Коррупция как негативное социально-экономическое явление
Тема.6-2. Криминальная глобализация мировой экономики. Коррупция.
1.Коррупция как негативное социально-экономическое явление.
2. Теневая экономика как основа формирования коррупционных отношений
Теневая экономика
Индексы восприятия коррупции для некоторых стран мира
СТРАНЫ | Индекс восприятия коррупции | |||
1995 г. | 1999 г. | 2003 г. | 2010 г. | |
Высокоразвитые страны | ||||
Финляндия | 9,1 | 9,8 | 9,7 | 9,2 |
Дания | 9,3 | 10,0 | 9,5 | 9,3 |
Швеция | 8,9 | 9,4 | 9,3 | 9,2 |
Канада | 8,9 | 9,2 | 8,7 | 8,9 |
Великобритания | 8,6 | 8,6 | 8,7 | 7,6 |
Германия | 8,1 | 8,0 | 7,7 | 7,9 |
Ирландия | 8,6 | 7,7 | 7,5 | 8,0 |
США | 7,8 | 7,5 | 7,5 | 7,1 |
Япония | 6,7 | 6,0 | 7,0 | 7,8 |
Франция | 7,0 | 6,6 | 6,9 | 6,8 |
Испания | 4,4 | 6,6 | 6,9 | 6,1 |
Италия | 3,0 | 4,7 | 5,3 | 3,9 |
Развивающиеся страны | ||||
Сингапур | 9,3 | 9,1 | 9,4 | 9,3 |
Гонконг | 7,1 | 7,7 | 8,0 | 8,4 |
Чили | 7,9 | 6,9 | 7,4 | 7,2 |
Ботсвана | 6,1 | 5,7 | 5,8 | |
Тайвань | 5,1 | 5,6 | 5,7 | 5,8 |
Ю. Корея | 5,6 | 3,8 | 4,3 | 5,4 |
Бразилия | 2,7 | 4,1 | 3,9 | 3,7 |
Мексика | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 3,1 |
Египет | 3,3 | 3,3 | 3,1 | |
Индия | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 3,3 |
Аргентина | 5,2 | 3,0 | 2,5 | 2,9 |
Индонезия | 1,9 | 1,7 | 1,9 | 2,8 |
Кения | 2,0 | 1,9 | 2,1 | |
Нигерия | 1,6 | 1,4 | 2,4 | |
Страны с переходной экономикой | ||||
Словения | 6,0 | 5,9 | 6,4 | |
Эстония | 5,7 | 5,5 | 6,5 | |
Венгрия | 4,1 | 5,2 | 4,8 | 4,7 |
Куба | 4,6 | 3,7 | ||
Беларусь | 3,4 | 4,2 | 2,5 | |
Чехия | 4,6 | 3,9 | 4,6 | |
Польша | 4,2 | 3,6 | 5,3 | |
Китай | 2,2 | 3,4 | 3,4 | 3,5 |
Армения | 2,5 | 3,0 | 2,6 | |
Россия | 2,4 | 2,7 | 2,1 | |
Узбекистан | 1,8 | 2,4 | 1,6 | |
Украина | 2,6 | 2,3 | 2,4 | |
Азербайджан | 1,7 | 1,8 | 2,4 | |
Грузия | 2,3 | 1,8 | 3,8 |
Дифференциация внутри групп стран с примерно одинаковым уровнем жизни сильно зависит от национальной хозяйственной культуры и от политики правительства. Так, для стран с конфуцианской культурой (Китай, Япония, Сингапур, Тайвань), где с глубокой древности честный и мудрый чиновник считался культовой фигурой, индексы коррупции заметно ниже, чем, например, в странах Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш), в которых нет традиции уважения управленческого труда.
Таблица 2.3.3.
Частота и размеры вымогательства взяток
Тема.6-2. Криминальная глобализация мировой экономики. Коррупция.
1.Коррупция как негативное социально-экономическое явление.
