом Октябрьской революции. | за инициативу, проявленную в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны | Е |
1 – __; 2 – __; 3 – __; 4 – __; 5 – __; 6 – __.
1 – Д; 2 – Е; 3 – В; 4 – А; 5 – Г; 6 – Б.
Д,2е,3в,4а,5г
43. 22-й чрезвычайный съезд ВЛКСМ, проведенный в сентябре 1991 г., посчитал исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи и заявил о самороспуске организации. Правоприемником ВЛКСМ стал:
1 – Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ);
2 – Республиканские союзы молодёжи;
3 – Российский союз молодёжи (РСМ);
4 – Федерация союзов ВЛКСМ.
44. Пионер – это…
1 – Организатор;
2 – Первый;
3 – Знающий;
4 – Лидер.
45. Кто был членом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина?
1 - дети от 8 до 12 лет;
2 - дети от 10 до 14 лет;
3 - дети от 14 до 18 лет;
4 –дети от 7 до 15 лет.
46. Днём рождения Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина считается:
15 сентября 1923 года
Мая 1922 года
5 апреля 1924 года
47. Найдите соответствие:
1. 1909 – 1922 | А) Перестройка пионерской организации по школьному принципу и совершенствование системы ее работы |
2. 1962 – 1986 | Б) Период попыток демократизировать деятельность пионерской организации, создать новую концепцию ее деятельности |
3. 1932 – 1941 | В) Предыстория пионерии – внешкольное общественное воспитание Российской молодёжи в национальном и религиозном духе, возникновение и развитие коммунистического движения в нашей стране |
4. 1986 – 1991 | Г) Патриотическая деятельность пионерской организации в годы ВОВ |
5. 1922 – 1932 | Д) Создание новой парадигмы детского движения в стране, основанной на многообразии форм, свободном выборе содержания деятельности |
6. 1941 – 1945 | Е) Рождение и становление пионерской организации; внутри выделяется этап создания ВПО им. В.И. Ленина |
7. 1990 г. – по настоящее время | Ж) Повышение роли пионерской организации в учебно-воспитательной работе в школе; укрепление связи пионерской организации с жизнью, трудом народа |
8. 1945 – 1962 | З) Пионерская организация и ее деятельность в системе воспитания всесторонне развитых строителей коммунизма |
1в,2г,3а,4б,5е,6г,7д,8ж
48. Первый пионерский отряд возник в Москве ещё до создания пионерской организации. В него вошли 52 пионера. Это было:
1 - 13 февраля 1922 года в Краснопресненском районе при комсомольской ячейке 16-й типографии;
2 – 10 января 1922 года вЗеленоградском районе при шоколадной фабрике;
3 - 1 марта 1922 года в Замоскворецком районе;
4 - 10 марта 1922 года в Кунцевском районе.
49. Чье имя носила пионерская организация при создании:
1 – Н.К. Крупской;
2 - Спартака;
3 – И.П. Жукова;
4 –В.И.Ленина
50. Какой метод был взят за основу деятельности пионерской организации при её создании?
1 - метод длительной игры;
2 - метод вовлечения детей в классовую борьбу;
3 - метод участия ребёнка в производственном труде;
4 – метод чередования традиционных поручений.
51. Какой метод должен был помочь пионерской организации выйти из кризиса в октябре 1926 года?
1 - метод общественных работ;
2 - метод личного примера;
3 - метод заданий;
4 – метод участия ребёнка в производственном труде.
52. В каком году состоялся 1 Всесоюзный слёт пионеров?
1 - в 1926 году;
2 - в 1929 году;
3 - в 1928 году;
4 – в 1924 году.
53. Что является основой организационной формы пионерской организации?
1 - школьный класс;
2 - дружина;
3 – кружок;
4 – группа.
54. Когда детские коммунистические группы пионеров им. Спартака были переименованы в детские коммунистические группы юных пионеров им. тов. Ленина?
1 - 23 января 1924 года;
2 - 22 апреля 1926 года;
3 - 6 марта 1925 года;
4 –8 декабря 1924 года.
