Урок 22. Ориентиры внешней политики демократической России.
Цель: сформировать представление о месте Российской Федерации в системе международных отношений в 1990-2000-х гг.
Основные события: подтверждение окончания «холодной войны»; международное сокращение вооружений; вхождение России в «восьмерку» ведущих стран мира; присоединение к программе НАТО Партнерство имя мира»; вступление РФ в Совет Европы; рост разногласий между РФ и США; интеграционные и дезинтеграционные процессы в СНГ; сближение России и стран Запада перед лицом угрозы международного терроризма.
Основные понятия и названия: договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2); «Большая восьмерка»; программа НАТО «Партнерство во имя мира»; Совет Европы; Союзное государство Белоруссии и России; единое экономическое пространство.
Основные даты:
1993 - подписание договора СНВ-2.
1994 - участие России в программе НАТО «Партнерство во имя мира».
1997 - подписание соглашения о союзе Белоруссии и России.
Персоналии: Билл Клинтон; Андрей Владимирович Козырев; Сергей Викторович Лавров.
План урока
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Внешняя политика России в первой половине 1990-х гг.
Коррекция внешнеполитического курса.
Россия и государства СНГ.
Россия на международной арене начала ХХI в.
Организация домашнего задания
Ход урока
Проверка домашнего задания
Поверочная беседа по вопросам к § 46.
Изучение нового материала
1. Внешняя политика России в первой половине 1990-х гг.
Вопросы и проблемы для повторительной беседы
? В чем состояли основы «нового политического мышления»?
? Какие проблемы в области внешней политики Россия унаследовала от периода перестройки? Какие - от более ранних этапов советской истории?
В основе рассказа учителя текст учебника.
План изложения
Проблемы наследия СССР и изменение целей и возможностей России.
Курс на развитие партнерских отношений со странами Запада.
Декларация об окончании холодной войны (1992 г.).
Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (СНВ-2).
Участие России в работе «Большой восьмерки» и в программе НАТО «Партнерство во имя мира».
Вступление России в Совет Европы.
2. Коррекция внешнеполитического курса. В основе рассказа учителя текст учебника.
План изложения
Критика внешнеполитического курса А.В. Козырева.
Разногласия между Россией и странами Запада по вопросам конфликта в бывшей Югославии, чеченской проблемой и некоторым другим вопросам.
Е.М.Примаков и основы коррекции внешнеполитического курса.
Неудачи новой линии российской политики. Рост разногласий между Россией и США (по конфликту в Сербии, расширению НАТО, отношению к Ираку).
3. Россия и государства СНГ. Форма работы - самостоятельное чтение учениками текста учебника с составлением смыслового плана. По окончании работы ее результаты обсуждаются в классе.
Вариант смыслового плана
1. Надежды на сближение со странами СНГ:
а) экономические льготы для партнеров по Содружеству;
б) помощь в организации охраны границ;
в) отказ от принятия двойного гражданства.
2. Трудности и провалы интеграционных процессов:
а) вывоз из России стратегического сырья;
б) споры по разделу собственности Советского Союза;
в) межнациональные конфликты в странах СНГ.
З. Переход к политике содружества «разных дистанций»:
а) договор о союзе России и Белоруссии;
б) договор о коллективной безопасности;
в) Устав СНГ принят лишь 7 странами.
4. Россия на международной арене начала ХХI в. В основе рассказа учителя текст учебника.
План изложения
Создание единого экономического пространства как стратегическая цель России во взаимоотношениях со странами СНГ.
Активизация взаимоотношений и дальнейшее сближение со странами Запада.
Создание международной «антитеррористической коалиции».
Усилил России по поддержанию авторитета ООН и международно-правовых норм.
Домашнее задание: §47
· подготовить устные ответы на вопросы 1-4 к §47.
· Опережающее задание: подготовить сообщения на одну из тем: