Администрации курской области.

Наименование Статус Нормативный правовой акт
Высший орган исполнительной государственной власти Курской области
Администрация Курской области:   Высший постоянно действующий орган исполнительной власти Курской области Закон К/о от 2.10.2001 г. № 67-ЗКО «Устав Курской области»; Постановления губернатора К/о от 24.12.2001 г. № 930 «Об утверждении Положения "Об администрации Курской области"»; от 21.03.2005 г. № 105 «О структуре исполнительных органов государственной власти Курской области»
Органы исполнительной государственной власти Курской области
Правительство Курской области (ликвидировано) Коллегиальный орган в составе Администрации Постановление губернатора К/о от 11.12.1998 г. № 613 «О реорганизации исполнительных органов государственной власти Курской области»
Комитет здравоохранения Курской области   Орган исполнительной государственной власти области по здравоохранению Закон К/о от 9.12.2004 г. № 67-ЗКО «О здравоохранении в Курской области»; Постановление губернатора К/о от 8.07.2005 г. № 515 «Об утверждении Положения "О Комитете здравоохранения Курской области"»
Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Органы исполнительной государственной власти области, осуществляющие государственный экологический контроль Закон Курской области от 1.03.2004 г. № 3-ЗКО «Об охране окружающей среды на территории Курской области»  
Управление ветеринарии Уполномоченный орган исполнительной власти области Закон Курской области от 29.12.2005 г. № 119-ЗКО «О ветеринарии в Курской области»
Архивное управление Курской области Уполномоченный орган исполнительной власти Курской области в сфере архивного дела Закон Курской области от 29.12.2005 г. № 97-ЗКО «Об архивном деле в Курской области»;Постановление губернатора К/о 14.12.2006 г. № 585 «Об утверждении "Положения об архивном управлении Курской области"»
Управление информационных технологий, связи и безопасности информации Исполнительный орган государственной власти Курской области Постановление губернатора К/о 7.09.2007 г. № 432 «Вопросы управления информационных технологий, связи и безопасности информации Курской области»  
Комитет записи актов гражданского состояния области (ЗАГС) Орган исполнительной власти Курской области Постановление губернатора К/о от 20.07.2007 г. № 348 «Об утверждении структуры, штатной численности комитета ЗАГС Курской области и Положения "О комитете записи актов гражданского состояния Курской области"»
Комитет лесного хозяйства области Исполнительный орган государственной власти Постановление губернатора К/о от 20.12.2006 г. № 609 «Вопросы комитета лесного хозяйства Курской области»
Комитет транспорта и связи Курской области Исполнительный орган государственной власти области Постановление губернатора К/о от 19.05.2005 г. № 369 «Об утверждении Положения О комитете транспорта и связи Курской области"»
Главное управление по финансовому оздоровлению и банкротству Орган исполнительной власти Курской области Постановление губернатора Курской области от 5.10.2004 г. № 452 «Об утверждении Положения "О главном управлении по финансовому оздоровлению и банкротству Курской области"»
Управление административной реформы и государственных услуг Структурное подразделение Администрации Курской области Постановление Губернатора Курской области от 13.05.2010 г. № 194-пг «Об утверждении Положения об управлении административной реформы и государственных услуг Администрации Курской области»
Отраслевые органы органов исполнительной государственной власти Курской области
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Отраслевой орган исполнительной власти Курской области Постановление губернатора К/о от 22.04.2005 г. № 294 «Об утверждении Положения "О комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области"»
Комитет по экономике и развитию Отраслевой орган исполнительной власти области Постановление губернатора К/о от 14.05.2005 г. № 349 «Об утверждении Положения "О комитете по экономике и развитию Курской области"»
Комитет по управлению имуществом Отраслевой орган исполнительной власти области Постановление губернатора К/о от 25.06.2007 г. № 286 «Об утверждении Положения "О комитете по управлению имуществом Курской области"»
Департамент экологической безопасности и природопользования Отраслевой орган исполнительной власти Курской области Постановление губернатора К/о от 18.06.2007 г. № 273 «Об утверждении Положения "О департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области"»
Комитет строительства и стройиндустрии Отраслевой орган исполнительной власти области Постановление губернатора К/о от 16.04.2007 г. № 164 «Об утверждении Положения "О комитете строительства и стройиндустрии Курской области"»
Комитет по занятости населения Курской области Отраслевой орган исполнительной власти области Постановление губернатора К/о от 28.12.2006 г. № 629 «Об утверждении Положения "Об органе службы занятости населения Курской области"»
Департамент архитектуры и градостроительства Отраслевой орган исполнительной власти области Постановление губернатора К/о от 3.04.2002 г. № 182 «Об утверждении Положения "О департамента архитектуры и градостроительства Курской области, его структуры и штатной численности"»
Территориальные органы органов исполнительной государственной власти Курской области
Отделы комитета лесного хозяйства области по лесничеству Территориальный орган Комитета лесного хозяйства Курской области Постановление губернатора К/о от 20.12.2006 г. № 609 «Вопросы комитета лесного хозяйства Курской области»; от 27.11.2007 г. № 523 «О территориальных органах комитета лесного хозяйства Курской области»
Управления и отделы на территории одного или нескольких муниципалитетов(отдел опеки и попечительства администрации района) Территориальный орган опеки и попечительства (информация об органах опеки и попечительства в РФ представлена на сайте «Ванечка». См.: http://ванечка.рф) Закон Курской области от 22.11.2007 г. № 117-ЗКО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Курской области»; Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».  