2. Теневая экономика как основа формирования коррупционных отношений
Коррупция как негативное социально-экономическое явление
Одной из важнейших социально-экономических проблем является коррупция. Социологи и экономисты выделяют несколько причин ее актуальности. Во-первых, коррупционные скандалы подрывают авторитет власти и вызывают радикальные оппозиционные настроения и социальные катаклизмы. Во-вторых, коррупция негативно влияет на эффективность экономики в целом. В-третьих, коррупция, как и другие социальные явления, создает условия собственного воспроизводства. Она влияет на социально-экономическое развитие, причем, чем продолжительнее периоды масштабной коррупции, тем сложнее борьба с ней и устранение ее последствий. В-четвертых, масштабная коррупция подрывает национальный авторитет страны, напрямую влияя на уровень иностранных инвестиций.
Коррупция – это сложное социально-экономическое явление, которое рассматривает негативные процессы, развивающиеся во времени, имеющие исторический характер и зависящие от традиций той или иной страны. Поэтому от понимания социально-экономической природы, сущности и содержания понятия коррупции, от того, какие действия и в каких условиях квалифицируются как коррупционные, во многом зависят и средства реального противодействия коррупции.
Многогранность проблемы коррупции находит свое отражение в чрезвычайном разнообразии научных подходов к ее изучению, предлагаемых представителями различных научных дисциплин (социологами, экономистами, юристами), так и сторонниками различных направлений внутри этих наук.
Первоначально в классической политической экономии понятие коррупции использовалось для характеристики морального состояния общества в целом. Это явление рассматривалось как социальная болезнь, считалось нетерпимым, осуждалось и было объектом борьбы.
Первую попытку уйти от нравственной оценки и осуществить научный анализ коррупции предпринял выдающийся германский социолог М. Вебер, заложивший основы функционального подхода к исследованию этого феномена. Исследуя такое явление, как откуп государственных налогов, предоставляемых королевским фаворитам, он отмечал, что такая практика была исторически необходимой и являлась одним из механизмов функционирования общества. Система сбора с населения налогов, при которой государство за определённую плату передавало право их сбора частным лицам (откупщикам) была широко распространена в Европе в XVII – XVIII вв. В руках откупщиков часто накапливались огромные богатства, так как собранные ими налоги и сборы с населения в 2—3 раза превышали средства, вносимые в казну.
М. Вебер сделал вывод о приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение социально-экономических изменений.
В условиях первоначального накопления капитала особую роль приобретал такой фактор экономического роста, как доступ к ресурсам. При ограниченности ресурсов и господстве государственного распределения ресурсов формировалась особая система их привилегированного потребления. Она оформлялась в виде различного рода откупов, лицензий, таможенных льгот. Превращение приобретенной таким образом собственности в самовозрастающий капитал, т. е. умножение богатства путем незаконного приобретения покровительства государственной бюрократии, являлось одним из важнейших факторов создания и расширения бизнеса, способом формирования нового привилегированного класса предпринимателей. Если аккумулированный в этом процессе капитал использовался во благо экономического роста, то имело место положительное влияние коррупции на экономическое развитие и модернизацию общества, так как коррупция выступала одним из консолидирующих факторов накопления капитала и его расширенного воспроизводства.
Функциональный подход к исследованию коррупции получил свое дальнейшее развитие в рамках либеральных социальных и экономических теорий середины ХХ в. С точки зрения функционалистов, коррупция используется индивидами для влияния на политику, проводимую администрацией. Таким образом, коррупция может быть эффективной, а одной из ее функций является сохранение единства нестабильной социальной системы.
Способствуя формированию политических партий, консолидации на основе участия в выборных процессах различных групп интересов, коррупция для многих представителей класса «политически неимущих» является чуть ли не единственным способом влияния на реальные изменения в обществе. Когда мелкий предприниматель дает деньги на выборы главы местной администрации, он доступными ему средствами участвует в политической жизни своего региона, стимулирует ту власть, которая позволит ему в дальнейшем вести свое дело более или менее уверенно и, что очень важно, с помощью скрытой взятки (эту роль могут выполнять не обязательно деньги, но и иные, безденежные формы протекционизма и фаворитизма) он борется с государственной бюрократической машиной. В результате должность, а вместе с ней и ответственность, персонифицируются, становятся доступными для каждого вступившего в отношения явного или неявного сговора с власть предержащими. В этом смысле коррупция может быть и своеобразным «лифтом» для продвижения «политически грамотного» предпринимателя на определенные этажи государственного аппарата, т.е. может способствовать ротации кадров из массовых политических и общественных движений в достаточно замкнутый мир государственной власти.
