Основные тенденции развития мирового сообщества в XIX веке.

Как уже отмечалось выше, Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчет Нового времени. Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина XVII в. - последняя треть XVIII в.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия XVIII в., и Великая Французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период - период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй.

Второй период Нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870 году. Остановимся подробнее на характеристике данного периода. Следует подчеркнуть, что первая половина девятнадцатого столетия развивается под знаком так называемой "двойной революции" - Французской и английской промышленной. "Двойная революция" привела к установлению нового, индустриального общества. Перемены, вызванные ею, коснулись всех сторон жизни общества. "Век капитализма", как часто именуют XIХ век, в сельском хозяйстве предполагает, что земля преращается в товар, а часть сельскохозяйственного населения превращается в свободных наемных рабочих.
Аграрное общество было разрушено в "век капитализма", но этот процесс продолжался на протяжении всего XIX в. Новая техника, новые методы хозяйствования проникали в аграрный сектор гораздо медленнее, чем в промышленность.
Тем не менее, движение к индустриальному обществу происходило неуклонно, и в 70-х годах XIX в. оно уже утвердилось. Определенную роль здесь сыграла промышленная революция. К 30-м годам она завершилась в Англии, в 70-х гг. - во Франции, в Германии и Австрии. В передовых державах продукция промышленности стала превосходить по объему продукцию сельского хозяйства. В Англии это произошло уже к началу 20-х гг., в Германии - к 1865 г., в США - к 1869 г., во Франции - к 1885 г.
Но главное состоит в том, что промышленная революция обеспечивает прорыв к обеспечению быстрого экономического прогресса при одновременном изменении общественных отношений и структурной перестройки экономики. Вступая в индустриальную эпоху, Европа переживает настоящий демографический взрыв. С 1800 по 1850 гг. население Великобритании увеличилось почти втрое; в Норвегии, в Швеции и Голландии - вдвое. XIX век вошел в историю как век пара, железных дорог и пароходов. С 1840 г. до конца столетия сеть железных дорог увеличилась с 8 тыс. до 790 тыс. км, т.е. в 99 раз. Отмеченные сдвиги способствовали резкому росту торговли и миграции населения.
Значительные изменения претерпела социальная структура. Сформировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства. Возник промышленный рабочий класс (пролетариат), основным источником существования которого была заработная плата, являвшаяся, в сущности, стоимостью его рабочей силы. Выросла численность так называемого среднего класса, имевшего стабильные, хотя и небольшие доходы от различных видов предпринимательской, коммерческой, интеллектуальной деятельности. Что касается политических процессов, то, как уже отмечалось, Французская революция конца XVIII века завершилась военной диктатурой Наполеона. Революция умерла в империи, но империя в сущности закрепила важнейшие ее достижения. Наполеоновские войны (1797 - 1815 гг.), составившие целую эпоху европейской истории, изменили не только территориальную карту Европы, но и политический строй государств континента. Низвергались династии, устанавливались новые границы - и вместе с этим ломались устоявшиеся отношения и структуры традиционного общества.
Уже в первой половине столетия обозначились три тенденции в развитии общественного движения: умеренно-либеральная (носителем которой были высшие и средние классы и либерально-настроенная аристократия), радикально-демократическая (средняя, мелкая буржуазия и интеллектуалы) и социалистическая (пролетариат и интеллектуалы). Однако в центре всех событий века находилась все же буржуазия, и по мере того, как она отвоевывала все больше прав, укрепляя свое положение, она демонстрировала склонность к компромиссу - как с аристократией, так и с "низшими" классами. Важнейшим фактором европейской государственности стало оформление национальной идеологии и национальных движений. Их сущность определялась признанием законности стремления каждой нации к самостоятельному развитию и суверенитету, воплощающегося в борьбе за создание независимого национального государства. На протяжении десятилетий шла борьба за объединение Германии и Италии. Образование в 1871 г. Германской империи и провозглашение Итальянского королевства в 1870 г. завершили эти процессы. Имена главных героев объединения - О. Фон Бисмарке, Б. Кавура, Дж. Гарибальди - хорошо известны. Кроме того, усилилось движение народов, входивших в состав многонациональных империй и не имевших собственной государственности. Речь идет о поляках, чехах, венграх, южнославянских народах, населявших Российскую, Австрийскую, Османскую империи. К концу ХIХ века борьба за национальное самоопределение реальных результатов не дала (за исключением Румынии, Сербии, Болгарии, вышедших из состава Османской империи и создавших независимые государства).
Особая ситуация возникла в XIX в. в США. Давняя затяжная борьба за отмену рабства вылилась в гражданскую войну 1861-1865 гг. Южные штаты, экономика которых базировалась на плантационном рабстве, заявили о выходе из федерального государства и создании так называемой Конфедерации Юга. Четырехлетняя война, совпавшая с годами президентства Авраама Линкольна, завершилась победой Севера и торжеством единства страны. Рабство было отменено. Начался период радикальных экономических преобразований южных штатов, известный под названием Реконструкции. Следует подчеркнуть, что национальные интересы, особенно во второй половине XIX века, будут определять весь ход развития международных отношений, разрушая старые и создавая новые союзы.





