IV. Развитие культуры народов России XIV-XVI вв.
Литература
«Задонщина».Бытует мнение, что первоначально это была песня, которую создал после Куликовской битвы рязанский боярин Софоний. Воспевает Дмитрия Донского, его двоюродного брата Владимира Андреевича, подчеркивает важность единства сил для отпора врагу, плач по погибшим в этой битве.
«Сказание о Мамаеве побоище»(первая половина XV в.). Содержит некоторые намеренные неточности: митрополит Киприан (в тот период был во враждебных отношениях с Дмитрием и отсутствовал в Москве) благословляет Дмитрия на битву. Автор высказывает восхищение подвигами русских воинов.
Во второй половине XV в. получает новое рождение старый жанр «хожений» - описание путешествий. «Хожение за три моря»тверского купца Афанасия Никитина. Вернулся домой через 8 лет. Рассказ о жизни и быте Индии. В «Хожении» содержится похвала родной земле, осуждение феодальных распрей и междоусобиц.
Митрополитом Макарием были созданы Великие Четьи-Минеи. «Четьими» назывались книги, предназначенные для чтения (а не для богослужения). «Минеями» называли сборники, где произведения распределены по тем дням, в которые их рекомендуется читать. Макрьевские Четьи-Минеи – собрание всех книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Свод литературы, дозволенной церковниками-ортодоксами.
Лицевой свод.
Начало книгопечатания.Первая типография в России начала работать около 1553 г. В 1563-1564 гг. Иван Федоров (дьякон одной из кремлевских церквей) и его помощник Петр Мстиславец создали на Печатном дворе на Никольской улице в Москве первую печатную книгу с выходными данными. Из-за преследований они перебрались в ВКЛ. Во Львове И.Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. До XVII в. печатали в основном только богослужебные книги, остальное переписывали от руки.
«Сказание о князьях Владимирских».Подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Их род выводили даже от римского императора Августа.
Одной из главных тенденций русской общественной мысли XVI в. было освобождение от пут церковного мировоззрения, апелляция к разуму. Этот процесс принято называть секуляризацией (от латинского saecularis – мирской, светский) или обмирщение культуры. В этом русле находилисьвоззрения дипломата Ф.И. Карпова(первая половина XVI в.). Он писал, что для государства необходима законность, но власть должна быть сильна, при этом видел опасность деспотического правления.
В конце 40-х – начале 50-х гг. XVIв. писал известный публицистИван Семенович Пересветов. Пересветов с негодованием пишет о боярах, «ленивых богатинах», которые «люто против недруга смертною игрою не играют». Он обвиняет их не в сепаратизме, а лишь в трусости и недостатке служебного рвения. Власть должна быть суровой. «Воинниками» царь «силен и славен». Пересветов был близок и к религиозному вольнодумству. Противопоставил веру и правду и предпочел правду. Предпочитал свободу холопству.
«Домострой»(домоводство). Автор Сильвестр. Наставления церковного характера, советы, как воспитывать детей и наказывать жену, хранить запасы и просушивать платье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Следование этим советам является долгом. Например, грешник тот, кто живет не по средствам. Это светское произведение, но авторитетом Бога и «Священного Писания» «Домострой» освящает торговлю, наживу, даже скопидомство. Это несовместимо с суровым аскетизмом, который был официальной идеологией церкви.
Переписка Ивана IV и Андрея Курбского.Спор о путях и методах централизации, об отношениях монарха и подданных.
- Послание Андрея Курбского (1564 г.). Всего было 3. Курбский обвинял Ивана в тирании и жестокости. Царь отвечает не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен уметь находить мудрых советников, причем не только из высшей аристократии, но и «всенародных человек». Царь плох тем, что казнит невиновных, своих верных слуг. Опричников называл кромешниками, адово воинство.
- Два послания Ивана. Истинной монархией царь Иван считал только монархию деспотическую. Полагал, что не царь действует для блага своих подданных, а священным долгом подданных является верная служба государю.
А.М. Курбский «История о великом князе Московском»- памфлет против царя Ивана.
Время острых религиозных споров. Ереси(религиозное вольнодумство) появились на Руси со второй половины XIV в. как результат поиска истины. Имело элементы социального протеста.
- Стригольники (70-е гг. XIV в. в Новгороде). Распространилось среди низшего духовенства и ремесленников. Они с позиций разума критиковали Библию, сочинения «отцов церкви», отвергали церковные обряды, протестовали против тех, кто «свободных людей порабощает и продает».
- Ересь «жидовствующих» (жид – еврей, иудей). Их обвиняли в переходе в иудаизм. Отрицали церковную иерархию, не принимали как противоречащий разуму догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды. Они надеялись создать религию без церкви.
- Нестяжатели. Иосифляне– сторонники Иосифа Волоцкого (Волоколамского) высказывались за то, что церковь обязана владеть населенными землями, церковная власть превосходит светскую. Сторонники Нила Сорского (нестяжатели) занимали противоположную позицию: против церковной иерархии. ИванIIIподдержал иосифлян, т.к. его страшили независимость во взглядах нестяжателей, элементы социальной критики в их учении. Невестку Елену Стефановну и её сына Дмитрия арестовали (обвинены в ереси). Елену умертвили в тюрьме. Отныне иосифляне стали все чаще поддерживать великих князей.
- Московский дворянин Матвей Семенович Башкин в 1553 году был осужден за вольнодумство: церковные обряды не нужны, отрицал иконы, холопство противоречит христианским идеалам.
- Беглый холоп Феодосий Косой отрицал не только обряды и священство, но и христианскую символику (крест негоже обожествлять). У христиан не должно быть властей, призывал не повиноваться феодалам, проповедовал равенство всех народов. Бежал в ВКЛ.
Русское искусство.
Церковь спаса на Ильинеулице и Федора Стратилата на Федоровом ручье.
Иван III привлекает итальянских архитекторов: Аристотель Фиораванти(архитектор, фортификатор, пушечный мастер-литейщик и чеканщик монет). В 1475 – 1479 гг. под его руководством построенУспенский собор– кафедральный храм митрополита всея Руси. Вероятно, он составилпроект новых кремлевских стен, которые были сооружены в 1485-1516 гг. В Кремле были возведеныГрановитая палатадля торжественных приемов,Архангельский собор– усыпальница московских великих князей и царей, Благовещенский собор (построен псковскими мастерами) – домовая церковь государей.
При Елене Глинской к Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавшее центральную часть посада - исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушения в советское время сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.
В конце XVI в. Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца).
Кремль в Смоленске (Ф.С. Конь).
Стены Симонова (в Москве) и Пафнутьева (в Боровске) монастырей (Конь).
В конце XVI в. была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы – «Скородом», деревянные стены на Земляном валу (проходил по линии нынешнего Садового кольца).
Со второй трети XVI в. в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль:церковь Вознесения в селе Коломенском. В 1554-1561 гг. строительство на Красной площади строительствособора Покрова, посвященного взятию Казани(храм Василия Блаженного). Архитекторы Постник Яковлев и Барма. Вокруг огромного центрального шатра восемь глав.
ХудожникиФеофан Грек(выходец из Византии, вторая половина XIV в., фресковые росписи и иконы отличает экспрессивность, эмоциональность) иАндрей Рублев(1360-1430, создавал умиротворенные композиции. В живописи отражал народную мечту о мире, спокойствии, человеческой близости. Икона «Троица». Работал в области книжной миниатюры).
Фресковые росписи Дионисия(вторая половина XV – XVI в.), например в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.
Во второй половине XVI в. в живописи появляются «парсуны» - портретные изображения.