V. перечень тем контрольных работ
1. Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально-политической мысли.
2. Современные международные отношения: понятие и структура.
3. Система международных отношений.
4. Теоретические концепции мировой политики и международных отношений в политической науке 50-60-х годов ХХ века (70-80-х годов).
5. Основные направления исследования международных отношений после окончания «холодной войны».
6. Особенности взаимодействия основных участников международных отношений.
7. Россия в системе современных международных отношений.
8. Международные конфликты: сущность, структура и этапы развития.
9. Основные направления обеспечения международной безопасности.
10. Баланс сил в мировой политике: теория и практика достижения.
11. Международные конфликты современности.
12. Урегулирование международных конфликтов: подходы, решения, технологии.
13. Детерминанты внешней политики государств и их влияние на развитие системы современных международных отношений.
14. Всемирные и региональные международные организации.
15. История создания системы ООН.
16. ООН: структура и деятельность специализированных учреждений.
17. Система ООН и мирное разрешение международных споров.
18. Геополитика: предмет, структура, категории и функции.
19. Возникновение и становление геополитики как науки.
20. Геополитические теории ХХ века.
21. Структура геополитического пространства.
22. Основные геополитические модели современности.
23. Многополярность как новая геополитическая модель мира.
24. Особенности и характер взаимоотношений России с государствами «ближнего» и «дальнего» зарубежья.
25. Место и роль России в современной геополитической картине мира.
26. Геополитические регионы современного мира.
27. Тенденции развития отношений России и Европы на рубеже II – го и III – го тысячелетий.
28. Формирование новой геополитической обстановки в Европе на рубеже ХХ – ХХI веков.
29. Соотношение понятий «национальный интерес» и «международные отношения» в российской общественно-политической жизни.
30. Предмет политической глобалистики.
31. Глобальное управление как проблема международных отношений.
32. Международная экономика и модели развития современного человечества.
33. Проблемы обеспечения международной экологической безопасности.
34. Экология в системе социальных и политических приоритетов международного сотрудничества.
35. Критерии и характерные черты международных глобальных проблем современности.
36. Международная безопасность и глобальный политический процесс.
37. Проблемы устойчивого развития и международные отношения.
38. Теория катастроф и глобальные проблемы современной цивилизации.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература
1. Дугин А.Г.Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.
2. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
3. Современные международные отношения. Учебник для вузов / Д.В. Алгульян. Е.П. Бажанов, В.Г. Барановскийи др, Ред А.В. Торкунов, 2000.
4. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2004.
6. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Хрестоматия.- М.:Гардарики, 2002.
7. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
6.2. Дополнительная литература
1. Антонова Е.В., Кусков А.С., Макарцева Л.В. Изучение экономической и политической карты мира: Учеб.-справ. пособие для студентов, обучающихся по геогр. спец. и направлениям. - Саратов.: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2002.
2. Геополитика / Авторы-сост. В. Баришполец, Д . Баришполец, В. Манилов; Под общ. Ред. В. Манилов; - М. : ТЕРРА – Книжный клуб, 2002.
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб.: Питер, 2005.
4. Кортунов С.В. Имперские амбиции и национальные интересы. Новое измерение внешней политики России. М., 1998.
5. Тепляков О.В., Ляшко А.В. Религиозный фактор в деятельности террористических организаций. Монография. – Спб.: СПб ИПКР ФСИН России, 2006.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении курса важно акцентировать внимание на ключевых вопросах представленных тем, которые раскрывают основное содержание дисциплины и соответствуют дидактическим целям и задачам.