Кооперативные и частные издательства
В годы нэпа возросла книжная продукция кооперативных издательств «Колос», «Начатки знаний», «Кооперация» и других, возникших еще в начале революции.
В 1922 г. создается кооперативное издательство членов профсоюза бумажной промышленности «Земля и фабрика» (ЗИФ), сначала как универсальное издательство, призванное снабжать широкие массы читателей города и деревни доступными по содержанию и цене книгами.
С 1926 г. «Земля и фабрика» реорганизуется в типизированное издательство художественной литературы с сохранением ориентировки на самые широкие круги читателей. С этого времени она широко выпускает художественную литературу, в основном советскую, отчасти и для детей.
Издательство выпустило собрания сочинений Ф.В. Гладкова, А.С. Неверова, Н.Н. Ляшко, В. Шишкова, А.С. Новикова-Прибоя, И.Г. Эренбурга и других советских писателей, а также зарубежных — А. Франса, Дж. Лондона, Дж. Конрада и др., работы по литературоведению и критике. «Земля и фабрика» издавала с 1926 г. несколько серий: «Библиотеку исторических романов»; «Школьную серию», в которую входили произведения советских писателей по школьной программе; серию «Жизнь на ходу», посвященную жизни рабочих; «Рабоче-крестьянскую библиотеку»; «Краеведческо-приключенческую библиотеку»; серию «Лики звериные», в которой каждая книжка была посвящена какому-нибудь семейству животных или птиц — «Бобры», «Орлы», «Моржи» и т.п.; «Библиотеку сатиры и юмора»; «Библиотеку критики и искусствоведения».
«Земля и фабрика» выпускала и подарочные издания — собрание романов В. Скотта в 14 томах в роскошных переплетах, полные собрания сочинений Ж. Верна и Ф. Купера и отдельные произведения, например, «Три толстяка» Ю.К. Олеши с рисунками М.В. Добужинского и др.
Издательство выпускало несколько журналов: художественный, литературно-общественный и научно-популярный журнал «30 дней» с приложениями (выходил с 1925 г.), журнал путешествий, приключений, научной фантастики, краеведения и охоты «Всемирный следопыт», журнал «Вокруг света», альманах «Земля и фабрика» (редактор — Ф.В. Гладков); ежемесячный литературно-художественный, общественно-политический и научно-популярный «Журнал для всех» с приложениями, под редакцией В.М. Бахметьева.
В 1921 г. Философское общество при Петроградском университете, объединившись с некоторыми другими университетскими научными обществами, создало свое издательство для выпуска задуманного еще до революции собрания сочинений философа-идеалиста Платона. По имени школы древнегреческого мыслителя и было присвоено издательству название «Academia». Через два года издательство было передано Институту истории искусств как хозрасчетное предприятие.
Руководимое крупными учеными (Ф.Ф. Зелинским, Н.И. Кареевым и др.), издательство было научным по своему характеру и задачам. В его планы входил выпуск гуманитарной литературы и лучших произведений мировой классики, но первоначально линия издательства не была достаточно четкой и наряду с книгами по истории, литературе и искусству появлялись издания по точным наукам и, даже по технике.
С середины 20-х гг. среди изданий «Academia» все больший удельный вес занимает художественная литература.
С 1927 г. начался выпуск серии «Сокровища мировой литературы», отличавшейся глубокой текстологической подготовкой, мастерскими переводами и обстоятельными научными комментариями. Серия продолжала работу «Всемирной литературы», откуда, в «Academia» перешли А.М. Горький, А.К. Дживелегов, В.М. Жирмунский и др. Выходили серии «Памятники литературного быта» и «Театральные мемуары».
Современную художественную советскую и зарубежную литературу выпускали новые издательства «Недра» (с 1924) и «Время» (с 1923).
На протяжении 20-х гг. был принят ряд мер по регламентации частных издательств. Наиболее активный период деятельности частных издательств приходится на 1922-1923 гг. В 1923 г. их число составило 30% общего числа советских издательств, в 1924 — 39%. Но удельный вес частных издательств в общей книжной продукции был относительно невелик и имел тенденцию к сокращению: так, с 20% в.1922 г. он снизился до 7% в 1925-1926 гг. Среди частных издательств было много маломощных, существовавших недолго и выпустивших всего лишь два-три издания. В 1927 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о регистрации предприятий по изданию и распространению произведений печати. Оно отменяло существующий порядок деятельности частных издательств, что привело к их резкому сокращению. К началу 30-х гг. из них сохранились лишь считанные, например, издательство бр. Гранат, выпускавшее «Энциклопедический словарь», бр. Сабашниковых, З.И. Гржебина. Тиражи книг частных издательств были невысоки, они терялись в массе советских многотиражных изданий.
В большинстве своем частные издательства выпускали художественную и детскую литературу, научно-популярные книги, переводные издания.
В сентябре 1921 г. в Петрограде появилось издательство «Аквилон», которое специализировалось на выпуске изящно иллюстрированных изданий. Для издательства характерно отношение к книге как к произведению искусства. Тиражи изданий невелики — 500-1500 экз. Среди них — «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина (рис. М.В. Добужинского), «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина (рис. М.В. Добужинского), «Три рассказа» Анри де Ренье (ил. Д.Д. Бушена), «Золотой жук» Эдгара По (ил. Д.И. Митрохина), «Шесть стихотворений» Н.А. Некрасова (рис. Б.М. Кустодиева). Самое монументальное издание «Аквилона» — художественный альбом «Версаль», воспроизводящий серию акварелей А.Н. Бенуа.
В 1922 г. возникло издательство «Мысль». Оно выпускало книги по всем вопросам знания, особенно много — по естественным наукам, сельскому хозяйству, детские книги, переводы произведений современных зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Синклера, Г. Уэллса, Р. Тагора, С. Жеромского и др.). Издательство выпускало серии «Библиотека иностранной литературы» и «Театральная библиотека».
В конце 1922 — начале 1923 г. в Петрограде появилось первое советское детское издательство «Радуга». Оно было основано известным до революции, радикально настроенным журналистом, прозванным «королем репортеров», Л.М. Клячко. Первые книги с маркой «Радуга» вышли в 1922 г. Здесь впервые увидели свет многие произведения С.Я. Маршака («Пожар», «Чудеса», «Загадки», «Книжка про книжку», «Вчера и сегодня») и К.И. Чуковского («Бармалей», «Мойдодыр», «Тараканище» и др.). В «Радуге» дебютировал Виталий Бианки. За восемь лет существования, с 1923 по 1930 г., «Радуга» выпустила около 400 книг для детей. Их отличает высокий уровень оформления. Книги иллюстрировали В.В. Лебедев, С.В. Чехонин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, Е.С. Кругликова, Ю.П. Анненков, В.М. Конашевич и др. Главным художником издательства был Владимир Лебедев. Все это содействовало успеху издательства. В 1925 г. на Всемирной художественно-декоративной выставке в Париже издательству «Радуга» была присуждена медаль за оформление книг.
Большинство частных издательств ориентировалось на буржуазные и мелкобуржуазные слои общества; их издания зачастую были направлены против пролетарской идеологии. Одной из мер борьбы с этим и явилось увеличение выпуска советские изданий, весьма убедительно противопоставляющих идейность и содержательность советской книги — безыдейной, развлекательной литературе, выпускавшейся частными издательствами.