55. «Исторический опыт свидетельствует, что в годы первой пятилетки получила развитие линия на укрепление связи пионерской организации и школы, которая превратно воспринималась как передача руководства пионерией учителю. Пионерская организация стала терять свое общественное лицо, самодеятельный характер, стала превращаться в придаток школы». Какие задачи ставились перед пионерской организацией в данный исторический период времени?
1 - принимать участие в классовой борьбе;
2 - борьба за качество учёбы, сознательная дисциплина;
3 - помощь ячейке партии и комсомола в общественно-политической работе;
4 –организация досуга.
56. Какие функции были возложены на учителя дополнительно в период укрепления связи пионерской организации и школы?
1 – воспитателя;
2 - руководства пионерским отрядом;
3 - организатора внеклассной работы;
4 – старшего пионерского вожатого.
57. В структуре пионерской дружины основное место занимает:
1 – звено;
2 - класс;
3 – отряд;
4 – группа.
58. Пионерские отряды обычно объединяют пионеров одного класса и состоят из:
1 – звёздочек;
2 – звеньев;
3 - бригад;
4 – малых групп.
59. Руководит работой пионерской дружиной по поручению ВЛКСМ:
1 - председатель совета дружины;
2 - старший пионерский вожатый;
3 - заместитель директора по воспитательной работе;
4 – организатор работы с пионерами.
60. Пионерские дружины разных школ одного района объединяются в:
1 - союз пионерских дружин;
2 - пионерский союз;
3 - районную пионерскую организацию;
4 – общественную организацию.
61. В 1940 году на экраны вышел фильм по сценарию Аркадия Гайдара и в постановке А.Разумного. Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих. Главное заключалось в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей – быть полезным Родине не потом, а теперь, немедленно. Именно этот фильм положил начало:
1 - движению красных следопытов;
2 - добровольческому движению;
3 - тимуровскому движению;
4 – коммунарскому движению.
62. Фильм по сценарию Аркадия Гайдара, вышедший в 1940 году назывался:
1 - «Тимур и его команда»;
2 - «Непобедимые»;
3 - «Молодогвардейцы»;
4 – «Они сражались за Родину».
63. В основе тимуровского движения лежала:
1 - патриотическая деятельность;
2 - военизированная деятельность;
3 - трудовая деятельность;
4 – общественно-полезная деятельность.
64. Значимым для деятельности пионерской организации стал период с 1957 года. Руководящим органом Всесоюзной пионерской организации стал:
1 - Центральный совет;
2 - Бюро комсомола;
3 - Слёт пионеров;
4 – Совет дружины.
65. В Советском Союзе учащиеся 7—9 лет объединялись в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров этой школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. Эти группы назывались:
1 –младшие пионеры;
2 - октябрятские группы;
3 - резерв пионеров;
4 - группы младших школьников.
66. В июле 1958 года принят примерный перечень умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок за пионерские годы:
1 - Ступени юного пионера;
2 - Лестница успеха;
3 - Дневник достижений;
4 – Программа роста.
67. В 1958 году произошли положительные сдвиги в отношениях школы, комсомола и ВПО, в деятельности комсомола по руководству пионерией – в отряды пионеров пришли:
1 - вожатые-производственники;
2 - комсорги;
3 - классные руководители;
4 – педагоги-организаторы.
68. Разработанная в 1957 году в Доме пионеров Фрунзенского района г.ЛенинградаИгорем Петровичем Ивановым, апробированная во Всероссийском лагере «Орленок», эта методика получила широкое распространение в стране. Основными целями ее были - включение детей в коллективную творческую деятельность, отказ от формализма, реальное сотрудничество со взрослыми, органическое сочетание общественной значимости деятельности с эмоциональной личной привлекательностью:
1 - Методика коллективных творческих дел (КТД);
2 - Коммунарская методика;
3 - Орлятская методика;
4 – Методика сотрудничества.
69. Изменения, произошедшие в деятельности пионерской организации в конце 50-х начале 60-х годов, повлекли за собой новое отношение со стороны взрослых. Своими конкретными делами пионерская организация показывала советскому обществу свою значимость, завоевывала авторитет у народа. Какой первой наградой ВПО им. В.И.Ленина была отмечена в мае 1962 года?