При отсутствии «прозрачной» и универсальной структуры распределения ресурсов между различными сообществами и регионами, центрами «силы» и при одновременном господстве государственных рычагов коррупция, по мнению функционалистов, может быть одним из важнейших механизмов единения государства.
Функционалисты пытались объяснить причины неэффективности управления в развивающихся странах массовыми злоупотреблениями государственных чиновников. Коррупция, с точки зрения функционалистов, определяется социально-экономическим развитием страны, а не политическим режимом и культурой. Коррупция возникает, когда старые изжившие себя социальные нормы заменяются новыми, и облегчает приспособляемость к возникающим изменениям. Выполнив свои социально-экономические функции, коррупция исчезает[1].
Сторонники функционального подхода отводят коррупции роль посредника между гражданами и далеким для них государством. Коррупция смягчает отношения с администрацией, неспособной ответить на требования новых социальных групп. Социально-экономические функции коррупции сводятся к стимулированию предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий, т. е. интенсивность и скорость происходящих в обществе реформ делают необходимым «смазку системы». Коррупция лучше всяких лозунгов объединяла бюрократа-чиновника и предпринимателя в стремлении сделать экономику эффективной. Взятка «смазывала» пробуксовывавший государственно-административный механизм, делала путь от проекта до его реализации значительно короче. Коррупция вносила в систему бюрократического администрирования элементы рыночного управления, она устанавливала действительный паритет спроса и предложения и выступала важнейшим экономическим мерилом эффективности производства.
Однако, признавая определенное положительное воздействие коррупции на экономическое развитие, некоторые сторонники функционального подхода указывали, что распространение коррупции создает препятствия и даже останавливает развитие. Эту идею, высказывал, в частности, автор теории анализа взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений, один из основоположников социально-экономических исследований коррупции, известный шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Мюрдаль, подчеркивавший, что коррупция является препятствием для модернизации общества и его развития. Коррупция подобна инфляции: ее небольшое присутствие возможно и выгодно, но начиная с определенного уровня она полностью разрушает социально-экономическую систему. Таким образом, в работах функционалистов присутствует научное исследование коррупции, однако отношение к ней не является однозначным. Представители функционального направления в исследовании коррупции попытались показать как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия коррупции.
Представители институционального подхода (С. Хантингтон и др.) видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. Между развитием, коррупцией и модернизацией, по их мнению, существует тесная взаимосвязь. Индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также новые социальные слои, но не позволяет осуществить политическую институционализацию. Следовательно, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между существующими нормами и устанавливающимися моделям поведения. С точки зрения институционалистов, коррупция выполняет роль связующего звена между нарождающимися привилегированными социальными слоями и отжившими слоями трансформирующегося общества.
Идею о прогрессивности коррупции в период перехода от планового к рыночному хозяйству развивает в своих работах Я. Тарковски. Анализируя взаимодействие между государственными институтами и нарождающимися силами гражданского общества в России и Польше он показал, что коррупция, создав новый тип отношений между официальными и частными интересами, фактически способствовала прогрессу реформ 90-х гг. ХХ в[2].
Таким образом, институционалисты рассматривают коррупцию как естественный феномен, проявляющийся в переходные периоды, когда меняются нормы функционирования социально-экономической системы и когда отсутствует стабильный демократический консенсус между членами общества. Терпимая к коррупции социальная система приводит к появлению нелегитимных или неприменяемых законов, создающих новые возможности для получения незаконных доходов.
Функциональный подход, доминировавший в исследованиях коррупции в 1950-60-х гг., подвергся в последующий период радикальной и жесткой критике со стороны сторонников неолиберальной доктрины, которые с 1970-х годов занимают лидирующие позиции в разработке проблем коррупции. Неолибералы обвиняли функционалистов в создании теории коррупции на поверхностных исследованиях. Отрицались и гипотеза о позитивном влиянии коррупции на социально-экономическую жизнь, и идея о ее исчезновении вместе с завершением функциональности.