В систему государственных органов субъектов РФ входят структуры с особым статусом, например, Законом Курской области от 10.06.2003 г. № 29-ЗКО «Избирательный кодекс Курской области» установлено, что территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Курской области, осуществляющими подготовку и проведение выборов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, настоящим Кодексом.

Кроме того, для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Курской области в области создана территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и местного уровней[2], органами повседневного управления которой являются

1) центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области (является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о пожарах и чрезвычайных ситуациях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций[3]), Дежурно-диспетчерская служба Курской области;

2) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

3) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Возвращаясь к положениям статья 12 Устава Курской области заметим, что система органов государственной власти в субъектах РФ включает в себя ряд структур федерального уровня и систему органов государственной власти собственно субъекта РФ, что должно находит адекватное отражение в региональном законодательстве.

Правовая основа функционирования системы органов государственной власти в субъектах РФ – всё законодательство России, включая подзаконные нормативные правовые акты. Правовую основу функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ составляют Конституция РФ, федеральное законодательство (в т.ч. и подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня), законодательные и подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также, в отдельных случаях, нормативные правовые акты муниципальных образований на территории субъекта РФ.

В их числе федеральные конституционные законы:

1) от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»;

2) от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

3) от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

4) от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» и др.

Обширен ряд федеральных законов:

1) от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

2) от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судья в Российской Федерации»;

3) от 29.12.1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»;

4) от 17.12.1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»;

5) от 4.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;

6) от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

7) от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

8) от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

9) от 15.11.2004 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;

10) от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

11) от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

12) от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

13) от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

14) от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Важное значение имеют нормативные правовые акты, устанавливающие публичные атрибуты и символы. Например, Закон Курской области от 17.12.1996 г. № 19-ЗКО «О гербе и флаге Курской области» устанавливает описание, общие условия использования, а также вопросы ответственности.

Символы государственного значения должны быть защищены от актов надругательства и статья54.1. «Незаконные действия по отношению к государственным символам Курской области, официальным символам муниципальных образований» Закона Курской области от 4.01.2003 г. № 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка использования герба Курской области, флага Курской области, официальных символов муниципальных образований (административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей) и за надругательство над ними, то есть любые действия, направленные на публичную демонстрацию неуважительного отношения к указанным символам (административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Полагаем, что нормативная «связка» этих законов области конституционно-правового и административно-правового значения обеспечена путём изменения в 2011 году редакции статьи 15 Закона Курской области от 17.12.1996 г. № 19-ЗКО «О гербе и флаге Курской области».

Возвращаясь к содержанию Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обратим внимание на изменения, которые свидетельствуют о продолжающемся поиске моделей построения региональных властных структур. В частности, в конце 2010 г. часть 6 статьи 18«Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)» получила новую редакцию:

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учётом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента Российской Федерации».

