Культура россии второй половины xix - начала xx в.
Новые тенденции, основные проблемы, особенности развития российской культуры в условиях капиталистического развития России. Влияние на культуру естественно-научной революции. Отражение в культуре процессов, происходящих в общественно-политической, социально-экономической и повседневной жизни страны. Официальная идеология и культура. Культура отдельных социальных слоев. Место православной церкви и религии в культуре России. Выполнение одной из основных целей – видоизменить человека, сделать его способным воспринимать добро, дать ему веру в будущее, очистить его душу.
Просвещение.Удовлетворение возросшей потребности экономического развития в грамотных людях и специалистах. Рост количества общеобразовательных школ, в том числе церковно-приходских, сети профессиональных, высших и средних специальных учебных заведений, университетов, численности учащихся и студентов. Разработка в начале XX в. программы перехода ко всеобщему начальному образованию. Расширение женского образования, создание высших женских курсов, приём женщин в высшие учебные заведения.
Возрастание роли науки и техники, особенности их развития. Место и роль в этом процессе Академии наук, научных обществ. Развитие приоритетных направлений в науке и становление новых научных школ. Научные достижения российских учёных в развитии приоритетных направлений в научных исследованиях. В естественных науках первые в России лауреаты нобелевской премии учёные И.И. Мечников и И.П. Павлов. В области математики, физики, механики, естествознании выдающиеся открытия сделали П.Л. Чебышев, С.В.Ковалевская; П.Н. Лебедев, А.Г. Столетов; А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев; К.А.Тимирязев, Н.Е. Жуковский, А.С. Попов И.В.Мичурин, Ю.М. Шокальский, В.Г. Шухов. А.О. Ковалевский, А.И. Мечников, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский и др. Многое в развитии языкознания, литературоведения, общественных наук сделали А.Х. Востоков, В.И.Даль, Н.Г.Чернышевский, С.М. и В. С. Соловьевы, В.О.Ключевский и др.
Проявление новых тенденций в литературе и искусстве: импрессионизм, модернизм, символизм, акмеизм, абстракционизм, футуризм.
Российская литература.Большой вклад в развитие литературы, отражение в прозе, драматургии, поэзии процессов реальной жизни внеслиЛ.Н. Толстой, А.Н.Островский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков, Г.П. Данилевский, А.А. Фет, А.П.Чехов, В.В.Вересаев, В.А.Слепцов, Г.И. Успенский. И.Бунин, А.М.Горький, В.Г. Короленко, Л.Н.Андреев, В.Я. Брюсов, А. Белый, К. Бальмонт, Д.С. Мережковский. «Серебряный век» русской литературы. Вступление в литературу молодого поколения писателей и поэтов С.Есенина, З.Гиппиус, А. Блока, В.Маяковского, И.Северянина, А.Н.Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой. Новые течения в литературе: символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм
Изобразительное искусство.«Передвижники» и их общественное значение. И.Н.Крамской, ГГ. Мясоедов, Н.Н. Ге, Н.Е.Репин, В.Г. Перов, А.К.Саврасов, В.И.Суриков, А.М. и В.М. Васнецовы, Н.А.Ярошенко, И.К. Айвазовский, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, В.В.Верещагин. Модернистские течения в русской живописи. Абстракционизм, авангард, «Союз русских художников». Художественное объединение «Мир искусства». С.А. Коровин, Н.А. Касаткин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин, А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев Н.К. Рерих, И. А. Грабарь и другие.
Скульптура и архитектура. А.М.Опекушин, А.И. Резанов, В.А. Шретер, Л.Н. Бенуа, М.О. Микешин, А.В. Щусев, А.С. Голубкина, С.Г. Коненков и другие, создавшие шедевры мирового искусства.
Музыкальная культура.Развитие музыкального искусства.Пересмотр музыкальных традиций.Русская опера, балет. Появление частной оперы. Организация русского музыкального общества. Создание консерваторий. «Могучая кучка». Выдающиеся композиторы: М.А. Балакирев, П.П.Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, С.В.Рахманинов, А. Н.Скрябин, А.К.Глазунов, А.С. Аренский, С.И. Танеев, В.В.Андреев.
Театральное искусство. Столичный и провинциальный театры. Выдающиеся актеры и режиссёры. П.М. и М.П.Садовские, К.С. Станиславский, Г.Н.Федотова, А.П.Донской, П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, Ф.И. Шаляпин, В.Ф. Комиссаржевская, М.Н. Ермолова и другие.
Появление в России кинематографа, создание отечественных киностудий и кинотеатров. Первые российские кинофильмы и киноактеры Вера Холодная, И.И. Мозжухин. Меценатство и его значение для развития русского искусства. С.И.Мамонтов, П.М.Третьяков, С.Морозов и др. Дягилевские «Русские сеансы» за границей. Развитие и взаимовлияние русской культуры и народов России. Особенности развития культуры России в начале XX в. Мировое значение русской культуры.
Вопросы к экзамену по истории России 3 курс.
1. Основные направления внутренней и внешней политики Павла I.
2. Основные направления внутренней политики Александра I в начале ХIХ в. Характеристика реформ и проектов государственного устройства. Историография проблемы.