Неолибералы к анализу коррупции применяли методологию, разработанную современной экономической теорией (теория прав собственности, теория экономической ренты), и исследовали коррупцию с точки зрения процесса оптимизации в условиях ограниченных ресурсов. При этом индивиды неолибералами рассматриваются как рациональные существа, пытающиеся реализовать собственные материальные интересы в мире ограниченных ресурсов. При таком подходе поведение политиков и чиновников-бюрократов трактуется как поиск оптимального распределения имеющихся ресурсов для получения материальных выгод и одновременного обеспечения переизбрания или сохранения своих чиновничьих постов.
Неолибералы также исходят из того, что рынок является наиболее эффективным экономическим инструментом, и именно вмешательство государства приводит к появлению теневой экономики, что они трактуют как противодействие вездесущему государству.
Однако, проблема взаимодействия между личностными и структурными аспектами коррупции оставалась вне поля их зрения. Попытка преодолеть этот пробел была предпринята итальянской исследовательницей Д. делла Порта, которая обратилась к анализу «политического бизнесмена» – особого типа государственного функционера, сочетающего посредничество в легальном или нелегальном бизнесе и личное участие в экономической деятельности с политическим посредничеством в традиционном смысле. Д. делла Порта приходит к выводу, что распространение коррупции связано с кризисом политических партий, в результате которого происходит замещение политических лидеров, руководствующихся идеологией и нравственными ценностями, индивидами, рассматривающими политику прежде всего как бизнес. Агентами социализации коррупции, таким образом, выступают политические партии, выдвигающие своих назначенцев на ответственные посты в государственных органах. В ответ они требуют от своих выдвиженцев соблюдения «правил», прикрывающих использование этих постов для «политического финансирования», и в то же время разрешают им извлекать личную выгоду из занимаемого положения. Верность партии обеспечивает возможность получать назначения, которые затем оплачиваются распределением денег в виде взяток. В то же время, политические бизнесмены, используя дополнительные финансовые ресурсы, подминают под себя политические партии, трансформируя, таким образом, сам способ осуществления политики[3].
В западных странах со стабильными демократическими режимами коррупция оказалась неискоренимой, продолжая существовать в специфических для каждой культур формах - почти как социальная система в Италии, или как маргинальное явление в Северной Европе. Объясняя это явление, исследователи выделяют следующие факторы общего характера, присущие современном периоду как таковому.
До 1960-х годов политические партии существовали за счет взносов своих активистов и пожертвований предприятий, профсоюзов и других организаций. Однако в 1970-е годы эта ситуация стала резко меняться: традиционные источники пополнения казны партии начали иссякать, в то время как затраты на избирательные кампании расти. В этих условиях партии почти во всех странах стали прибегать к различным весьма необычным методам пополнения казны, включая и коррупцию.
Кроме того, 1980-е годы характеризуются нарушением социального равновесия, вызванного экономическим кризисом в ряде промышленно развитых стран, ростом нестабильности и разрушением старых моральных ценностей, на смену которым приходят новые ценности, нормы и принципы поведения. Именно в этот период идея рынка победила идею государственности. Подтверждением эффективности рыночной доктрины стали экономические достижения Японии и новых азиатских «тигров», кризис социалистических режимов, а также возрастание трудностей, с которыми сталкивались возглавлявшиеся социал-демократами правительства развитых стран: их кейнсианская политика, требовавшая слишком больших государственных затрат, показала свою неэффективность. В результате активно проводившейся политики разгосударствления и приватизации во многих странах произошел демонтаж государственной системы юридического, экономического финансового контроля. Повсюду формировались новые слои населения, быстро обогатившиеся в результате спекуляций при новых правилах игры, часто благодаря сговору с политиками.
Современная коррупция не столь уж отличается от «старой», но ныне для ее развития сложилась особенно благоприятная атмосфера: переход от командной экономики к рыночной, появление новых «правил игры», кризис традиционных ценностей придают этому феномену особенно острый характер. Новым моментом является интернационализация коррупции, непосредственно связанная с процессом глобализации мировой экономики.
Теоретические основы социально-экономического анализа коррупции были продолжены в 1970-е гг. в работах американских экономистов неоинституционального направления.
Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует экономическая рента, связанная с государственным регулированием различных сфер хозяйственной жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот, наличием контроля над ценами и т.д.). При этом на коррупцию сильнее нацелены те чиновники, которые получают низкую зарплату. Позднее эмпирические исследования подтвердили, что масштабы коррупции снижаются, если в стране мало внешнеторговых ограничений, если промышленная политика строится на принципах равных возможностей для всех предприятий и отраслей, а также если зарплата чиновников выше, чем у работников частного сектора той же квалификации.
В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.
· Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.
· Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.
· Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.
Коррупция как социально-экономическое явление связывает совершение коррупционных действий с социальными институтами и с социальной средой, в которой они совершаются. Коррупцией в социологическом понимании считается использование неформальных связей и отношений в личных интересах. Коррупционное поведение в таком понимании связано с подчинением социальным институтам и опирается на фаворитизм, клиентелизм и непотизм, особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.
Широкому распространению коррупции способствует то, что в осуществлении взаимодействий граждан друг с другом нормы законов практически не применяются. Граждане взаимодействуют друг с другом на основе норм неформальных отношений, норм морали и нравственности, существенно отличающихся от декларируемых и описанных в нормативно-правовых документах.
Бюрократическое государственное управление – один из важнейших факторов широкого распространения коррупции. Бюрократическое государственное управление часто рассматривается как единственно возможное и как образец эффективности администрирования. Под влиянием средств массовой информации подавляющее большинство граждан просто не имеют в сознании иных вариантов и моделей решений ни общественных, ни личных проблем. В большинстве случаев граждане обращаются в органы власти для получения решений своих проблем и не пытаются активно участвовать в их выработке и реализации, поскольку убеждены в неэффективности таких своих действий. Бюрократическая система всегда предлагает собственные схемы интерпретации поведения граждан и модели решений проблем в их взаимоотношениях между собой и с органами власти. Эти схемы и модели более или менее полно представлены в нормативно-правовых актах и других документах, которые нередко представляют также и средства, и цели деятельности бюрократической системы, а, по сути, формируют своеобразную бюрократическую реальность. А поскольку коррупция является социально-экономической проблемой, никакие органы чиновничье-бюрократического управления не способны ни разработать, ни реализовать эффективную стратегию противодействия коррупции.
При использовании такого понимания коррупции становится понятным, что к совершению коррупционных действий не всегда приводят корыстные или иные интересы должностных лиц или других индивидов, а воздействие на них социальных институтов и определяемых ими социальных норм.
Такая коррупция очень опасна и является массовой, потому что не всегда оценивается самими гражданами и должностными лицами как коррупция: такие действия становятся обыденными, выполняемыми по привычке, а сами социальные институты не всегда замечаются. Поэтому при сохранении индивидуальной ответственности за совершение коррупционных действий, необходимо выявлять такие социальные институты, которые способствуют массовому совершению коррупционных действий, а затем эти институты заменять некоррупционными. Такие стратегии противодействия коррупции могут требовать относительно длительных сроков для реализации, исчисляемых годами и десятилетиями, но и социальные эффекты от таких стратегий противодействия коррупции будут долговременными, обеспечивающими существенное снижение уровня коррупции.
При таком подходе становится понятным, почему столь разные действия можно объединять единым понятием коррупции, что в свою очередь позволяет найти общие принципы противодействия коррупции. Причём противодействия не только уже известным проявлениям коррупции, но и тем, которые могут в ближайшем или отдалённом будущем возникнуть в результате поиска коррупционерами способов осуществления своих действий. Кроме того, социально-экономическое понимание коррупции обосновывает неадекватность представления о коррупции исключительно как о преступлении.
Несмотря на описанные выше преимущества социально-экономического понимания коррупции, оно практически не используется в практике принятия решений органами власти, а также при вынесении приговоров судов. Важнейшей причиной такого положения является направленность деятельности органов власти на достижение эффектов в краткосрочных периодах, в течение которых эффекты замены социальных институтов на некоррупционные вряд ли смогут проявиться.