Особенности промышленного переворота в России.

С начальной стадией промышленного переворота в России связывают целый ряд изменений. К их числу относят начавшиеся систематичные технические преобразования в отдельных отраслях производства: установка паровых котлов и паровых машин, применение механических веретен в бумагопрядении, механических ткацких станков в ткачестве, цилиндренных машин и перротин в ситцепечатании, механической выделки бумаги на писчебумажных предприятиях, пудлингования в металлургии и т.д.

Металлургическая промышленность.

Главенствующее место России в поставке железа на международный рынок довольно быстро утрачивалось. Основанное на крепостном труде и отсталой технике, горнозаводское производство оказалось неконкурентоспособным, и его продукция вытеснялась английским, значительно более дешевым железом, производившимся методом пудлингования. Основную роль в горнозаводской промышленности по-прежнему играл Урал, дававший около 4/5 продукции. Продолжали действовать и отдельные сибирские заводы, и так называемые замосковные, расположенные в центральных губерниях Европейской России. Южный металлургический центр, которому принадлежало будущее, еще не сложился: казенный Луганский завод, созданный в XVIII в., оставался пока малоэффективным. Он, однако, сыграл в это время значительную роль в развитии каменноугольного промысла в Донецком бассейне.

В металлургической промышленности строительство заводов и рост выпускаемой продукции чрезвычайно замедлились. На Урале началось применение пудлингования. Застой в горнозаводской промышленности дал себя почувствовать в годы строительства первой в стране железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Рельсы для нее в 1837—1838 гг. ввозились из-за границы: русские заводы смогли обеспечить строительство металлом менее чем на один процент.

Ведущее место по выплавке чугуна, производству железа, а также в добыче меди принадлежало частным — вотчинным и посессионным заводам.

Особое место в горной промышленности в дореформенные десятилетия заняла добыча золота на Урале, в Сибири, а также в Казахстане, куда устремились и частные капиталы. С конца 40-х гг. при промывке золотоносных песков начинают все шире применяться машины.

Обрабатывающая промышленность.

Наиболее серьезные изменения произошли в обрабатывающей промышленности. Хлопчатобумажное производство в России началось с последней стадии производственного процесса — с набойки по ввозившемуся из-за границы миткалю. Затем появилось и хлопчатобумажное ткачество из импортируемой пряжи и лишь потом собственное бумагопрядение из ввозившегося в страну хлопка. Распространение ткачества в этой отрасли шло не только и даже не столько путем основания сразу мануфактурных предприятий, сколько в форме рассеянной мануфактуры, перерастания мелкого, преимущественно домашнего крестьянского производства в мануфактурное. Что же касается бумагопрядения, то оно началось в России сразу же со стадии механизированного производства.

В первые десятилетия определились и главные центры хлопчатобумажного производства — Шуйский уезд Владимирской губернии, а особенно село Иваново, и Москва с некоторыми уездами Московской губернии. На протяжении двух первых десятилетий XIX в. растущие потребности армии в солдатских сукнах и подкладочной ткани — каразее — обеспечивали суконной промышленности постоянного заказчика — казну. Но одновременно это ограничивало возможности развития отрасли: суконные мануфактуры, в подавляющем своем большинстве посессионные, обязывались выделывать только те сукна, какие требовались армии, и в том количестве, какое им было назначено. С окончанием наполеоновских войн принудительная поставка сукна в казну была отменена и заменена системой торгов. В то же время стали распространяться и купеческие мануфактуры, работавшие на рынок и вырабатывавшие тонкие сукна.

В середине 40-х гг. на ряде предприятий устанавливали различные машины для отделочных операций, ткачество же производилось в основном на ручных станках. Паровые двигатели были большой редкостью.

Парусно-полотняная промышленность, процветавшая в XVIII в., благодаря внешнему рынку и поставкам в казну, с развитием производства более дешевой хлопчатобумажной ткани утрачивала свои позиции.

Пароходы, вытеснявшие парусный флот, более дешевое машинное производство полотна в Англии все решительней сокращали его экспорт из России. Сохранялась, однако, работа на казну. Одновременно возрос вывоз сырья, что было вызвано спросом английских льнопрядильных фабрик. Одной из причин неконкурентоспособности парусно-полотняных предприятий по сравнению с хлопчатобумажными являлась также более слабая степень их механизации.

Но в то же время и в этой отрасли происходил неуклонный рост купеческих и крестьянских предприятий, основанных на наемном труде. В писчебумажной промышленности, действовавшей на рубеже столетий почти исключительно на основе крепостного труда со второй половины 30-х гг. стало распространяться машинное производство, и в 1850 г. уже 40 % продукции было произведено машинами.

Новые отрасли промышленности.

Из новых отраслей, получивших развитие во второй четверти XIX в., надо отметить свеклосахарную промышленность, машиностроение и добычу каменного угля. Долгое время Россия потребляла тростниковый сахар, ввозимый из-за границы. Существовавшие сахарорафинадные заводы в Петербурге и некоторых других городах использовали привозной сахарный песок. В начале XIX в. возникает собственное свеклосахарное производство, которое стало заметно расти с 30 — 40-х годов.

