Методические рекомендации. Введение в тему.Мы с Вами живем в крайне напряженный период человеческой истории
Введение в тему.Мы с Вами живем в крайне напряженный период человеческой истории. Не только наша страна является обществом переходного типа (по классификации ООН), но весь мир находится на историческом переломе. Наиболее развитые страны и, в первую очередь, США вступают в эпоху постиндустриальной цивилизации, которая меняет облик этих стран и народов. Этот процесс, вызванный к жизни информационной революцией, сулит передовым странам прогрессивные изменения в социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В тоже время большая часть населения планеты превращается в периферию («мировую деревню»). Переход к постиндустриальной цивилизации сопровождается нарастанием глобальных проблем человечества, которые обостряются по мере развития так называемого процесса «глобализации». В ходе семинара Вам предстоит разобраться в сущности всех этих явлений, в запутанности и противоречивости целого ряда понятий, которые далеко не всегда корректно употребляются средствами массовой информации.
Прежде чем приступить к подготовке первого вопросавспомните материалы занятий по 3, 9-10, 16 темам курса. Какова роль технологических революций в истории? Какие явления мы называем технологическими революциями? Почему? Ответив на эти вопросы, обратитесь к материалам лекции и учебника Купцова В.И. (с.97-107). Подумайте, какие положения этого учебника устарели или могут быть дополнены за десять лет прошедшие с момента выхода учебника. Назовите основные этапы развития компьютерных технологий. Используя свои знания биологии и химии, подумайте о тех возможностях, которые открывают нам биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, экологии и др. Что может дать людям генная инженерия. Разберитесь в сущности нанотехнологий. Несомненно, далеко не обо всех передовых технологиях идет речь в учебнике и лекции. Постарайтесь назвать те технологии, которые смогут в будущем серьезно повлиять на развитие человеческого общества. Можете ли Вы приготовить короткое сообщение о них на семинаре. По лекции и книге Д.Белла (указ. стр.) определите хронологические рамки информационной революции.
Не спешите закрывать книгу Д. Белла, так как подготовку ко второму вопросу лучше начинать с проработки раздела «Постиндустриальное общество» во введении к русскому изданию. Какие самые важные отличия постиндустриального общества от индустриального и доиндустриального выделяет Д. Белл? Воспользоваться можно также схемой данной на лекции. Какие социальные изменения анализируются в данном разделе? Что Белл относит к сфере услуг? После ответа на эти вопросы следует обратиться к материалам лекции и статье Иноземцева В. Л.[1] Необходимо более четко проследить процесс образования и место «класса интеллектуалов» в постиндустриальном обществе. Какое влияние этот класс оказывает на политическую, экономическую и культурную жизнь постиндустриального общества. Вспомните наиболее богатых людей в развитых странах, какой класс они представляют, в каких отраслях они работают? Следующим важным моментом является изменение роли и места образования и здравоохранения в постиндустриальном обществе. В чем заключается новая культурная революция, когда она началась? Какие изменения в здравоохранении происходят по мере становления постиндустриального общества? Как эти изменения социальной структуры общества сказываются на развитии форм государственного устройства и политики государств? Самостоятельно сделайте вывод об основных направлениях политики правительств стран переходящих в стадию постиндустриальной цивилизации. На Ваш взгляд, соответствует ли этим направлениям политика Российского правительства? Предложите свою программу выхода из кризиса.
Подготовка к третьему вопросуможет показаться Вам не сложной, так как о глобализации и глобальных проблемах Вы слышите ежедневно по телевидению и читаете в газетах. Давайте разберемся, в первую очередь, с термином «глобализация». Прочитайте, соответствующий раздел в книге Д. Белла. К каким проблемам экономическим или политическим относит он данное явление? Чем отличается международная и глобальная экономика? Какова роль транснациональных компаний в современном мире? По материалам лекции назовите новые формы проявления глобализации. Можете ли Вы объяснить рост антиглобалистских настроений в мире.
Подумайте, какие проблемы мы сегодня называем глобальными и почему? Были ли такие проблемы в XVIII или XIX веках. При подготовке к этим вопросам рекомендуется использовать материалы лекции и литературу, указанную в списке дополнительной литературы, выбрав материал по тем проблемам, которые Вам представляются наиболее интересными и важными. Назовите глобальные проблемы современности и постарайтесь соотнести их с деятельностью различных международных организаций. Какая из глобальных проблем Вам представляется сегодня наиболее опасной? Подумайте, какие требования к поведению каждого человека вытекают из этих проблем. Составьте для себя, как гражданина мира и будущего врача программу действий по внесению посильного вклада в решение этих проблем.
Тема 7. Особенности цивилизационного развития России.(тема № 7 только для ознакомления и подготовки к семинарскому занятию по указанным проблемам)
Пояснения к теме:Итоговый семинар по курсу «Россия в мировой цивилизации» проводится в виде конференций, «круглых столов», дискуссий. Выбор формы проведения итогового семинара кафедра оставляет за студенческим коллективом группы. Тема семинара позволяет студентам не только вспомнить основные материалы курса, но и показать свои навыки при подготовке докладов и рефератов, умение вести дискуссию. Кроме этого для студентов, работающих в СНО, такой семинар является важным моментом апробации своей научной работы. Комплексный характер вынесенной на обсуждение проблемы позволяет каждому студенту свободно определить как тему выступления, так и его форму. Тем не менее, кафедра считает необходимым предложить основные проблемы для обсуждения:
1. Русский народ: особенности этногенеза.
2. Роль природно-географического фактора в истории России.
3. Особенности развития российского феодализма.
4. Роль норманнов в русской и английской истории (сравнительный анализ).
5. «Варварские королевства» Европы и Киевская Русь: общее и особенное.
6. Монархии в Европе, Азии и России – динамика развития.
7. Геополитическое пространство России.
8. Россияне: народ, нация, гражданство.
9. Экономическое и политическое развитие в период образования централизованного государства. Особенности становления в России.
10. Сословия в русской истории.
11. «Революции сверху» в России.
12. Европейские и Российские университеты: традиции и новации.
13. Медицинская интеллигенция в истории российского общества.
14. Особенности формирования и политического развития русской буржуазии.
15. Государственный аппарат и его функции в истории Запада и России.
16. Промышленная революция в России (специфика экономических, социальных и политических факторов развития).
17. Опыт социалистического развития: уроки истории.
18. Россия в международных отношениях прошлого и настоящего.
19. Место России в современном мире.
20. Социальные проблемы России и опыт Запада и Востока.
21. «Как нам обустроить Россию?»
22. Кто будет «обустраивать» Россию. Демографические проблемы современной России.
23. Студенческая молодежь и будущее России и мира.
Подборку документальных и историографических источников по данным проблемам Вы можете найти в кабинете гуманитарных наук 4-06 Гл.корп.
[1] Отметим, что большинство работ Иноземцева Л.В. можно найти на сайте Центра исследований постиндустриального общества, председателем которого он является