Последнее предложение (норма) подчёркивает особый статус главы российского государства. Конституции и уставы субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с этой нормой до 1 января 2015 г. (варианты – «глава», «руководитель», «председатель правительства» и др.).

Классификация нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности органов государственной власти в субъектах РФ, может быть проведена также по признакам предмета регулирования. В этом случае выделяются три группы нормативно-правовых актов: статутные органов государственной власти, статутные государственных служащих и функционально-статутные.

2. Полномочия органов государственной власти.

Понятие «полномочие» многовариантно[4] и определяются содержанием и характером отношений, в рамках которых говорится о «полномочии».

Под полномочиями субъектов государственного управления понимаются предоставленные нормативными правовыми актами органам государственной власти и их должностным лицам права и обязанности по управлению в определённой сфере деятельности, основанном на целенаправленном использовании различных ресурсов при решении управленческих задач.

Полномочия Курской областной думы определяются положениями главы 8 (статьи 31-34) Устава Курской области и не могут быть переданы кому-либо.

Областная Дума:

а) принимает Устав Курской области и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения РФ и области в пределах полномочий области;

в) осуществляет иные полномочия согласно Конституции РФ, федеральным законам, Уставу Курской области и законам области (часть 1 статьи 31).

При этом законами области:

а) утверждается бюджет области и отчёт о его исполнении;

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического развития области;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законодательством к ведению области, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчёты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров области;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума области;

к) устанавливается порядок проведения выборов в Курскую областную Думу;

л) устанавливается административно-территориальное устройство области;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области;

м.1) устанавливаются перечень и основы правового статуса лиц, замещающих государственные должности Курской области, не урегулированные Уставом;

н) распускается в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, представительный орган муниципального образования;

о) устанавливается административная ответственность за невыполнение законов и иных нормативных правовых актов области;

п) устанавливаются положения о наградах и почетных званиях области;

р) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Курской области и законами области к ведению и полномочиям области.

Постановлениями Курской областной Думы:

принимается Регламент Курской областной Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка её деятельности;

назначается дата выборов в Курскую областную Думу;

назначается референдум области в случаях, предусмотренных законом области;

оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Курской области;

утверждается соглашение об изменении границ области;

осуществляется согласование назначения: прокурора Курской области, иных руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

назначаются на должность мировые судьи Курской области в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области;

назначается и освобождается от должности председатель Контрольно-счётной палаты Курской области;

назначаются члены Избирательной комиссии Курской области в количестве и порядке, определяемых федеральным законодательством и законодательством области;

избирается и досрочно прекращаются полномочия члена Совета Федерации представителя от областной Думы в установленном порядке;

назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Курской области;

оформляются иные решения по вопросам ведения Курской областной Думы;

одобряется проект договора о разграничении полномочий.

Также Курская областная Дума:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;

б) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

В соответствии с положениями статьи 32 Курская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Курской области в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, а также должностным лицам Администрации Курской области, в назначении на должность которых она принимала участие, в случае нарушения ими законодательства, если эти нарушения подтверждены в установленном федеральным законодательством порядке и причинили вред интересам области.Решение о недоверии должностному лицу Администрации Курской области оформляется постановлением Курской областной Думы, которое направляется Губернатору Курской области для принятия дисциплинарных мер в установленном федеральным законодательством порядке.Губернатор Курской области о принятых им мерах информирует в пятнадцатидневный срок Курскую областную Думу.

Статья 33 устанавливает полномочия Председателя Курской областной Думы, а статья 34 – вопросы прекращения её полномочий.

Субъекты управления наделяются линейно-функциональными и организационно-управленческими (анализ, планирование, принятие решения и организация исполнения, контроль исполнения, анализ) полномочиями.

Например, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определённые пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»[5], включают полномочия и первой и второй групп:

контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения;

установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;

утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также контроль за реализацией таких программ;

согласование инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контроль за реализацией таких программ;

установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям;

установление для территориальных сетевых организаций платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в том числе урегулирование споров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

установление тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

согласование использования водных ресурсов гидроэлектростанций, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

согласование размещения объектов электроэнергетики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности;

контроль за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию;

создание штабов по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечение их функционирования.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ определяются на федеральном уровне, а по вопросам исключительной компетенции субъектов РФ – на региональном уровне государственного управления.