1 - Орденом Ленина;
2 - Орденом Красного знамени;
3 - Орденом трудового Красного знамени;
4 – Орденом «За заслуги перед Отечеством».
70. В 1962 году возродилась еще одна традиция пионерии – в июле состоялся:
1 - Третий Всесоюзный слёт пионеров;
2 - Второй Всесоюзный слёт пионеров;
3 - Пятый Всесоюзный слёт пионеров;
4 – Четвертый Всесоюзный слёт пионеров.
71. Яркое событие 1967 года, новизна которого захватывала всех пионеров:
1 - военно-спортивная игра «Орлёнок»;
2 - военно-спортивная игра «Зарница»;
3 - игра на местности «Ориентир»;
4 - военно-спортивная игра «Победа».
72. В сотрудничестве с учёными в феврале-марте 1967 года комсомол принимает новую программу, которая, к сожалению, подтвердила противоречие между достижениями науки, разработанными рекомендациями и реальной жизнью и «не пошла»:
1 - программа «Ориентир»;
2 - программа «Достижения»;
3 - программа «Знай. Умей. Действуй»;
4 – программа «Дело».
73. Газета «Пионерская правда» стала организатором соревнований на призы клубов:
1 - «Кожаный мяч»;
2 - «Золотая шайба»;
3 – «Серебряные коньки»;
4 – верны ответы 1 и 2.
74. Во второй половине 60-х годов вновь победила порочная точка зрения, что только участие ребят в единых массовых мероприятиях и способно сформировать нужную позицию. Поэтому после 2-х летнего Всесоюзного соревнования на лучший отряд (1962 - 1964 г.г.) был проведен:
1 - Всесоюзный смотр пионерских дружин "Сияйте, Ленинские звезды";
2 - Всесоюзная экспедиция пионеров "Заветам Ленина верны!»;
3 - Всесоюзный марш пионеров, который первоначально назывался "Всегда готов!";
4 – Всесоюзное соревнование «Салют, пионерия!».
75. Вторым орденом Ленина Всесоюзная пионерская организация была награждена за большую работу по воспитанию детей в духе ленинских заветов и в связи с 50-летием со дня образования в:
1 - в 1973 году;
2 - в 1972 году;
3 - в 1974 году;
4 – в 1971 году.
76. Первоначально эта форма работы пионеров в СССР называлась «Всегда готов!», затем, на протяжении 17 лет, менялось его название, направление, маршруты, но методика его во многом сводилась к парадным мероприятиям и словесным формам:
1 - пионерская экспедиция;
2 - марш пионеров;
3 - смотр-конкурс;
4 – парад.
77. На 10 слете пионеров в «Артеке» было принято историческое решение о прекращении деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. Когда состоялся этот слет?
1 – май 1990 года;
2 – январь 1991 года;
3 – сентябрь - октября 1990 года;
4 – май 1991 года.
78. Правопреемником Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина является:
1 - Общероссийская общественная организация «Детские и молодёжные социальные инициативы» (ДИМСИ);
2 - Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО);
3 - Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи» (РСМ);
4 – Национальный совет молодёжных и детских организаций.
79. Изучение истории детского движения дает возможность увидеть положительное и прогрессивное для использования в наши дни и извлечь уроки из ошибок. А.В.Волохов сформулировал ряд причин, приведших Всесоюзную пионерскую организацию им. В.И. Ленина к кризису. Выберите их из списка:
1 - Авторитаризм;
2 - Идеологическое единомыслие;
3 - Нивелировка личности;
4 - Включение детей в коллективную творческую деятельность;
5 - Фискальный характер отношений;
6 - Отказ от формализма;
7 - Реальное сотрудничество со взрослыми;
8 - Органическое сочетание общественной значимости деятельности с эмоциональной личной привлекательностью;
9 - Ханжеская мораль;
10 - Неформальное начало.
1,2,3,9
80. Эти годы деятельности пионерской организации характеризовались общественно-значимой направленностью: дети помогали восстанавливать разрушенное хозяйство, включались в работу по ликвидации неграмотности, создавали различные объединения, позволявшие овладевать необходимыми навыками и умениями. О каком периоде идет речь?
1 – первое десятилетие;
2 – 30-40-е годы;
3 – послевоенные годы;
4 – 6о-е годы.