3. Основные направления внешней политики России вначале Х1Хв. Отечественная война 1812 г. Отражение проблемы в исторической литературе.
4. Заграничные походы русской армии (1813-1815 гг.) и их значение. Венский конгресс и его решения.
5. Реакционная направленность внутренней политики Александра I (1815-1825 гг.). Аракчеевщина.
6. Нарастание оппозиционности в российском обществе. Тайные общества в первой четверти ХIХ в., их программные требования. Восстание декабристов. Отражение проблемы в исторической литературе.
7. Состояние сельского хозяйства и социальные отношения в деревне в России в первой половине ХIХ в.
8. Промышленное развитие России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота.
9. Основные направления внутренней политики Николая I. «Теория официальной народности». Отражение проблемы в исторической литературе.
10. Преобразования Николая I в области государственного управления и сословий.
11. Политика правительства в области просвещения в первой половине ХIХ в.
12. Крестьянский вопрос в политике Николая I. Реформы управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.
13. Идейная борьба в России в 30-40 гг. XIX в. Западники, славянофилы, революционные кружки. Отражение проблемы в исторической литературе.
14. Политика России на Кавказе в первой половине XIX в. до окончания Кавказской войны в 1864 г. Отражение проблемы в исторической литературе.
15. Обострение кризиса крепостнической системы. Россия на пороге реформ.
16. Культура России в первой половине XIX в.
17. Направленность внешней политики России в середине ХIХ в. Крымская война 1853 -1856 гг. и ее итоги. Отражение её в литературе.
18. Основные направления внутренней политики России в 60-80-е гг. ХIХ в.
19. Буржуазные реформы 60-70 гг. Их значение для исторического развития России.
20. Отмена крепостного права, сущность реформы и ее значение для исторического развития России. Отражение в исторической литературе.
21. Социальная политика правительства России в пореформенный период. Характеристика городов.
22. Внешняя политика самодержавия на Дальнем Востоке и в Средней Азии в 50-80-е гг. ХIХ в.
23. Идейные истоки народничества. Взгляды Бакунина, Лаврова, Ткачева, и их влияние на общественно-политическую жизнь России. Отражение в исторической литературе.
24. Индустриализация России после отмены крепостного права: пути, методы, результаты. Отражение проблемы в исторической литературе.
25. Рабочее движение в 60-70-е гг. X1X в. и его место в общественно-политической жизни страны.
26. Народнические организации: «Земля и воля», «Народная воля», их программные требования и практические действия. Отражение в исторической литературе.
27. Культура России в конце ХIХ - начале XX вв. Основные тенденции развития.
28. Направленность реформ и контрреформ в России в 80-90-е гг. ХIХ в.
29. Основные направления внешней политики России в 60-80-е гг. ХIХ в. на Западе. Русско-турецкая война 1877 -1878 гг. Берлинский конгресс и его решения. Отношение российского общества к нему
30. Первая Всероссийская перепись населения. Характеристика сословного состава населения России на рубеже ХIХ - начала XX вв.
31. Политика государства в области экономики в конце ХIХ - начале XX вв.
32. Политика российского правительства в сфере просвещения во второй половине Х1Х в.
33. Национальный вопрос во внутренней политике России в конце ХIХ - начале XX вв.
34. Промышленный подъем в России в 90-е гг. XIX в.; причины, результаты.
35. Россия в мировой системе на рубеже XIX – ХХ вв.
36. Обусловленность первой российской революции 1905-1907 гг. и ее ход.
37. Внешняя политика России в конце ХIХ - начале XX вв. Русско-японская война и ее результаты. Отражение проблемы в исторической литературе.
38. Политические реформы в начале XX в.: Учреждение Государственной Думы, избирательный закон, реформирование Государственного Совета. Отражение проблемы в исторической литературе.
39. Манифест 17 октября 1905 г., причины издания и его значение для общественно - политической жизни страны.
40. Спад и причины поражения первой российской революции (1905-1907 гг.), реакция 1907-1910 гг. в России.
41. Аграрный вопрос в России в начале XX в. Аграрная (столыпинская) реформа и ее отражение в исторической литературе.
42. Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Промышленный подъем в 1910 -1913 гг., его причины.
43. Тенденции в развитии культуры России во второй половине ХIХ в.
44. «Третьеиюньская» монархия в России и ее сущность.
45. Характеристика общественно - политических лагерей в России в конце XIX - начале XX вв.
46. Характеристика партии социалистов – революционеров, программных требований и практических действий.
47. Характеристика социал-демократической рабочей партии: программа, устав, раскол в партии.
48. Характеристика монархических партий, их программных требований.
49. Характеристика буржуазных партий, их программных требований.
50. Внешняя политика России в период между русско-японской и Первой мировой войнами.
51. Россия в первой мировой войне: причины, характер и ход военных действий. Отражение проблемы в исторической литературе.
52. Роль восточного фронта в годы Первой мировой войны.
53. Экономика России в годы Первой мировой войны.
54. Февральская буржуазно-демократическая революция в России в 1917 г. и ее место в российской истории. Отражение проблемы в исторической литературе.
Семинарские занятия
для студентов 3 курса