К нормативным правовым актам федерального уровня относятся:

1) федеральные конституционные законы (в частности, статья 15 Федерального конституционного закона «О военном положении»);

2) федеральные законы (статья 81 Лесного кодекса РФ, статья 25 Водного кодекса, статья 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статья 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и др.);

3) указы (например, Указ Президента РФ от 28.12.2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и др.);

4) постановления (например, Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» и др.);

5) приказы федеральных органов исполнительной власти (например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.06.2007 г. № 415 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» и др.).

В Курской области полномочия органов государственной власти устанавливаются в том числе:

1) законами (например, статья 3 Закона Курской области от 12.08.2004 г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области» определяет, что органы государственной власти области могут выступать в качестве инвестора, заказчика, пользователя объектов капитальных вложений);

2) постановлениями губернатора (в частности, постановления губернатора Курской области от 10.10.2007 г. № 474 «О мерах по стабилизации цен на основные продукты питания», которым комитету по тарифам и ценам и комитету потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области поручено осуществлять контроль за применением торговых надбавок);

3) постановления администрации (например, постановление Администрации Курской области от 17.02.2005 г. № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области») и др.

Например, комитет по экономике и развитию Курской области имеет право:

4.1. Привлекать в установленном порядке для разработки проектов прогнозов, программ экономического развития области органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и другие учреждения.

4.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, юридических лиц, расположенных на территории области, независимо от их форм собственности, необходимые материалы для анализа социально-экономического развития области, а также проекты их прогнозов и мероприятий, затрагивающих интересы населения области.

4.3. Проводить согласования с органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями их прогнозов, программ и мероприятий по вопросам, затрагивающим интересы населения области.

4.4. Разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию комитета.

4.5. Созывать в установленном порядке совещания для рассмотрения вопросов социально-экономического развития области.

4.6. Создавать комиссии, экспертные советы в соответствии с компетенцией.

4.7. Привлекать экспертов, заключать договоры с организациями и физическими лицами для выполнения работ в соответствии с компетенцией комитета[6].

Судебную систему субъекта РФ образуют в соответствии с законодательством Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов РФ (функционируют в 14 субъектах РФ) и мировые судьи.

Компетенции мировых судей (установлены статьёй 3 Федерального закона от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации») определяют и круг соответствующих полномочий мирового судьи, которые могут конкретизируются иными нормативными правовыми актами. Эти полномочия не могут быть изменены законодательными актами субъектов РФ.

Таким образом, полномочия[7] субъектов государственного управления устанавливаются различными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.

3. Государственная власть и местное самоуправление.

В дореволюционной России развитие общества привело к земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформам, а также появлению первых Советов (1905 г.) как новых органов общественного самоуправления. Последние составили основу государственного управления в Советской России и СССР, а также дали импульс международно-правовому признанию местного самоуправления, значение которого возросло с принятием в 1985 г. Европейской хартии местного самоуправления[8].

Местное самоуправление – составная часть народовластия, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или конституции каждой страны. Оценивая советское законодательство, можно заключить: институт местного самоуправления советского периода (РСФСР, СССР) дал основу для большинства положений Европейской хартии местного самоуправления, которая была ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г.[9] и вступила в силу для РФ с 1 сентября 1998 г. Организация местного самоуправления на новых принципах началась с1990 г., когда был принят союзный закон о местном самоуправлении, а затем, в 1991 г., появился аналогичный закон РСФСР[10]. В 1993 г. были подписаны несколько нормативных актов и принята Конститу­ция РФ, определявшая вопросы местного самоуправления, а в 1995 г. появился Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления». Новый закон с тем же названием был принят в 2003 г.[11]и действует (с изменениями и дополнениями, а также в новой редакции) в настоящее время.

Конституционные основы местного самоуправления составляют положения главы 8 «Местное самоуправление» (статьи 130-133), а также статей 8, 9, 12, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 56, 68, 72, 88 Конституции РФ. Основными законодательными актами, определяющими статус местного самоуправления в России являются федеральные законы: от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Полномочия муниципальных органов дополняет или ограничивает обширный ряд нормативных правовых актов (табл. 6).

Таблица 6. Нормативные правовые акты, определяющие

Наши рекомендации