Производство сахара было сосредоточено в помещичьих имениях и главным образом на Украине. Помещики-предприниматели с 40-х гг. стали вводить технические усовершенствования, в частности и паровые машины, сохраняя при этом и принудительный труд.

Предшественниками отечественного машиностроения были механические мастерские при металлургических и некоторых других предприятиях, обслуживавшие нужды этих предприятий. Мастерская при казенной Александровской мануфактуре выполняла также заказы других предприятий.

В 40 — 50-х гг. возникает несколько крупных машиностроительных предприятие таких, как Сормовский завод, завод Нобеля и выросшие из небольших мастерских, будущие Невский и Балтийский заводы в Петербурге, а также казенный Александровский завод, переименованный из литейного в Главный механический завод Петербургско-Москосвской железной дороги. Петербург превращался в основной центр машиностроения. Нехватка частных капиталов способствовала распространению акционерных кампаний — более развитой формы организации капиталистических предприятий. Доминирующее место в акционерном учредительстве принадлежало производственным компаниям. Особенно значителен был рост акционерных компаний в предреформенные годы.

Добывающая промышленность.

Потребность промышленности в каменном угле покрывалась импортом, главным образом из Англии. Собственная же добыча была ничтожна. Главная роль принадлежала здесь Донецкому бассейну, но уже стал добываться подмосковный, уральский и кузнецкий уголь.

В начале 40-х гг. интерес к нефти повысился: назначается особый горный чиновник для изыскания нефтяных источников, а Черноморскому казачьему войску предписывается направлять троих воспитанников в Горный институт для специального обучения разработке нефти. Но вскоре нефтяные источники стали отдаваться с торгов на откуп. Такая система продолжалась и в 50-х гг.

Новые явления в промышленном развитии России нашли свое прямое отражение в росте численности и изменении состава рабочей силы, обслуживавшей промышленность. Это сказалось и в терминологии. В самом начале XIX в. совершенно исчез термин «работные люди», закрепились такие наименования, как «мастеровые», «рабочие», «чернорабочие». Пополнение рынка рабочей силы в XIX в. происходило, как и в предыдущем столетии, главным образом, за счет деревни — оброчных крестьян-отходников как помещичьих, так и государственных.

Транспорт.

Важные сдвиги наблюдаются в водном и сухопутном транспорте страны. Паровое судоходство появилось в 1815 г.

Несколько позднее в стране началось железнодорожное строительство. Первые опыты строительства и применения сухопутной паровой тяги в России были поставлены в промышленном производстве на Нижне-Тагильских металлургических заводах Демидовых. Здесь крепостные механики Е.А. и М.Е.Черепановы в середине 30-х гг. построили первые русские паровозы оригинальной конструкции. Однако министерство финансов, возглавляемое Е.Ф.Канкриным, долгое время энергично противилось строительству железных дорог в стране, что отразилось на масштабах и темпах начального этапа этого строительства. Ко второй половине 30-х гг. относится строительство первой государственной железной дороги между Петербургом и Царским Селом (1836 — 1837 гг.). Построенные несколько позже Петербурго-Московская (1842 — 1851 гг.), Петербурго-Варшавская (1852 — 1862 гг.) и другие железные дороги были важны как в политическом и военно-стратегическом, так и в экономическом отношениях.

В 1857 г. создается Главное общество российских железных дорог, разрабатывающее широкую программу строительства, возникают и отдельные акционерные компании Рижско-Динабургской (1858 г.), Волго-Донской (1858 г.), Московско-Ярославской (1859 г.), Московско-Саратовской (1859 г.) железных дорог.

ВОПРОС.

Внутренняя политика Александра I Павловича (перс.) (1801 – 1825).

В социально-экономическом развитии России было много нерешенных проблем.

Главными задачами своего правления он считал решение следующих вопросов: отмены крепостного права, реформу органов управления и просвещения. Он объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки, было запрещено печатать в газетах объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. последовал указ о «вольных (свободных) хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, т.к. за первую четверть 19 в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Стали разрабатываться проекты освобождения крестьян. После окончания Отечественной войны 1812 г. он, по просьбе помещиков Прибалтики, отменил здесь крепостное право.

Проводя реформы государственного управления, он заменил устаревшие коллегии министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала расти прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. В 1802 г. был реформирован сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Либеральный проект реформирования органов управления по поручению царя был создан статс-секретарем Непременного совета М.М. Сперанским. Однако из-за сопротивления дворянства он практически не был реализован.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества.

В 1817 г. вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за "дурные поступки" ссылать своих крестьян в Сибирь.

Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

Итак, Александру I не удалось провести коренные преобразования путем «реформ сверху». Насущные общественно-политические проблемы остались нерешенными. Неожиданная смерть императора в ноябре 1825 г. породила ситуацию междуцарствия, социальные потрясения и поиски будущими самодержцами иных путей преобразований в стране. (См. в хрестоматии раздел «Внутренняя политика Александра I».)

ВОПРОС.

Наши рекомендации