К3. Позиция автора исходного текста
К1. Проблема, поднятая автором текста (в тексте она может быть и не одна).
Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения, охарактеризуйте его проблематику (какие вопросы поднимает автор текста?), способы освещения и решения проблем.
Проблема может быть процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте. Для точной формулировки проблемы обращайтесь к заданию, которое находится после текста (часть А) и направлено на проверку его восприятия, понимания.
Ошибка учащихся заключается в том, что они расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нём фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме.
К2. Комментарий к сформулированной проблеме.
Комментировать, значит, объяснять, пояснять, представлять свои мысли по поводу сформулированной проблемы текста. О чём следует писать в комментарии?
Возможные варианты:
- насколько актуально то, о чём пишет автор предложенного текста;
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; - можно кратко рассказать о том, как эту же проблему рассматривали другие авторы или известные люди;
- может быть, вы знаете из авторитетных источников о точке зрения, не совпадающей с позицией автора представленного текста.
Излагая материал при комментировании проблемы, можно прибегнуть к разным способам.
Первый способ – от частных фактов (это и будет комментарий) к формулировке проблемы.
Пример: Развитие цивилизации уже перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня люди с тревогой смотрят в будущее, задумываясь о трагических последствиях своей деятельности. Текст (фамилия автора) посвящён проблеме экологии и призывает каждого осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.
Второй способ – от формулировки проблемы (она может быть изложена в форме вопроса) к комментарию.
Пример: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть людей живёт скромно, если не сказать бедно? Над этой сложной проблемой размышляет… (фамилия автора). Затронутая автором проблема имеет давнюю историю. Можно вспомнить хотя бы о том, как… . Или: Об этом можно прочитать у … .
Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме или проблеме, определите сходство и расхождение. Это тоже может быть вашим комментарием.
Обратите внимание на то, чего не должно быть в комментарии:
- пересказа исходного текста или его части,
- рассуждений по поводу всех проблем текста,
- комментариев о действиях героев текста,
- общих рассуждений о тексте.
Помните, что нужно выделить и прокомментировать одну из проблем и сохранять «возвращение» к ней на протяжении всего сочинения!
К3. Позиция автора исходного текста.
Позиция автора исходного текста может быть выявлена в следующих особенностях предложенного текста:
- в отдельных предложениях текста, через ряд аргументов, с помощью которых автор выражает своё мнение,
- в атмосфере вокруг героя, в том, каким путём добивается её создания автор,
- в какие ситуации ставит автор своих героев (испытание любовью, враждебной средой, временем, отношением к чему-либо и др.), как они проявляют себя в них,
- форма повествования (от первого лица, от лица автора или рассказчика),
- выбор материала, на котором автор строит свой текст (прошлое, настоящее, будущее, реальность (действительность), фантастика либо что-то иное),
- в какой манере ведётся повествование или рассуждение автора (ирония, негодование, протест, сожаление, осуждение, неравнодушие, убеждённость или что-то другое),
- средства выразительности речи, использованные автором в тексте, могут также передавать его позицию, отношение к поднятой проблеме. Особое внимание обращайте на риторические вопросы и восклицания, оценочную лексику, лексические повторы, порядок слов, вводные слова и модальные частицы: в них и передаётся позиция автора.
Обращайте также внимание на предложенную рецензию (последнее задание части В) с использованием средств выразительности. Она может стать помощником в работе. Ведь цель языкового анализа сводится к тому, чтобы:
- правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста,
- оценить избранный способ воздействия на читателя,
- увидеть авторскую позицию,
- понять отношение автора к поставленным проблемам.
Кроме того, позиция автора исходного текста может быть выявлена и из материала, находящегося за пределами предложенного текста, особенно если перед вами отрывок из художественного произведения известного автора. В таком случае следует вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к работе, каков был его замысел, каковы были социальные, политические или нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое время оно создавалось.