Ни одно современное демократическое общество, не говоря уже о развивающихся странах, странах Восточной Европы и России не смогло избежать коррупции. Но еще важнее то, что распространение коррупционных скандалов, свидетельствующих об утрате доверия общества к институтам и процессам демократии, не может не затрагивать государственные институты и политические партии. Вместе с тем использование скандалов вокруг отдельных политических деятелей, изобличенных в коррупции, для дискредитации самих государственных учреждений приводит, как показали события XX в., к радикальным потенциально недемократическим политическим реформам.
Коррупция стала важнейшей социально-экономической проблемой государственного -управления, воздействующей на его эффективность, а также на общее моральное состояние органов управления и легитимность государства.
Но государство не может публично признать правоту утверждений о порочности его институтов, ликвидация которых грозит дезинтеграцией общества. Поэтому обычно официальная реакция на разоблачения коррупционеров состоит в попытках сокрытия фактов, в том числе с помощью дискредитации источника информации, а все расследования коррупции превращаются в попытки сглаживания ущерба от скандалов восстановления доверия общества к государству. И властям это часто удается. Так, в США, несмотря на многочисленные коррупционные скандалы «Уотергейт», «Ирангейт» даже наиболее критично настроенные американские граждане по-прежнему не сомневаются в чистоплотности современных государственных чиновников и политиков.
Коррупция не обязательно ассоциируется с определенным типом политического строя: она процветает и при репрессивных, и при демократических режимах, в политических системах, управляемых аристократической элитой или представителями широких слоев населения. Таким образом, коррупция, по признанию многих исследователей, является всеобщим аспектом осуществления государственной власти в форме конкретных действий государственных чиновников.
Коррумпированное поведение может быть пассивным или активным и выражаться в нежелании чиновника выполнять отведенную ему роль, определяемую законами и правилами, или в выборочном выполнении законов и правил в соответствии с собственными интересами. Проявления коррупции включают: получение денег или другого вознаграждения за предоставление контрактов, нарушение процедур в интересах взяткодателя, оказание ему законодательной поддержки; использование государственных ресурсов в личных целях; игнорирование незаконной деятельности. Формами коррупции являются непотизм, воровство, завышение цен, раздувание фондов заработной платы, принятие несуществующих проектов, налоговое мошенничество.
Коррупция не обязательно сопровождается получением финансовых, денежных выгод. Она может проявляться и в предоставлении льгот и преференций, в демонстрации лояльности государственных служащих по отношению к политическим партиям, родственникам, друзьям, коммерческим фирмам.
К самым распространенным «инструментам» коррупции относятся: регулирование выдачи лицензий или разрешений; уменьшение ответственности за нарушение действующих законов; предоставление возможности пользоваться государственными инвестициями в строительство различных объектов путем выдачи соответствующих контрактов частным компаниям; прием на работу или протекционизм, способствование служебному продвижению или занятию государственных должностей. Чем шире используются подобные инструменты в деятельности государственного сектора, тем выше потенциал коррупции.
В более широком плане, при коррумпированности государственных служащих и использовании ими служебного положения в личных целях, роль государства, равно как и его способность играть стабилизирующую роль, сокращается. По сути дела происходит «скупка государства» или «приватизация государства», подмена его роли действиями государственных чиновников-бюрократов. В соответствующем коррумпированном окружении даже самые стойкие чиновники, которые ранее не помышляли о нарушении законов, не могут устоять перед соблазном и пополняют ряды взяточников.
Широко распространено мнение, что коррупция является основной проблемой третьего мира и что по мере экономического развития ее масштабы снижаются. По мнению ряда исследователей эту точку зрения подкрепляет исторический опыт Европы, демонстрирующий роль экономического развития в модернизации общества, создании основ профессиональной государственной службы. Напротив, трудно представить, что государственная администрация может хотя бы стремиться к приемлемому уровню честности и эффективности на фоне задолженности, инфляции, хронической безработицы, низкого уровня жизни и порождаемой ими общественной напряженности.
