Как основа формирования коррупционных отношений
Зарождение теневой экономики связано споявлением первых государств. Правители, налагающие на своих подданных определенные обязательства и ограничения, порождали и возникновение теневой экономики – внегосударственной хозяйственной деятельности лиц, игнорирующих «общественный договор».
В ранних доиндустриальных обществах – обществах азиатского способа производства – уже встречаются все разновидности теневой экономической деятельности. Восточные трактаты о науке государственного управления («Янь те лунь», 81 г. до н.э.; «Артхашастра», начало н. э.), буквально переполнены жалобами на коррупцию чиновников, путающих государственный карман со своим.
В средневековых обществах Европы, где государство не стремилось к тотальному контролю над обществом, теневая экономическая деятельность развивалась в заметно меньшей степени, чем в странах Востока. Тем не менее она известна и в этих экономических системах. Так, неформальная экономическая деятельность развивалась в Западной Европе в основном в форме внецехового ремесла, нарушающего цеховые привилегии и уставы. Любопытным примером теневой экономики стало ростовщичество в христианских странах. Согласно каноническому праву существовал запрет давать ссуды под проценты, но фактически этим занимались не только представители этно-конфессиональных меньшинств (прежде всего, евреи), но даже светские и церковные феодалы[4].
Трансформация доиндустриального общества в индустриальное вызвала в эпоху нового времени буквально взрыв теневой деловой активности во всех ее видах. Казнокрадство и коррупция поразили государственный аппарат всех абсолютистских держав. Эта теневая деловая активность была реакцией на наступление власти денежного богатства. Эпоха нового времени завершается легитимизацией одних форм теневого бизнеса (например, банковской деятельности) и ужесточением борьбы с наиболее криминальными его формами (пиратством и коррупцией).
В эпоху «классического» капитализма теневая экономика отступает, хотя и не исчезает. Так, ограничения свободы торговли, действовавшие до XIX в., породили массовую контрабанду обычных товаров. Усиление государственного регулирования рыночного хозяйства в начале XX в. привело к расцвету коррупции и формированию современного типа организованной преступности.
Новый взлет теневой экономики наблюдается со второй половины ХХ в., что связано с глобальной трансформацией хозяйства. В развивающихся странах разрастание теневой экономической деятельности вызвано приобщением этих стран к мировому рынку. В ходе радикальных экономических реформ 1990-х гг. в постсоциалистических странах произошла буквально «великая криминальная революция», когда, как снежный ком, росли все виды теневой экономической деятельности. Рост теневой экономики характерен и для развитых стран, переживающих переход к постиндустриальному обществу, для которого характерен качественный рост свободы индивида. Увеличение неформальной занятости, стремление обходить сковывающие государственные ограничения, тяга потребителей к “запретным плодам” являются закономерным побочным следствием системной модернизации высокоразвитых обществ.
Таким образом, развитие любой социально-экономической системы (кроме, разве что, первобытного общества) обязательно включает и развитие теневых экономических отношений. Следовательно, эти отношения являются не чем-то случайным, а закономерным порождением формационного развития.
Теневая экономика – это хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля и не отражается в официальной статистике.
Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах – от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до мелкой «благодарности» бутылкой водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия. Поэтому для правильного понимания теневой экономики как основы формирования коррупционных отношений необходимо выделить ее основные сегменты и сектора.
Для типологизации разновидностей теневой деятельности исследователи берут три критерия: их связи с «белой» («первая», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения выделяют три сектора теневой экономики:
1) «беловоротничковая» («вторая»),
2) «серая» («неформальная») и
3) «черная» («подпольная») теневая экономика.
«Вторая»теневая экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников официальной экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются “респектабельные люди” из руководящего персонала (“белые воротнички”), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют “беловоротничковой”. С точки зрения общества в целом, “вторая” теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые одними людьми от “второй” экономики выгоды получены за счет потерь других людей.
«Серая»теневая экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от “второй” экономики, которая неразрывно связана с “белой” экономикой и паразитирует на ней, “серая” теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.
«Черная»теневая экономика (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. “Черная” теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем “серая”. “Черной” теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет).
Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут “собирать дань” с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для “отмывания” своих доходов. Все “теневики” находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.
Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, коррупция, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования — бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д.
Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.
С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. Поэтому когда возникает возможность “сорвать куш”, отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для “второй” и “черной” теневой экономии.
“Вторая” теневая экономика представляет собой своего рода “изнанку” легальной экономической деятельности. Хотя главными субъектами этих теневых отношений являются хозяйственные руководители, их участниками могут становиться и рядовые граждане, без молчаливого согласия которых систематические хозяйственные нарушения были бы невозможны.
Еще в 1949 г. американский криминолог Эдвин Сатерленд сформулировал концепцию “преступности среди людей в белых воротничках”, согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики “большого бизнеса”. Крупные фирмы предстают своего рода “идеальными преступниками”: они преднамеренно, организованно и систематически (подобно рецидивистам) нарушают в широких масштабах правовые нормы, что не мешает им сохранять престиж в деловом мире.
Последующее изучение теневых сторон бизнеса в развитых странах подтвердило относительную зыбкость границ между преступным и законопослушным поведением. Одним из основных видов экономической преступности сегодня становится нарушение правил конкуренции — коммерческие взятки, нарушения антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж.
Многие из этих нарушений настолько обыденны, что, по сути, перестают восприниматься как отклонение от нормы. Например, такой тип коммерческих взяток как деловые взятки — плата за выполнение взяткополучателем своих прямых должностных обязанностей (например, плата таможенникам за более быстрое растаможивание партии товаров) — считается обычным элементом деловой жизни. Уплачиваемые при зарубежных сделках неизбежные комиссионные вознаграждения (“чаевые”) в США даже разрешено вычитать из налогооблагаемых сумм. Преступным считается применение лишь тормозящих взяток (их дают, чтобы должностное лицо “притормозило” выполнение своих прямых обязанностей, — например, чтобы таможенник пропустил контрабанду).
Перейдем теперь от общих характеристик теневой экономики как целого к углубленному анализу наиболее важной ее разновидности – коррупции.
В самых общих чертах, коррупция – это использование служебного положения в личных целях. Она считается одним из основных видов не только “второй” теневой экономики, но и теневой экономики в целом. Поэтому экономический анализ коррупции получил широкое развитие не только за рубежом, но и в постсоветской России[5].
Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными чиновниками-бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не государственные чиновники, а предприниматели.
Поскольку формы злоупотреблений служебным положением многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции (Табл. 2.3.1.)[6].
Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль.
В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как традиционная, универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.
На ранних этапах античной истории, когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности (например, в императорском Риме), когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В этот время в римском праве появился специальный термин «corrumpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.
Там, где власть центрального правительства была слабой (например, в Европе в эпоху раннего средневековья), использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Так, в средневековой России "кормления" воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей, наряду с жалованием из казны или получением поместий.
Таблица 2.3.1.