Тем не менее, многие исследователи (А. Доу, Р.Теобальд) предостерегают от упрощенного взгляда на проблему и ожидания снижения масштабов коррупции с каждым процентом роста ВВП. Так, богатейшая страна мира, США признается страной, имеющей недопустимые масштабы коррупционных злоупотреблений и в ежегодном международном рейтинге индекса восприятия коррупции находится лишь на 22 месте (данные за 2012 г.). Пример Чили и Мексики, которые очень близки друг к другу по уровню экономического развития, но разительно отличаются по масштабам коррупции: Чили – 21 место, Мексика – 98 место в ежегодном международном рейтинге индекса восприятия коррупции (данные за 2012 г.). Пример этих стран показывает, что, хотя экономическая слаборазвитость связана с административной нестабильностью и слабой институционализацией государственного сектора, сам по себе экономический рост не ведет автоматически к улучшению качества государственной администрации и снижению коррупции. Напротив, вполне может оказаться, что резкий рост богатства ассоциируется с ростом коррупционных злоупотреблений.
Таким образом, сегодня повсеместно признается, что коррупция не является уделом исключительно менее развитых стран.
Самостоятельную проблему представляет и выявление самого факта коррупции. Если нет возможности обратиться к закону для того, чтобы оценить, имел ли место факт коррупции, остается только подвергнуть чиновника-бюрократа моральному осуждению. Пока закон не определит формы поведения государственного служащего как незаконные, его действия нельзя квалифицировать как коррупцию в полном смысле слова. Вместе с тем даже наличие закона не обеспечивает выявления коррупции, так как со временем закон может меняться и признавать коррупцией то, что изначально таковой не считалось.
Еще одна сложность в выявлении коррупции связана с тем, что в обществах, имеющих большие масштабы злоупотреблений обвинения в коррупции, как правило, связываются либо с чистками и кампаниями, предпринимаемыми после смены режима, либо с широким признанием неприемлемости масштабов злоупотреблений, либо с борьбой с политическими противниками. В общем виде, там, где политическое соперничество заключается главным образом во фракционной, клановой борьбе за контроль над государственным аппаратом и где массы в целом отстранены от этой борьбы, обвинения в коррупции часто служат ее орудием.
Сама природа коррупции делает это явление весьма трудным объектом социально-экономического анализа. Поэтому вплоть до недавнего времени дискуссия о коррупции в правительственных сферах затрагивала в основном политические аспекты этой проблемы. Рассматривалось, в частности, каким образом злоупотребления на государственной службе могут подорвать доверие общества к демократическим институтам, как заставить государственных служащих трудиться на благо общества, а не в своих собственных интересах.Социально-экономические аспекты коррупции исследовались в меньшей степени.
Рассматривая социально-экономическме источники коррупции, исследователи отмечают широкое распространение в промышленно развитых странах патримониализма, – господства системы патронажа в государственном управлении, характерных для периода, предшествовавшего становлению современной системы правового государства. При этом живучесть отношений патримониализма в развитых странах обусловлена следующим: 1) чем выше уровень бюрократизации, тем труднее провести грань между легитимными и незаконными действиями; 2) поскольку претендентов на элитные позиции значительно больше, чем достойных кандидатов, а необходимые качества трудно определить объективно, весьма высока вероятность подключения субъективных критериев отбора; 3) наличие в распоряжении политической элиты ценных ресурсов (в форме финансов, должностей, контрактов, информации) и огромное внимание со стороны оппонентов, прессы и общественности к касающимся их решениям заставляют элиту окружать себя не экспертами, а «друзьями» и доверенными лицами, которые могут оказать поддержку и на которых можно положиться; 4) сохранение лояльности последних обеспечивается «раздачей милостей» (автомобили, официальные резиденции, счета, зарубежные поездки), что еще более усиливает субъективность отбора нужных и надежных кандидатов в элиту.
Хотя патримониализм все еще имеет место в развитых странах, низовые уровни администрации, в отличие от верхушки государственного аппарата, не испытывают прямого политического, давления, поэтому распространение патримониализма там не столь существенно. В слаборазвитых странах, напротив, все уровни администрации вплоть до самых нижних политизированы, и патримониализм пронизывает всю политическую систему. Масштабы отклонений от норм, совершаемых плохо подготовленными и низкооплачиваемыми государственными служащими весьма значительны. Они усиливаются двумя факторами: во-первых, господством патронажа в социальных отношениях; во-вторых, борьбой за контроль над государственным аппаратом и обладание ресурсами. Главнейшая цель участников этой борьбы – превращение государства в личный инструмент власт